Особенности эмоционального развития у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Янковая Ирина Андреевна

Организация: ГБОУ Школа №199 д.о. №6

Населенный пункт: г. Москва

Эмоциональная сфера человека развивается, на протяжении всей его жизни. Раннее и дошкольное детство – особый в этом отношении период.  Особенность эмоционального развития в дошкольном возрасте заключается в том, что ребенок осваивает социальные формы выражения чувств. Изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение. Чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными. Формируются высшие чувства – нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Дошкольники с тяжелыми нарушениями это  достаточно  полиморфная категория. Но общей  особенностью  является    недоразвитие речи, которое определяет часто неготовность данной категории детей  к обучению в условиях общеобразовательной  школы. Развитие ребёнка понимается как сложный процесс, при котором дефект возникает в результате нарушения тех или иных функций, необходимых для нормального психического развития. Тот или иной тип аномального развития зависит от места, занимаемого этой функцией в общем психическом развитии, и от того, на каком этапе развития наступает нарушение. Тяжелое нарушение  речи нередко  сочетается с неврологической и психопатологической симптоматикой. В одних случаях нарушаемыми могут ока­заться основные свойства нервных процессов, т. е. сила, уравновешен­ность или подвижность, что оказывает влияние на дальнейший ход раз­вития ребёнка. В других случаях это нарушение может касаться какой-нибудь частной психической функции, например зрительного и слухо­вого восприятия, двигательных компонентов речи, двигательной сферы, эмоционально-волевой сферы. Этот частный дефект может вызвать сис­темное нарушение, задержать общее и психическое развитие ребёнка.

Развитие ребёнка, имеющего тот или иной дефект, идёт своеобра­зно. Своеобразие развития определяет, во-первых, характером аномалии (неполноценность зрения, слуха, речи, интеллектуальной недостаточностью), тяжестью нарушения или времени его наступления; во-вторых, особен­ностью компенсации, которая зависит и от характера обучения и воспитания, и от особенностей общения  ребёнка с окру­жающими детьми и взрослыми.

Л.С. Выготский считал, что принципиальные механизмы развития психики ребенка в норме и патологии едины: ведущая роль принадлежит общению и обучению в развитии психики ребенка; при этом ребенок не пассивно впитывает, а активно использует культурно- исторический опыт.

Сохраняют свою значимость идеи Л.С. Выготского  относительно практической реализации принципов коррекционной помощи проблемным детям: создание положительного эмоционального фона при совместной деятельности педагога и ребенка.

Без глубокого психологического исследования невозможно учесть особенности  развития ребёнка с ОВЗ. Этим занимается отрасль психологии, которая называется специальная психология. Одной из областей специальной психологии является психолингвистика. Теоретическую базу для отечественной психолингвистики заложил в своем труде « Мышление и речь»  Л. С. Выготский.

Психология дошкольника с тяжелыми нарушениям речи требует изучения своеоб­разия развития психики  ребёнка, путей формирования его личности, резко меняющегося хода его развития в зависи­мости от характера обучения и воспитания, сохранных возможностей, на которые можно опереться при обучении и воспитании тех или иных качеств, путей компенсации речевого нарушения.

Согласно концепции  Л. С. Выготского, в формировании высших психических функций речь играет   ни с чем несравнимую роль. Выполняя функции общения ребенка с взрослым, она является базой для развития мышления, обеспечивает возможность планирования и регуляции поведения, организацию всей его психической жизни влияет на развитие личности в целом.

Многие дети с тяжелыми нарушениями речи отличаются незрелостью эмоциональной сферы.

Эмоции и чувства  играют существенную роль в развитии ли­чности. У ребёнка с тяжелым недоразвитием речи наличие в эмоциональной сфере грубых первичных изменений способствует своеобразному психопатологическому формированию характера, новых отрицательных его качеств, рез­ко осложняющих коррекцию основного  нарушения. Вот почему изучение эмоций и чувств  такого ребёнка, их формирование и воспитание имеют столь   важное - значение.

 

С.Л. Рубинштейн подчёркивал, что " Раз­витие психики – это специфика детского возраста, пробивающаяся сквозь любую, самую тяжелую патологию организма".

Наряду со специфичным развитием психики происходит своеобразное развитие эмоциональной сферы   ребёнка, проявляющееся, прежде всего, в незрелости.

Незрелость эмоций и чувств  ребёнка  с тяжелыми нарушениями речи обусловлена в первую очередь особенностями развития его потреб­ностей, мотивов.

Симптомами нарушения эмоциональной сферы являются раздражи­тельность, повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, неуси­дчивость, отсутствие опосредованной мотивации. В отличие от дошкольника без речевой патологии, у ребёнка с тяжелыми нарушениями речи, испытывает трудности в  формировании социальных чувств, из-за сложности с коммуникацией.

Незрелость в эмоциональной сфере в дошкольном возрасте ещё резче  проявляется в школьный период, когда перед ребёнком ставят­ся задачи, требующие сложной и опосредованной формы деятельности.

Как отмечает Е.М. Мастюкова  при обследовании детей дошкольного возраста  с нарушениями речи, речевые расстройства сочетаются с выраженными нарушениями внимания, эмоциональной сферы, гиперактивным поведением, так как они составляют группу риска по дислексии и дисграфии,  т.е. в школьном возрасте у них могут проявиться специфические стойкие затруднения при обучении их чтению и письму и вызвать негативное отношение ребенка к обучению в  школе.

Школьный возраст отличается рядом особенностей, которые не имеют места на равных этапах развития детей, и требуют от ре­бенка совершенно новых  видов психической деятельности. Если в до­школьном возрасте ребёнок развивался в процессе игры и общения с окружающими, то в школе он попадает в условия обучения по обязательной программе. Изменяется тип ведущей деятельности из игровой в учеб­ную, перестраиваются мотивы. Основным мотивом становятся требования учителя.

 Ребенку с тяжелыми нарушениями  речи  присуще нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, замкнутость, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контакта с ними.

 

Такие дети легко переключаются с одного переживания на другое, проявляют несамостоятельность в деятельности, лёгкую внушаемость в поведении и играх, сле­дуют за другими детьми.

Кроме того, у детей  с  тяжелыми нарушениями речи часто бывают неаде­кватные воздействиям эмоции и чувства. Незрелость мотивационно -  потребностной сферы тормозят у них формирование высших чувств.

Изучение эмоций и чувств такого ребёнка, правильное их развитие  и воспитание, способствует формированию  его характера, новых положительных свойств личности и в конечном итоге, коррекции речевого  нарушения.

Для устранения нарушений в развитии эмоциональной сферы ребенка с тяжелыми нарушениями  речи необходимо  психолого- педагогическое сопровождение.

Проведение этой работы является специфической и очень важной задачей детских учреждений, поскольку от ее качества во многом зависит успешность развития компенсаторных процессов ребенка. Коррекционно- развивающая  работа, будучи неразрывно связанной с процессом обучения, должна пронизывать всю систему деятельности. Каждое из проводимых мероприятий (НОД, беседа, досуг или игра),     педагоги дошкольного  отделения должны  рассматривать, прежде всего, с точки зрения того, насколько оно эффективно в коррекционно - психологическом плане.

Коррекционо - развивающая работа предполагает целенаправленное комплексное воздействие на различные стороны развития  ребенка с тяжелыми нарушениями речи. Поэтому коррекционные усилия направлены на устранение либо сглаживание недостатков и развитие познавательной деятельности, эмоциональной сферы, физических, моторно-двигательных качеств, поведения и личности ребенка в целом.

Коррекционно- психологическая работа по устранению нарушений в эмоциональной сфере ребенка играет значительную роль в этом процессе.

Основанием для проведения коррекции и воспитания эмоций и чувств, служит положение, выдвинутое Л.С. Выготским о принципиальной возможности развития у  ребенка  с особенностями  в развитии сложных видов психической деятельности.

 Очень важно, чтобы средства коррекционно-психологического воздействия базировались на максимальном использовании сохранных возможностей ребенка, что в конечном счете  активизирует нарушенные функции.

 Также необходимо эмоциональное проведение  занятия. Богатый интонациями голос педагога действует положительно на детей с тяжелыми нарушениями речи, способствует возникновению и закреплению у них положительных эмоций, которые способствуют наиболее эффективному усвоению изучаемого материала.

 Особое  значение для развития и формирования эмоциональной сферы ребенка с речевыми нарушениями имеет не только коррекционная работа  педагога - психолога, учителя - логопеда, но и   воспитателя.  Он должен быть терпеливым, доброжелательным, уравновешенным, от его личностных качеств во многом зависит создание своеобразной оздоравливающей микросоциальной среды, в которой воспитывается ребенок. От педагогического мастерства воспитателя, от его выдержки, терпения, умения   похвалить, поддержать ребенка во многом зависит формирование эмоциональной сферы ребенка.

Большую роль на развитие личности дошкольника с тяжелыми нарушениями речи,  его эмоций и чувств оказывает коллектив. В коллективе, в сотрудничестве ребенка с окружающими людьми, в приобретении им социального опыта возникают и складываются высшие психические функции, такие как память, речь, эмоции и также складываются личные отношения между детьми, которые влияют на эмоциональную сферу ребенка. Положение  ребенка в коллективе зависит от оценок воспитателя: «Саша хороший, он помогает Тане дежурить», «Коля плохой, он не убирает за собой игрушки».  Поэтому решающую роль в формировании критериев положительного и отрицательного отношения детей друг к другу, т.е. на те эмоции, которые возникают при их взаимоотношениях, играют требования, выдвигаемые воспитателем в процессе воспитательной работы и создания коррекционно - развивающей среды. Умелое формирование коррекции личностных отношений в группе способствует формированию положительных эмоций и в дальнейшем таких социальных чувств, как чувство собственного достоинства, гордости, доброжелательности, сплоченности, дружбы и взаимопомощи.

Ведущую роль в формировании эмоций и чувств ребенка с тяжелыми нарушениями речи играет процесс развития положительных потребностей и мотивов. Включение детей в различные виды деятельности (игровую, творческую, общественную), в которых воспитываемое качество должно закрепиться в виде привычки поведения; формирования у детей осознания значимости результата деятельности; учет положения ребенка в системе межличностных отношений – все это способствует формированию положительных мотивов поведения и деятельности  ребенка. Это в свою очередь формирует такие эмоции и чувства, как сопереживание, сочувствие, сострадание, дружбы, взаимопомощи.  Несмотря на то, что  эмоциональная сфера у детей с тяжелыми нарушениями речи  развивается специфически и своеобразно. Поэтому очень важно, опираясь на имеющиеся сохранные функции и возможности ребенка  знать специфику, особенности, своеобразие его эмоциональной сферы, умело проводить коррекционную работу по устранению или частичному устранению нарушений в эмоциональной сфере. Это будет играть важную роль в развитии личности ребенка в целом и его адаптации в  дальнейшем.

 

Таким образом, своевременное  проведение коррекционно – психолого-логопедической  работы, учитывая эмоциональные особенности  ребенка  с  тяжелыми нарушениями речи, способствует не только сглаживанию серьезных  нарушений в развитии эмоций и чувств, но играют существенную роль в развитии и воспитании личности в целом, и способствует   более успешной коррекции речевого нарушения.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1. Батурина Г.И. Эмоции и чувства как специфическая  форма отражения действительности. - В кн. Диалектика познания и сознания. Учёные записки Ивановского пед. ин-та Иваново: Изд-во пед. ин-та, 1973 год.
  2. Выготский Л.С. Проблемы общей психологии.- Соб. соч. Т.П.-М.: Педагогика, 1962 год.
  3. Выготский Л.С.Мышление и речь. М., 1996 год.
  4. Выготский Л.С. Проблемы эмоций. Вопросы психологии, 1958 №3.
  5. Выготский Л.С.Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства, - М.: Изд-не эксп. дефект. инст-та, 1936 год.
  6. Мастюкова Е.М.  .Лечебная  педагогика. М., 1997год.
  7. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений - М.: Изд-во МГУ, 1976 г.
  8. Урунтаева. Г. А. Дошкольная психология.М.,1996 год.
  9. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. -М. -Политиздат, 1978 год.
  10. Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе, Функции и структуре эмоциональных процессов у ребёнка, -Вопросы психоло­гии, 1974 г.
  11. И. Изард  К. Эмоции человека. - Пер. с англ.М.: Изд-во МГУ, 1980 г.
  12. Диагностика и коррекция психического развития дошкольников. Под редакцией Я. Л. Коломинского. Минск, 1997 год.
  13. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах.т.1 -М.: Педагогика, 1983 г.
  14. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.:Учпедгиз, изд.2.16.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано: 20.12.2016