Словесные игры, как средство развития речи детей третьего года жизни в условиях Дома ребёнка

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Филонова Наталья Владимировна

Организация: МБДОУ д.с. №83 «Зоренька»

Населенный пункт: Алтайский край, г. Бийск

Игра- это естественный механизм познания мира.

В.Демчог.

 

Мой педагогический опыт формировался на базе Дома ребенка. Здесь я работала с 1989 года.  Имею 1 квалификационную категорию. За это время имела возможность воспитывать детей от рождения до четырех лет. Дети находятся в Доме ребёнка круглосуточно. Поэтому я старалась в группе создать спокойную, благоприятную обстановку, чтобы дети чувствовали комфорт и любовь взрослого. Большинство детей в дом ребёнка поступают с задержкой нервно-психического развития, поэтому основными задачами этого  учреждения являются: 

  • своевременная профилактика и коррекция отклонений в развитии и поведении ребенка
  • обеспечение своевременного и полноценного физического и психического развития ребёнка
  • облегчение социальной адаптации
  • подготовка детей к жизни в обществе

В условиях ФГОС, где дошкольное образование впервые рассматривается как первый уровень общего образования, коммуникативная деятельность направлена на решение задач, связанных с развитием свободного общения детей.

Цель моей работы:

  • реабилитация  детей
  • создание условий для умственного, нервно-психического развития детей
  • укрепление здоровья
  • максимальное раскрытие потенциала ребенка.

Хорошая речь- важнейшее условие всестороннего развития полноценного ребёнка. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности. Поэтому так важно заботится о своевременном формировании речи детей. Для детей третьего года жизни характерна потребность в общении.

Из опыта свой работы я знаю, что активная речь у детей, воспитывающихся в доме ребенка, возникает позже, чем у детей, растущих в семьях. У них происходит задержка речевого развития, как правило, на 1-2 эпикризных срока, что приводит к задержке общего развития.

Тема моей работы по самообразованию

«Словесные игры, как средство развития речи детей третьего года жизни ».

Выбор этой темы был обусловлен ее особенной актуальностью. Речь детей под направляющим руководством взрослого быстро совершенствуется. Развитие речи детей я осуществляла  при помощи различных средств, в том числе и словесных игр. Игра в трёх летнем возрасте является основным методом обучения детей развитию речи, также формой обучения, и самостоятельной деятельностью. Особенно это актуально для детей дома ребёнка.

Так как игра-одна из форм обучающегося воздействия взрослого на ребёнка, и она является основным видом деятельности детей, тоя во время занятий с игрой я ставила  перед собой цели:

  • обучающая
  • познавательная
  • воспитательная

Я считаю, что эти цели дополняют друг друга для лучшего усвоения материала.

На занятиях я использовала следующие методы и приёмы:

  • словесные (речевой образец, повторное проговаривание, объяснения, указание, вопрос)
  • наглядные (наблюдение, демонстрация наглядных пособий)
  • практические (жизненный опыт, реальные события)
  • взаимодействие ребёнка с взрослым
  • игровой (может быть наглядным и словесным).

Игровые приёмы побуждают у ребёнка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность и результативность занятий.

Все дидактические игры я делила на три основных вида:

  • игра с предметами
  • настольно-печатные
  • словесные.

Словесные игры помогают развитию как видовых, так родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребёнок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретённые ранее знания и словарь.

Формирование моего опыта происходило на базе учреждения КГБУЗ «Дом ребенка специализированный, г. Бийск». Словесные игры позволяли успешнее решать задачи по развитию речи. Планировала  и проводила занятия в системе, опираясь на опыт Л. Н.Павловой, К.Л.Печоры, Е.А Стребелевой. Выбрать наиболее удачные приемы воздействия на детей помогли разработки Гербовой В.В.

Благодаря правильному подбору методической литературы, тесному контакту с дефектологом и старшим воспитателем в работе с детьми я решала  ряд проблем. При планировании воспитательно -образовательной работы я опиралась  на «Программу воспитания и обучения детей в Доме ребёнка», где учитывала  возраст, состояние здоровья и достигнутый уровень нервно –психического развития. Для того, чтобы спланировать свою работу, я наблюдала за ребёнком. Это значит- учитывала его возрастные особенности, ежемесячно проводила диагностику нерво -психического развития.

Детей в подгруппы, распределяла по возрасту и по уровню развития. В течении года группы, изменяла в зависмости от того, как дети усвоили материал, и предлагала им более сложные задачи. Я считаю, что в подгруппах дети легче усваивают материал.

Свою работу я планировала следующим образом: первое и главное это игры занятия. Они дают положительные результаты при условии планомерности их проведения.

Словесные игры я включала в разные режимные моменты: утром, перед занятием-как речевую гимнастику и организующий момент, днём- индивидуально на прогулке, перед обедом-чтобы успокоить детей перед сном. Вечером я их вводила в сюжетно-ролевую игру, а также занималась индивидуально, с стеснительными детьми, или с теми, у кого не получалось. При планировании обязательно учитывала индивидуальные особенности (быстрая утомляемость, лёгкая возбудимость), результаты диагностики и эпикризные сроки, интересы детей. Я разработала перспективный план занятий со словесными играми по развитию речи для детей третьего года жизни. Который использовала при проведении ежедневных индивидуальных занятий.

Свои занятия я проводила в игровой форме. Игру и обучение я сочетала так, чтобы одно не мешало другому, а помогало. Решающая роль на занятиях принадлежала мне: это эмоциональное поведение, правильность речи, дружелюбное отношение к детям. Когда я разговаривала с ними, то делала это ласково, дружелюбно и тем самым вызывала положительные эмоции, желание заниматься. Дети занимались охотно с интересом, что, благотворно влияло на усвоение ими знаний и умений. Для этого использовала стишки, потешки, игрушки, картинки. Стихи и потешки я знала наизусть, поэтому я их рассказывала свободно, естественно, выразительно.

 Я считаю, что разные сочетания наглядности и слова зависят от задачи того или иного занятия. В связи с этим между наглядностью и словом устанавливала разные соотношения: в одном случае ведущую роль играет наглядность, в другом-слово. Ребёнок меньше возрастом больше нуждается в наглядно- действенном подкрепление слова, так как опыт его ещё не велик.

Показывая способы действий, которые дети должны воспроизвести, сопровождала свой показ словами. Побуждала детей называть то, что видят. У них закреплялась связь между словом и делом. Я также на занятиях использовала вопросы, подсказывающие ответ. Отвечая на мой вопрос, ребёнок пользовался звукоподражанием, что полезно для активной речи. На своих занятиях, я пользовалась словом в разных целях. Например, создать у детей интерес, привлечь внимание к наблюдаемому объекту, объяснить, побуждать к действию. Словесное моё обращение к детям, служило для понимания ребёнком моей речи. Я с детьми говорила короткими фразами, так как длительные, многословные объяснения не доступны их пониманию. Развитие способности у детей слушать без нарушения одного из основных принципов-сочетание и наглядности и слова- определяла соотношением между наглядным приёмом и словом. Зрительные впечатления детей не должны отвлекать их от прослушивания. Для этого я соблюдала постепенность и последовательность поставленной цели.

Материал для словесных игр подбирала, яркий, чёткий и понравившийся детям. Добивалась, чтобы ребёнок посредством словесных игр активно пополнял свой словарный запас, и формировал представление об окружающем. При проведении словесных игр, первостепенным считаю установление с детьми эмоционального контакта, потому что именно эмоциональное состояние имеет огромное значение  для их психического развития. Занятия и игры характеризуются общей для них чертой- наличие детской активности.

Занятия проводила как по подгруппам, так и индивидуально, также учитывала возраст и уровень развития ребенка. Я считаю, что у детей возрастает интерес, когда в тексте стихотворения, отвлеченное слово заменяла на имя ребенка. Индивидуальное внимание требовал каждый ребенок. Программный материал   каждым ребенком по-разному, у некоторых бывали затруднения, поэтому я после общего показа еще раз показывала детям, которые нуждаются в этом. Старалась, чтобы на каждом занятии, если это повтор, использовать разнообразный материал (книжки, картинки, героев сказок). Добивалась, чтобы ребёнок посредством словесной игры, активно пополнял свой словарный запас, и формировал представление об окружающем.

Все занятия делила на два этапа:

Первый этап-от 2до 2,6 лет

Второй этап-от 2,6до 3 лет

На каждом этапе своя задача:

  • в игре воспроизводит ряд логических, связанных действий
  • в игре действует взаимосвязано, последовательно, действия сопровождает словом

Моя задача заключалась в том, чтобы ребенок переходил с нижнего уровня развития на более высокий.

Справившись на первом этапе, с поставленной задачей и получив ряд умений и навыков, я ставила перед ребёнком следующую более сложную задачу.

Способность внимательно слушать у детей ещё не совсем была сформирована. В силу своей активности им было трудно сидеть спокойно, не отвлекаясь. Однообразие их утомляло. С этим я тоже считалась на своих занятиях.

Я организовывала игры так, чтобы зрительные впечатления, выполняли свою роль, а не отвлекали от прослушивания.

Словесные игры я объединила в четыре группы:

  • игры, которые формируют умение выделять существенные признаки предметов и явлений: «Магазин», «Да-нет».
  • игры, используемые для развития у детей умения сравнивать, сопоставлять, замечать различия: «Похож -не похож»
  • игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам: « Кому, что нужно?», « Назови одним словом»
  • игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления: «Летает. Не летает»

 

Так как словесные игры являются одним из видов дидактических игр, то для достижения лучших результатов я словесные игры проводила систематически и последовательно. Использование словесных игр я начинала в период адаптации. Это пальчиковые игры, пальчиковая гимнастика, так как это всё близко и знакомо детям-с ними занимались в грудной группе. Поэтому дети быстро стали узнавать «Сороку-сороку», «Козу рогатую».

По мере освоения и запоминания словесных игр с пальчиками я стала вводить игры на формирование словаря «Большой-маленький», «Отгадай кто к нам пришёл?»

Затем я начала использовать словесные игры на формирование связной речи. Это «Кто что ест», «Передай куклу Катю».

Хочется отметить, что словесные игры, вообще речевое общение с детьми, не только развивает активную речь, но и делает ребёнка более уверенным в своих силах, коммуникабельным, общительным.

Для анализа учебной деятельности постоянно наблюдала за развитием речи детей, вела документацию на каждого ребёнка. По показателям нервно- психического развития, соответствующим возрасту определяла уровень развития каждого ребёнка.

Но не только игры занятия и положительное эмоциональное общение с ребёнком способствуют развитию речи, но и предметно-развивающая среда, которая представлена в моей группе: игровыми зонами и оформленными уголками.

Были составлены индивидуальные листы занятий по развитию речи для улучшения динамики развития детей. 

 

Собранные данные мною за три года, подтверждают положительную динамику развития речи у детей третьего года жизни.

В результате моей работы выделены следующие критерии развития речи детей:

  • низкий уровень развития: пользуется в речи облегчёнными или полными словами. Например, кукла- «ля-ля», машина- «би-би», собака- «ав-ав» и т.д. (наблюдаются в момент сильной заинтересованности ребёнка).
  • средний уровень развития: строит предложения из двух и более слов. Например, кукла спит, дети играют мячом (наблюдаются во время игры, занятий, режимных процессов).
  • высокий уровень развития: начинает употреблять в своей речи сложные предложения. Появляются вопросы: «Где?», «Куда?». Например, мы ходили гулять на улицу. Там видели кошку, собаку. Куда побежала собака? (наблюдаются во время беседы с ребёнком на любую тему, или по картинке).

 

Литература.

  1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников [Текст]: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М. Изд. Центр Академии, 1986.
  2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: формирование грамматического строя речи [Текст]: Методическое пособие для воспитателей / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика - Синтез, 2004.
  3. Акимова, Г.Е. Лучшие игры для детей от 2 до 7 [Текст] / Г.Е. Акимова, Е.В. Фёдорова, Е.Н. Яковлева. - СПб.: ИД "Весь", 2002. - 192с.
  4. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: Книга для воспитателя детского сада / А.К. Бондаренко. - 2-е изд., дораб. - М.: Просвещение , 1991.
  5. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский. - М., 1982. - Т. 2.
  6. Гербова, В.В. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / В.В. Гербова, А.И. Максаков. - 2-е изд., перераб. - М: Просвещение, 1986. - 128 с.
  7. Галанова, Т.В. Развивающие игры с малышами до трёх лет [Текст] / Т.В. Галанова. - Ярославль: Академия развития: Академия, К: Академия холдинг, 2000.
  8. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / С.Л. Новосёлова, Е.В. Зворыгина и [др] ; под ред. С.Л. Новоселовой. - 4-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1985.
  9. Ермакова, И.А. Поиграй со мной, мама! Игры, развлечения, забавы для самых маленьких [Текст] / И.А. Ермакова. - Санкт - Петербург: Издательский Дом "Литера", 2006.
  10. Лямина, Г.М. Развитие речи ребёнка раннего возраста [Текст]: метод. пособие / Г.М. Лямина. - М.: Айрис-пресс, 2005.
  11. Павлова, Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления [Текст]: методическое пособие / Л.Н. Павлова. - М.: Мозаика - Синтез, 2000.
  12. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада / А.И. Сорокина. - М.: Просвещение, 1982.
  13. Теплюк, С.Н. Занятия на прогулках с детьми раннего дошкольного возраста [Текст]: пособие для педагогов дошк. учр. / С.Н. Теплюк. - М. Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
  14. «Программа воспитания и обучения детей в Доме ребенка» под редакцией Ямпольская Р.В., Фрухт Э.Л., Москва, 1987г
  15. Е. А. Екжанова, Е.А. Стребелева. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. (Дополнительная)
  16. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. М./ (Дополнительная)
  17. Э.Л. Фрухт, Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора. Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста.
  18. Л.Н. Павлова. Раннее детство: развитие речи и мышления. Е.А.
  19. Стребелева. Методика психолого-педагогического обследования детей.
  20. Г.В. Дедюхина, Е.В. Кириллова. Учимся говорить. 55  способов общения с неговорящим ребенком.

 

 

 

Опубликовано: 20.12.2016