Кружковая работа в подготовительной к школе группе «Волшебная глина»
Конференция: Развитие детей дошкольного возраста
Автор: Павлова Светлана Леонидовна
Организация: МБДОУ «Детский сад №10»
Населенный пункт: Вологодская область, г. Череповец
Пояснительная записка
Развитие детского творчества является актуальной проблемой. Творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека. Творческое созидание – это проявление продуктивной активности человеческого сознания.
Творчество детей – это особый вид искусства.
Практически все дети любят лепить и используют для этого все подходящие материалы - от песка до маминого теста. Занятие это не только увлекательное, но и полезное. Польза для родителей и воспитателей очевидна :ребенок в течении длительного времени занят делом, не носится, не бесится,не смотрит планшет и не рисует на обоях, Польза для детей гораздо существенней.
Чем полезна лепка?
1. Для умственного развития
- Когда ребенок разминает глину в руках, создает из нее детали разных форм, присоединяя их друг к другу, сплющивает, вытягивает, развивается мелкая моторика рук.Научно доказано, что она влияет напрямую на развитие речи малыша, координации движений и логическое мышление. Функции руки и речи развиваются параллельно.
- Когда ребенок концентрируется на своем занятии, он учится терпению и усидчивости.
- Когда он создает из стандартных кусочков новые формы, развивается абстрактное мышление, творческие способности.
- Когда малыш двумя руками катает колбаску или шарик, у него работают оба полушария мозга, укрепляются межполушарные связи, что способствует развитию внимания и саморегуляции. Он учится координировать движения обеих рук, соответственно приобретает сенсорный опыт. При лепке задействованы все пальцы и внутренняя поверхность ладоней. Лепка из глины дает тот же эффект, что и массаж рук.
- Лепка по образцу развивает память, логическое мышление, терпение, умение собраться, сосредоточиться и довести начатое до конца и оценить свой результат, сравнив его с оригиналом.
- Когда ребенок лепит то, что сам придумал развивается воображение, творческие способности и образное мышление
2. Для здоровья и эмоционального состояния
- Занятия лепкой благотворно влияют на нервную систему, психическое и эмоциональное состояние малыша.
- Спокойное занятие лепкой способствует нормализации сна и понижению чрезмерной активности, уменьшают раздражительность и возбудимость.
- Лепка позволяет «определить» страх и преодолеть его через физическое взаимодействие — сломать , смять фигурку, изменить ее форму.
- Психологи активно используют лепку, как одно из направлений арт-терапии, которая обращается к внутренним скрытым самоисцеляющим ресурсам ребенка.
- Опыт создания шедевров из обычной глины убеждает ребенка в его значимости и нужности, учит смотреть на вещи под другим углом и находить оригинальные решения даже в самых безвыходных ситуациях.
3. Для развития личности
- Лепка — простой и эффективный способ выявить скрытые способности и развить естественные навыки малыша.
- Лепка знакомит детей с понятием формы и цвета. Дает опыт тактильного восприятия на уровне « мягкий – твердый», «теплый-холодный», » мокрый-сухой».
Обучение лепке дает возможность почувствовать радость творческого труда. Дети не только будут учиться лепить, но и познакомятся с традициями русской народной лепки.
Глина – хороший материал для лепки. Это приятный, податливый, пластичный и экологически чистый материал. Из него можно вылепить все, что угодно, а после сушки и раскрашивания оставить в виде сувенира на долгие годы. Полученный результат можно увидеть, потрогать. Его интересно показать другим и получить одобрение. Благодаря этому ребенок чувствует себя создателем и испытывает удовлетворение и гордость за свои достижения.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
- Развитие творческой активности детей в процессе лепки из глины.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
- Воспитывающая: способствовать развитию творческих способностей детей, воспитанию художественно-эстетического вкуса через занятия лепкой из глины;
- Познавательная – познакомить с трудом людей во время лепки из глины, научить лепить из нее, подвести к пониманию ценности народного искусства;
- Развивающая: развивать тонкую моторику рук, расширить представления детей о природном окружении, об объекте неживой природы- глине, о русском народном творчестве.
ПРИНЦИПЫ:
- Учитывать интересы, возможности ребенка при организации занятий.
- Организовать коллективную, групповую, индивидуальную формы работы с детьми.
- Создавать комфортный психологически климат, стимулировать успех детей.
- Не мешать ребенку творить.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА:
- Образовательная деятельность проводится 1 раз в неделю, длительность которой 25-30 минут.
СТРУКТУРА НОД
1 занятие.
- Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры). Беседы и рассматривание образцов.
- Объяснение, показ приемов лепки.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Физминутка.
- Рассматривание готовых работ.
- занятие.
- Создание игровой ситуации (сказочный персонаж, загадки, игры)
- Грунтовка готовых работ после сушки
- Физминутка.
- Роспись готовых работ гуашевыми красками.
- Рассматривание готовых работ. Анализ. Сравнение с образцом.
Ожидаемые результаты реализации программы у детей:
Должны знать и уметь:
- свойства глины;
- аккуратно лепить, используя стеку;
- сглаживать пальцами поверхность;
- передавать образ предметов и игрушек;
- выделять выразительные средства дымковской и каргопольской игрушек;
- раскрашивать вылепленные изделия;
- иметь представление о декоративном прикладном творчестве;
- знать, что такое гончарный круг;
- повысится уровень развития мелкой моторики рук;
- увеличится активный словарный запас детей, повысится качество связной речи.
Планирование кружковой работы
«Волшебная глина»
В подготовительной к школе группе на 2015-2016 учебный год
месяц |
Нед. |
тема |
задачи |
оборудование |
октябрь |
1 |
Вводное занятие Знакомство с глиной , как природным материалом, с атрибутами для лепки. Техника безопасности при работе. |
- Выявить свойства глины при экспериментировании (влажная, мягкая). -Дать представление о народных промыслах, воспитывать интерес к русскому народному творчеству , -Воспитывать интерес к лепке из глины |
- глина; - доски для лепки; -стеки ; -вода; - магнитофон |
|
2 |
Лепка « Бусы» или « Гусеница» |
Научить основным приемам лепки :разминание, отщипывание, сплющивание , скатывание |
-глина; - доски для лепки; -стеки ; -вода; -бусы; - магнитофон |
|
3 |
Грунтовка работ : « Бусы» или « Гусеница» |
- Учить грунтовать высушенное изделие белой краской -воспитывать аккуратность в работе, -воспитывать интерес к лепке из глины. |
-водоэмульсионная белая краска, -кисти , - вода, -клеенки |
|
4 |
Роспись работ : « Бусы» или « Гусеница» «Колобок» |
-Учить декоративно оформлять вылепленные изделия, работать аккуратно; -Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. -Воспитывать интерес к лепке из глины. |
-гуашь, -кисти , - вода , - доски для лепки; - магнитофон |
ноябрь |
1 |
Лепка плоских сувениров |
-Показать способ лепки плоских фигурок с помощью формочек ; -Развивать чувство формы, творческое воображение, мелкую моторику, внимание, мышление , память, речь.
|
- глина; - доски для лепки; -стеки ; -вода; - магнитофон - формочки для лепки |
|
2 |
Лепка фигурных брелоков |
-Продолжать учить основным приемам лепки: вдавливание, разрезание, соединение деталей, з аострение; - Развивать чувство формы, творческое воображение, мелкую моторику, внимание, мышление , память, речь
|
- глина; - доски для лепки; -стеки ; -вода; - магнитофон
|
|
3 |
Грунтовка плоских сувениров и фигурных брелоков |
- Учить грунтовать высушенное изделие белой краской -воспитывать аккуратность в работе,
|
водоэмульсионная белая краска, -кисти , - вода, -клеенки, - магнитофон |
|
4 |
Роспись плоских сувениров и фигурных брелоков |
Развивать чувство формы, пропорций, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. -Воспитывать интерес к природе и отображению ярких представлений в лепке. -Учить декоративно оформлять вылепленные изделия, работать аккуратно;
|
-гуашь, -кисти , - вода , - доски для лепки; - магнитофон |
декабрь |
1 |
« Колокольчик» |
-Продолжать учить детей лепить из глины – способ лепки предмета полой формы ; -Развивать внимание, мышление, память, воображение, мелкую моторику, речь. -Воспитывать интерес к лепке из глины. |
- глина; - доски для лепки; -стеки ; -вода; - магнитофон
|
|
2 |
Грунтовка и роспись « Колокольчика» |
- Учить грунтовать высушенное изделие белой краской -воспитывать аккуратность в работе, -учить декоративно оформлять вылепленные изделия.
|
водоэмульсионная белая краска, -кисти , - гуашь или акриловые краски, - вода, -клеенки, - магнитофон |
|
3,4 |
«Новогодние игрушки» (Лепка, грунтовка , роспись) |
-Учить детей моделировать разные елочные игрушки из глины; вырезать фигурки формочками. Продолжать учить украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, бисер, блестки, горох, крупа). -Развивать чувство формы, пропорций, глазомер, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. -Вызвать желание сделать необычные, красивые новогодние игрушки для нашей елочки. |
-глина; - глина - формочки для выпечки; - бусины; - горох; - бисер; - крупа; - блестки; - тесьма для петелек; - доски для лепки; водоэмульсионная белая краска, -кисти , - гуашь или акриловые краски, - вода,
|
январь |
2 |
«Новогодняя елочка» |
-Продолжать учить детей лепить из глины, украшать с помощью дополнительных материалов (бусины, бисер, блестки, горох, крупа). Учить детей вырезать стеками по картонному шаблону. -Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. -Воспитывать интерес к лепке из глины. Вызвать желание сделать необычную, красивую новогоднюю елочку. |
-глина; -стеки; -вода; - бусины; -горох; - бисер; - крупа; - блестки; - доски для лепки. |
|
3,4 |
«Чайная пара» ( лепка, грунтовка , роспись) |
-Продолжать учить детей лепить из глины, -Научить детей способу лепки из шара сдавливанием пальцами и прикреплением ручки чашки ; -Продолжать учить наносить декоративный рисунок на объемные фигуры ; -Развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь.
|
- глина; - доски для лепки; -стеки ; -вода; - магнитофон водоэмульсионная белая краска, -кисти , - гуашь или акриловые краски.
|
февраль |
1,2 |
( беседа , ЧХЛ , показ иллюстраций и игрушек)
« Петушок» или « Индюк» |
-Знакомство детей с народным промыслом, изготовлением дымковских игрушек; - Показ способов лепки поэтапно; -Знакомство с гончарным кругом, -Активизировать освоенные способы лепки (раскатывание шара, сплющивание в диски полусферу, прищипывание, защипывание края, вдавливание). -Развивать чувство формы, пропорций, согласованность в работе обеих рук, мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. -Воспитывать интерес к лепке из глины, к народной игрушке. |
- глина; - доски для лепки; -стеки ; -вода; - магнитофон - поделки из глины : петушок , индюк , барыня, подготовленные воспитателем, -альбом «Дымковская игрушка» -конспект « Дымковская игрушка»( стр.122 Рабочая программа воспитателя) |
|
3,4 |
« Петушок» или « Индюк» 2. Роспись игрушек |
- Учить грунтовать высушенное изделие белой краской, -воспитывать аккуратность в работе, -учить декоративно оформлять вылепленные изделия.
|
- доски для лепки; -стеки ; -вода; - магнитофон водоэмульсионная белая краска, -кисти , - гуашь или акриловые краски.
|
март |
1,2 |
Лепка карандашницы или вазы цилиндрической формы
Грунтовка и роспись |
- Продолжать учить детей лепить из глины. -Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. -Научить новому способу лепки: вырезание из целого куска глины при использовании цилиндрической болванки -Учить грунтовать высушенное изделие белой краской, -воспитывать аккуратность в работе, -учить декоративно оформлять вылепленные изделия.
|
-глина, - стеки. -вода, -кисти, - доски для лепки водоэмульсионная белая краска, -кисти , - гуашь или акриловые краски.
|
|
3,4 |
Панно рельефное в подарок маме.
Грунтовка и роспись. |
- Научить изготовлять глиняное панно, начиная с подготовки основания ,затем приклеивать основные детали композиции ; -Развивать мелкую моторику, внимание, мышление, память, речь. -Воспитывать интерес к лепке из глины - Учить грунтовать высушенное изделие белой краской, -Воспитывать аккуратность в работе, -Воспитывать эстетический вкус при росписи изделия.
|
глина, - стеки. -вода, -кисти, - штампы, - доски для лепки водоэмульсионная белая краска, -кисти , - гуашь или акриловые краски, -керамические панно для рассматривания
|
апрель |
1,2 |
Знакомство с каргопольской игрушкой. Лепка «Конь» |
-Знакомство детей с народным промыслом « Каргопольской игрушкой» , сравнение с дымковской игрушкой; -Показать пластический способ лепки игрушки поэтапно; -Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. -Воспитывать интерес к лепке из глины, к народной инрушке. |
. - глина; - доски для лепки; -стеки ; -вода; - магнитофон - поделки из глины : конь , олень, собачка ,подготовленные воспитателем, -альбом « Каргопольская игрушка»
|
|
3,4 |
Грунтовка и роспись каргопольской игрушки |
-Учить грунтовать высушенное изделие белой краской, -Воспитывать аккуратность в работе, -Учить декоративно оформлять вылепленные изделия, -Воспитывать эстетический вкус при росписи изделия,
-Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. -Воспитывать интерес к народной игрушке. |
- стеки. -вода, -кисти, - доски для лепки водоэмульсионная белая краска, -кисти , - гуашь или акриловые краски, каргопольские игрушки для образца |
май |
1,2 |
Лепка сосуда из глиняных жгутов.
Роспись и декорирование |
-Познакомить с новой техникой: спиральной лепки из глиняных жгутов, показ способа лепки сосуда , -Показать способ декорирования сосуда налепным способом , -Развивать наблюдательность внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. -Вызвать желание сделать необычные, красивые вазы |
глина, - стеки. -вода, -кисти, - доски для лепки, - для украшения : бисер, бусины , горох, -кисти , - гуашь или акриловые краски |
|
3,4 |
Подготовка к выставке « Чудеса из глины» |
-Развивать образное мышление, творческое воображение, внимание, мышление, память, мелкую моторику, речь. -Воспитывать интерес к глиняному народному искусству и отображению ярких представлений в лепке. |
Оформление выставок: -Елкины игрушки -Обезьянки на ветке Презентация « Наши мастера» |
ЛИТЕРАТУРА
- Декоративная лепка в детском саду/ под ред. М.Б. Халезовой-Зацепиной, 2008.
- Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет/ под ред. Лыковой И.А.
- Лепка из глины для детей. Развиваем пальцы и голову. ( сост. С.Ю. Ращупкина)2010 г.
- Основы художественного ремесла. Послушная глина./ Г. Федотов .1997г.
- Поделки из природных материалов./ авт .Р.В.Белякова.
Глава « Глиняная поэзия» .