Рекомендации для педагогов по обучению детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Мельник Наталия Николаевна

Организация: МДОУ «Детский сад «Белоснежка»

Населенный пункт: ЯНАО, Г. Надым

Включение детей с особыми образовательными потребностями в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения изменяет, прежде всего, установки взрослых на детей – у всех детей есть особенности, особые образовательные потребности не только у «особых». При таком подходе педагогика становится инклюзивной в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует создания новых форм и способов организации образовательного процесса.

Условия реализации инклюзивной практики в детском саду:

  • Профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход;
  • Специально организованная среда планируется и выстраивается совместно  специалистами и воспитателями при участии родителей в процессе наблюдения за потребностями, особенностями развития, самостоятельными действиями, интересами детей, в соответствии с зоной ближайшего развития ребенка.

Рекомендации для педагогов по обучению детей  с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования.

Более миллиона детей в России имеют проблемы со зрением и различные заболевания глаз. При работе с детьми с нарушениями зрения, педагогам необходимо учитывать остроту зрения.

Рекомендации по организации общения со слабовидящими дошкольниками.

В процессе общения со слабовидящими дошкольниками необходимо:

  • использовать принцип уважения и доброжелательности для построения общения с ребенком с нарушенным зрением;
  • формировать у слабовидящего ребенка чувство уверенности в своих силах, но вместе с тем оказывать такому ребенку необходимую практическую помощь;
  • стараться стоять как можно меньше против света в ходе общения с ребенком данной категории;
  • называть ученика по имени, когда задаешь ему вопросы или делаешь замечание;
  • использовать позитивную мотивацию в работе: создавать умышленные ситуации успеха и поощрения;
  • не акцентировать внимание на физическом недостатке слабовидящего ребенка;
  • не проявлять излишнего любопытства по поводу зрения ребенка указанной категории, а также не проявлять сентиментального сочувствия, которое раздражает детей;
  • научить слабовидящего ребенка пользоваться помощью нормально видящего ребенка;
  • научить ребенка с нарушением зрения ориентироваться в группе;
  • по мере возможностей ребенка привлекать его к подвижным играм, спортивным мероприятиям.

Рекомендации по организации процесса обучения слабовидящих дошкольников.

1. Учет возрастных и индивидуальных особенностей слабовидящих детей.

Учитывать состояние зрительных функций, уровень развития зрительного восприятия, нарушения цветовосприятия слабовидящего ребенка, получать от врачей показания к использованию линз, очков, данные о противопоказаниях или дозировке физической нагрузки.

2. Соблюдение особенностей построения образовательной деятельности:

1) в ходе объяснения материала:

  • сочетать словесное описание действий, предметов и ситуаций с непосредственным изучением материала на ощупь;
  • при демонстрации какого-либо предмета комментировать его свойства;
  • говорить более медленно, ставить вопросы четко, кратко, конкретно, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание;
  • не торопить с ответом, давать время на обдумывание;
  • обращать внимание на руки педагога при обследовании предмета, обводке и т.д. (руки педагога движутся медленно, каждое движение сопровождается словом, показом);
  • использовать дополнительный материал: контур, силуэт, рисунок, индивидуальные картинки для слабовидящих детей;
  • сопровождать невербальные жесты, такие как кивок головы, жесты руками и т.п., словами и иногда прикосновением (похлопывание по плечу), так как слабовидящий ребенок не видит выражения лица;
  • спокойно употреблять выражения, в которых встречаются слова «видеть, смотреть» и т.п.;

2) при организации деятельности слабовидящего ребенка в ходе НОД:

  • использовать упрощенный вариант задания, дифференцированную оценку результатов работы и т.д.;
  • разрешать слабовидящему ребенку вставать со своего места, чтобы лучше понять объяснение;
  • давать больше времени ребенку с нарушением зрения на выполнение задания, так как слабовидящий ребенок всегда будет медленнее выполнять задание, чем остальные дети;
  • обязательно проводить динамическую паузу со зрительной гимнастикой во время НОД, в режимных моментах и др.

3. Использование специальной наглядности в процессе обучения:

  • использовать более крупную как фронтальную наглядность, так и дифференцированную, индивидуальную;
  • использовать фоны, улучшающие зрительное восприятие при демонстрации объектов. Наиболее благоприятен показ предмета на черно-белом фоне, либо на зеленом (успокаивающем), коричневом (спокойном, контрастном) или оранжевом (стимулирующем). Следует сочетать предмет и фон по цвету, чтобы можно было лучше его рассмотреть во всех деталях. Предметы должны быть крупными, яркими по цвету, точными по форме и деталям;
  • использовать подставки, позволяющие рассматривать объект в вертикальном положении;
  • размещать объекты так, чтобы они не сливались в единую линию, пятно, а хорошо выделялись по отдельности;
  • проводить демонстрацию картин на определенном фоне.

4. Организация рабочего места слабовидящего ребенка:

  • сажать ребенка так, чтобы свет падал  слева и сверху.  Необходимо соблюдать разработанные нормативы освещенности – общая освещенность не менее 1000 люкс и дополнительная освещенность рабочего места;
  • важно не оставлять дверцы шкафов приоткрытыми в целях безопасности ребенка;
  • необходимо предупреждать слабовидящего ребенка, если в группе меняется месторасположение мебели.

Использование данных рекомендаций в образовательной деятельности поможет педагогам организовать эффективный процесс обучения слабовидящего ребенка.

 

 Формы работы с детьми  по осуществлению коррекционной работы с детьми

Возраст

Первая половина дня

Вторая половина дня

Ранний возраст

Игры-занятия с   воспитателями, игры имитационного характера

Игры-занятия с воспитателями,   игры имитационного характера

Младший   дошкольный

Специальные   занятия с воспитателями, хороводные лого-ритмические, пальчиковые,   дидактические игры.

Специальные занятия с воспитателем с использованием ИКТ, коррекционные упражнения в играх, бытовой деятельности, сюжетно-ролевые, пальчиковые и дидактические игры

Средний   дошкольный

Специальные занятия с воспитателем,   коррекционные упражнения на различных занятиях, в играх, бытовой деятельности,  логопедическая ритмика, подвижные, пальчиковые и    дидактические игры.

Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по рекомендациям специалистов, коррекционные упражнения в играх, бытовой деятельности, сюжетно-ролевые, пальчиковые и дидактические игры.

Старший   дошкольный

Специальные занятия с воспитателем,  логопедическая ритмика, коррекционная работа во время режимных моментов,   на прогулках, самообслуживания,  хозяйственно-бытового труда и труда на природе, экскурсиях, в играх и развлечениях,  логопедическая ритмика, подвижные, пальчиковые и    дидактические игры.

Вечерние индивидуальные занятия воспитателя по рекомендациям специалистов, специальные занятия с воспитателем с использованием ИКТ, использование элементов сказкотерапии, коммуникативные, речевые  игры и упражнения, психогимнастика, игровые моделирования проблемных ситуаций, корригирующая мини-гимнастика, коррекционная работа во время режимных моментов,  на природе, самообслуживания, хозяйственно-бытового труда и труда, на прогулках, экскурсиях, в играх и развлечениях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры и упражнения игры для детей с нарушениями опорно-двигательной сферы

 

№   п/п

Название   игры

Направление

Цель

1.

«Летим на   Марс»

Игра на   формирование правильной осанки   

Обучение   приёмам игры в мяч, развитие умения ориентироваться в пространстве,   координация движений рук, развитие мышц плечевого пояса.

2.

«Перешагни   через верёвочку»   

 Игра на   формирование правильной осанки   

 

Развитие   координации движений, ловкости, формирование навыка в перешагивании   препятствия.

3.

«Нарисуем фигуру»

Игра для формирования  свода стопы.

Профилактика и коррекция плоскостопия, укрепление мышц свода стоп.

4.

«Поймай рыбку»

Игра для формирования  свода стопы.

Укрепление мышц и связок стоп с целью предупреждения плоскостопия.

5.

"Кораблики"

Игра на укрепление мышц спины и брюшного пресса.

Укрепление мышц спины и брюшного пресса.

6.

"Футбол"

Игра на укрепление мышц спины и брюшного пресса.

Укрепление мышц спины и брюшного пресса; формирование навыка ловли мяча в положении лежа.

7.

"Морская фигура"

Игра на формирование правильной осанки.

Совершенствование навыков правильной осанки в различных исходных положениях, с различными движениями рук.

8.

"Рыбки и акулы"

Игра на формирование правильной осанки.

Совершенствование навыков правильной осанки в положение строевой стойки.

9.

«Проходи, не урони!»

Игра на формирование правильной осанки.

Совершенствование навыков правильной осанки и положения головы, совершенствование координационных двигательных способностей.

10.

«Дорожка здоровья»

Игра на развитие координации движений.

Развитие ловкости, равновесия, координации движений.

11.

«Собиралочка»

Игра для формирования  свода стопы.

Укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, развитие подвижности пальцев ног.

12.

«Пингвины на льдинах»

Игра на укрепление мышц нижних конечностей.

Формирование правильной осанки, укрепление мышечного корсета позвоночника, развитие координации движений в крупных мышечных группах нижних конечностей.

 

Ссылки на использованные интернет-ресурсы:

  1. http://www.antiplagiat.ru/go?to=VPajcDXuP_hVHj47oDRVonJ26B4FqpLhqTniw0wdUblMZlPTRPW31fA7TsaQYSyOSMyhqSSkl0ug3GCOaBhCtal0l75SpZzcJTecG03kdZZvVFQJ0
  2. http://www.antiplagiat.ru/go?to=wwPaYUqDJjr6hgoKzaPqYRbFPULwhQcW-XHPrHlbv0r_69nZX-M7Igzm8QDi1DNL26xL6C3FxT3hG076tgIZNdvU4FQ8166vwjXpE6ZI49FpLBZu0
  3. www.firo.ru
Опубликовано: 02.01.2017