Кружковая работа в подготовительной к школе группе «Волшебная глина»

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Павлова Светлана Леонидовна

Организация: МБДОУ «Детский сад №10»

Населенный пункт: Вологодская область, г. Череповец

Пояснительная записка
 

Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.

Творчество детей – это особый вид искусства.

Практически все дети любят лепить и используют для этого все подходящие материалы - от песка до маминого теста. Занятие это не только увлекательное, но и полезное. Польза для родителей и воспитателей очевидна :ребенок в течении длительного времени занят делом, не носится, не бесится,не смотрит планшет и не рисует на обоях, Польза для детей гораздо существенней.
 

Чем полезна лепка?
 

1. Для умственного развития

  • Когда ребенок разминает глину в руках, создает из нее детали разных форм, присоединяя их друг к другу, сплющивает, вытягивает, развивается мелкая моторика рук.Научно доказано, что она влияет напрямую на развитие речи малыша, координации движений и логическое мышление. Функции руки и речи развиваются параллельно.
  • Когда ребенок концентрируется на своем занятии, он учится терпению и усидчивости.
  • Когда он создает из стандартных кусочков новые формы, развивается абстрактное мышление, творческие способности.
  • Когда малыш двумя руками катает колбаску или шарик, у него работают оба полушария мозга, укрепляются межполушарные связи, что способствует развитию внимания и саморегуляции. Он учится координировать движения обеих рук, соответственно приобретает сенсорный опыт. При лепке задействованы все пальцы и внутренняя поверхность ладоней. Лепка из глины дает тот же эффект, что и массаж рук.
  • Лепка по образцу развивает память, логическое мышление, терпение, умение собраться, сосредоточиться и довести начатое до конца и оценить свой результат, сравнив его с оригиналом.
  • Когда ребенок лепит то, что сам придумал развивается воображение, творческие способности и образное мышление

2. Для здоровья и эмоционального состояния

  • Занятия лепкой благотворно влияют на нервную систему, психическое и эмоциональное состояние малыша.
  • Спокойное занятие лепкой способствует нормализации сна и понижению чрезмерной активности, уменьшают раздражительность и возбудимость.
  • Лепка позволяет «определить» страх и преодолеть его через физическое взаимодействие — сломать , смять фигурку, изменить ее форму.
  • Психологи активно используют лепку, как одно из направлений арт-терапии, которая обращается к внутренним скрытым самоисцеляющим ресурсам ребенка.
  • Опыт создания шедевров из обычной глины убеждает ребенка в его значимости и нужности, учит смотреть на вещи под другим углом и находить оригинальные решения даже в самых безвыходных ситуациях.

3. Для развития личности

  • Лепка — простой и эффективный способ выявить скрытые способности и развить естественные навыки малыша.
  • Лепка знакомит детей с понятием формы и цвета. Дает опыт тактильного восприятия на уровне « мягкий – твердый», «теплый-холодный», » мокрый-сухой».


Обучение лепке дает возможность почувствовать радость творческого труда. Дети не только будут учиться лепить, но и познакомятся с традициями русской народной лепки.

Глина – хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все, что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.
 

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

  • Развитие творческой активности детей в процессе лепки из глины.

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • Воспитывающая: способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия лепкой из глины;
  • Познавательная – познакомить с трудом людей во время лепки из глины, научить лепить из нее, подвести к пониманию ценности народного искусства;
  • Развивающая: развивать тонкую моторику рук, расширить представления детей о природном окружении, об объекте неживой природы- глине, о русском народном творчестве.

ПРИНЦИПЫ:

  • Учитывать интересы, возможности ребенка при организации занятий.
  • Организовать коллективную, групповую, индивидуальную формы работы с детьми.
  • Создавать комфортный психологически климат, стимулировать успех детей.
  • Не мешать ребенку творить.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА:

  • Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю, длительность которой 25-30 минут.


СТРУКТУРА НОД

1 занятие.

  • Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры). Беседы и рассматривание образцов.
  • Объяснение, показ приемов лепки.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Физминутка.
  • Рассматривание готовых работ.
  • занятие.
  • Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры)
  • Грунтовка готовых работ после сушки
  • Физминутка.
  • Роспись готовых работ гуашевыми красками.
  • Рассматривание готовых работ. Анализ. Сравнение с образцом.

Ожидаемые результаты реализации программы у детей:

Должны знать и уметь:

  • свойства глины;
  • аккуратно лепить, используя стеку;
  • сглаживать пальцами поверхность;
  • передавать образ предметов и игрушек;
  • выделять выразительные средства дымковской и каргопольской игрушек;
  • раскрашивать вылепленные изделия;
  • иметь представление о декоративном прикладном творчестве;
  • знать, что такое гончарный круг;
  • повысится уровень развития мелкой моторики рук;
  • увеличится активный словарный запас детей, повысится качество связной речи.

Планирование кружковой работы

«Волшебная глина»

В подготовительной к школе группе на 2015-2016 учебный год

месяц

Нед.

тема

задачи

оборудование

октябрь

1

Вводное занятие

Знакомство с глиной , как природным материалом, с атрибутами для лепки.

Техника безопасности при работе.

- Выявить свойства глины при экспериментировании  (влажная, мягкая).

-Дать представление о народных промыслах, воспитывать интерес к русскому народному творчеству ,

-Воспитывать интерес к лепке из глины

- глина;

- доски для лепки; -стеки ;

-вода;

- магнитофон

 

2

Лепка « Бусы» или

 « Гусеница»

Научить основным приемам лепки :разминание, отщипывание, сплющивание , скатывание

-глина;

- доски для лепки; -стеки ;

-вода;

-бусы;

- магнитофон

 

3

 Грунтовка работ :

« Бусы» или

 « Гусеница»

- Учить грунтовать высушенное изделие белой краской

-воспитывать аккуратность в работе,

-воспитывать интерес к лепке из  глины.

-водоэмульсионная белая  краска,

 -кисти ,

- вода,

-клеенки

 

4

 Роспись работ :

« Бусы» или

 « Гусеница» «Колобок»

-Учить декоративно оформлять вылепленные изделия,  работать аккуратно;

-Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

-Воспитывать интерес к лепке из глины.

 -гуашь,

-кисти ,

- вода ,

- доски для лепки;

- магнитофон

ноябрь

1

Лепка плоских сувениров

-Показать способ лепки плоских фигурок с помощью формочек ;

-Развивать чувство формы, творческое воображение,  мелкую моторику,   внимание, мышление , память,  речь.

 

- глина;

- доски для лепки; -стеки ;

-вода;

- магнитофон

- формочки для лепки

 

2

Лепка фигурных брелоков

-Продолжать учить основным приемам лепки: вдавливание, разрезание, соединение деталей,

з аострение;

- Развивать чувство формы, творческое воображение,  мелкую моторику,   внимание, мышление , память,  речь

 

 

- глина;

- доски для лепки; -стеки ;

-вода;

- магнитофон

 

 

3

Грунтовка плоских сувениров  и

фигурных брелоков

- Учить грунтовать высушенное изделие белой краской

-воспитывать аккуратность в работе,

 

 

водоэмульсионная белая  краска,

 -кисти ,

- вода,

-клеенки,

- магнитофон

 

4

Роспись  плоских сувениров  и

фигурных брелоков

Развивать чувство формы, пропорций, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

-Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке.

 -Учить декоративно оформлять вылепленные изделия,  работать аккуратно;

 

-гуашь,

-кисти ,

- вода ,

- доски для лепки;

- магнитофон

декабрь

1

« Колокольчик»

-Продолжать учить детей лепить из глины – способ лепки предмета полой формы ;

-Развивать внимание, мышление, память, воображение, мелкую моторику, речь.

-Воспитывать интерес к лепке из глины.

- глина;

- доски для лепки; -стеки ;

-вода;

- магнитофон

 

 

2

Грунтовка и роспись

  « Колокольчика»

- Учить грунтовать высушенное изделие белой краской

-воспитывать аккуратность в работе,

-учить декоративно оформлять вылепленные изделия.

 

водоэмульсионная белая  краска,

 -кисти ,

- гуашь или акриловые краски,

- вода,

-клеенки,

- магнитофон

 

3,4

«Новогодние игрушки»

(Лепка, грунтовка , роспись)

-Учить детей моделировать разные елочные игрушки из глины; вырезать фигурки формочками.  Продолжать учить украшать  с помощью дополнительных материалов (бусины, бисер, блестки,  горох, крупа).

-Развивать чувство формы, пропорций, глазомер, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

-Вызвать желание сделать необычные, красивые новогодние игрушки для нашей елочки.

-глина;

- глина

- формочки для выпечки;

- бусины;

- горох;

- бисер;

- крупа;

- блестки;

- тесьма для петелек;

- доски для лепки; водоэмульсионная белая  краска,

 -кисти ,

- гуашь или акриловые краски,

- вода,

 

 

январь

2

«Новогодняя елочка»

-Продолжать учить детей лепить из глины, украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, бисер, блестки, горох, крупа). Учить детей вырезать стеками по картонному шаблону.

-Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

-Воспитывать интерес к лепке из глины. Вызвать желание сделать необычную, красивую новогоднюю елочку.

-глина;

-стеки;

-вода;

- бусины;

-горох;

- бисер;

- крупа;

- блестки;

- доски для лепки.

 

3,4

«Чайная пара»

( лепка, грунтовка , роспись)

-Продолжать учить детей лепить из глины,

-Научить детей способу лепки из шара сдавливанием пальцами и прикреплением ручки чашки ;

-Продолжать учить наносить декоративный рисунок на объемные фигуры ;

-Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

 

- глина;

- доски для лепки; -стеки ;

-вода;

- магнитофон

водоэмульсионная белая  краска,

 -кисти ,

- гуашь или акриловые краски.

 

февраль

1,2

  1. Знакомство с «Дымковской игрушкой»

 ( беседа , ЧХЛ , показ иллюстраций и игрушек)

  1. Лепка

 « Петушок» или

« Индюк»

-Знакомство детей с народным промыслом, изготовлением дымковских игрушек;

- Показ способов лепки поэтапно;

-Знакомство с гончарным кругом,

 -Активизировать освоенные способы лепки  (раскатывание шара, сплющивание  в диски полусферу, прищипывание, защипывание края, вдавливание).

-Развивать чувство формы, пропорций, согласованность в работе обеих рук, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

-Воспитывать интерес к лепке из глины, к народной игрушке.

- глина;

- доски для лепки; -стеки ;

-вода;

- магнитофон

- поделки из глины  : петушок , индюк , барыня, подготовленные воспитателем,

-альбом «Дымковская игрушка»

-конспект

« Дымковская игрушка»( стр.122 Рабочая программа воспитателя)

 

3,4

  1. Грунтовка

« Петушок» или

« Индюк»

2. Роспись игрушек

- Учить грунтовать высушенное изделие белой краской,

-воспитывать аккуратность в работе,

-учить декоративно оформлять вылепленные изделия.

 

- доски для лепки; -стеки ;

-вода;

- магнитофон

водоэмульсионная белая  краска,

 -кисти ,

- гуашь или акриловые краски.

 

март

1,2

Лепка карандашницы  или вазы цилиндрической формы

 

Грунтовка и роспись

- Продолжать учить детей лепить из глины.

-Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

-Научить новому способу лепки: вырезание из целого куска глины при использовании цилиндрической болванки

-Учить грунтовать высушенное изделие белой краской,

-воспитывать аккуратность в работе,

-учить декоративно оформлять вылепленные изделия.

 

 

-глина,

- стеки.
- болванки,

-вода,

-кисти,

- доски для лепки

водоэмульсионная белая  краска,

 -кисти ,

- гуашь или акриловые краски.

 

 

3,4

Панно рельефное в подарок маме.

 

Грунтовка и роспись.

- Научить изготовлять глиняное панно, начиная с подготовки основания ,затем приклеивать основные детали композиции ;

-Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь.

-Воспитывать интерес к лепке из глины

- Учить грунтовать высушенное изделие белой краской,

-Воспитывать аккуратность в работе,

-Воспитывать эстетический вкус при росписи изделия.

 

 

глина,

- стеки.

-вода,

-кисти,

- штампы,

- доски для лепки

водоэмульсионная белая  краска,

 -кисти ,

- гуашь или акриловые краски,

-керамические панно для рассматривания

 

апрель

1,2

Знакомство с каргопольской игрушкой.

Лепка «Конь»

-Знакомство детей с народным промыслом

 « Каргопольской игрушкой» , сравнение с дымковской игрушкой;

-Показать  пластический способ лепки игрушки поэтапно;

-Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

-Воспитывать интерес к лепке из глины, к народной инрушке.

. - глина;

- доски для лепки; -стеки ;

-вода;

- магнитофон

- поделки из глины  : конь , олень,  собачка ,подготовленные воспитателем,

-альбом

« Каргопольская игрушка»

 

 

3,4

Грунтовка и роспись каргопольской игрушки

-Учить грунтовать высушенное изделие белой краской,

-Воспитывать аккуратность в работе,

-Учить декоративно оформлять вылепленные изделия,

-Воспитывать эстетический вкус при росписи изделия,

 

-Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

-Воспитывать интерес к народной игрушке.

- стеки.

-вода,

-кисти,

- доски для лепки

водоэмульсионная белая  краска,

 -кисти ,

- гуашь или акриловые краски, каргопольские игрушки для образца

май

1,2

Лепка сосуда из глиняных жгутов.

 

Роспись и декорирование

-Познакомить с новой техникой: спиральной  лепки из глиняных жгутов, показ способа лепки сосуда ,

-Показать способ декорирования сосуда налепным способом ,

-Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

-Вызвать желание сделать необычные, красивые вазы

глина,

- стеки.

-вода,

-кисти,

- доски для лепки,

- для украшения : бисер, бусины , горох,

-кисти ,

- гуашь или акриловые краски

 

3,4

Подготовка к выставке « Чудеса из глины»

 

-Развивать образное мышление, творческое воображение, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.

-Воспитывать интерес к глиняному народному искусству и отображению ярких представлений в лепке.

Оформление выставок:

-Елкины игрушки

-Обезьянки на ветке
-Хоровод петушков
-Наши четвероногие друзья

Презентация

 « Наши мастера»

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Декоративная лепка в детском саду/ под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной, 2008.
  2. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет/ под ред. Лыковой И.А.
  3. Лепка  из глины для детей. Развиваем пальцы и голову. ( сост. С.Ю. Ращупкина)2010 г.
  4. Основы художественного ремесла. Послушная глина./ Г. Федотов .1997г.
  5. Поделки из природных  материалов./ авт .Р.В.Белякова.

 Глава « Глиняная поэзия» .

 

 

  • otchet-po-samoobrazovaniyu.. 1,5 МБ
  • Опубликовано: 17.01.2017