Сохранение и укрепление здоровья дошкольников через здоровьесберегающие технологии
Конференция: Здоровьесберегающие технологии по ФГОС ДО
Автор: Воробьева Алла Сергеевна
Организация: МБДОУ «ЦРР-детский сад №5»
Населенный пункт: Приморский край, г. Дальнереченск
Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического здоровья. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни. Поэтому с педагогами нашего детского сада применяются разнообразные здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и врача.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
- Закаливание - один из наиболее эффективных методов повышения сопротивляемости детского организма резким колебаниям температуры воздуха и, что особенно важно, так называемым простудным заболеваниям. Для закаливания педагогами используются факторы внешней среды – воздух, вода, солнце. Основной принцип закаливания – постепенное воздействие на организм тренирующих факторов, выработка выносливости к нарастающим по силе и длительности воздействиям.
- Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
- Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.
- Релаксация. Это специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Во время выполнения упражнений педагоги используют спокойную классическую музыку, звуки природы.
- Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно. Данная гимнастика тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции.
- Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.
- Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно- оздоровительной работы. У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом.
- Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки. Педагогами изготовлены или приобретены коврики - дорожки. Дети с удовольствием ходят по ним после дневного сна.
- Утренняя гимнастика проводится ежедневно 5-7 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
- Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю в соответствии программой детского сада, которые направлены на обучение двигательным умениям и навыкам.
- Серия игровых занятий «Азбука здоровья». Занятия проводятся каждым педагогом в соответствии рабочей программы. На занятиях педагог формирует у детей понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье, расширяя представления о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья.
- Самомассаж. Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно.
- Физкультурные досуги, праздники. При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более раскованно, чем на физкультурном занятии, и это позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели на физкультурных занятиях.
Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, но ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная технология не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. Поэтому с целью повышения психолого-педагогической компетентности родителей наших воспитанников в вопросах укрепления здоровья детей педагоги детского сада использую разнообразные формы работы: открытые занятия с детьми; педагогические беседы, общие и групповые родительские собрания; консультации, выставки детских работ, дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении физкультурных досугов и праздников, совместное создание предметно – развивающей среды. Наглядные стенды, родительские уголки, папки - передвижки знакомят Вас уважаемые родители с вопросами, направленными на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Здоровье ваших детей в наших и в ваших руках!!!
Здоровье – это ценность и богатство,
Здоровьем людям надо дорожить!
Питаться правильно и спортом заниматься,
И закалятся, и с зарядкою дружить.
Здоровый образ жизни – это сила!
Ведь без здоровья в жизни никуда.
Давайте вместе будем мы сильны, красивы
Тогда года нам будут не беда!
Будьте здоровы!!!