Организация работы педагога в дошкольной образовательной организации по созданию ситуации успеха у детей, как фактора сохранения самоценности детства
Конференция: Современные подходы к реализации ФГОС ДО
Автор: Карабанова Ирина Васильевна
Организация: МОУ ШДС №1
Населенный пункт: Иркутская область, г. Черемхово
1 Самоценность дошкольного детства заключается в уникальности данного возрастного периода, когда формируются базис личностной культуры, первые представления (о мире, культуре, социуме, природе, самом себе), способы познания (экспериментирование, игра, двигательная активность, рефлексия), опыт взаимодействия с природным и социальным окружением (личностный, социальный, деятельностный). В дальнейшем они будут развиваться, углубляться, уточняться, но самое важное свершается в начале жизненного пути.
Рассматривая детство как социально - психологическое явление в жизнедеятельности человека, ученые В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев определяют его как необходимое условие для приобретения личностью человеческих способов удовлетворения органических, социальных, духовных потребностей. Огромная потенциальная сила детства заключается в овладении ребенком человеческой культурой. Овладеть духовными и практическими способами человеческих отношений к миру ребенок может только с помощью взрослых и во взаимосвязи с ними. Таким образом, ценность феномена детства, по мнению Д. Б. Эльконина, заключается в присвоении богатств родовой культуры, посредством которого осуществляется развитие человека. Детство заключается в оформлении личности способов бытия, ответственного отношения к себе и другим людям. Детство - период сотворения ребенком своего «я».
Современный ребёнок активно познаёт мир социальных отношений, ему важно понять другого человека (родителей, сверстников, героев мультфильмов и рассказов). Он стремится осознать особенности других детей и взрослых - их мимику, жесты, позы. Легко включаясь в коммуникацию, он учится использовать средства общения для достижения взаимопонимания. В социокультурном опыте ребёнка присутствуют представления, эмоционально-ценностные отношения и способы отражения мира в детском творчестве.
2 Проблема детей дошкольного возраста заключается в субъективном эмоциональном переживании, неудовлетворении собой в ходе и результате совершения деятельности.
3 Для решения данной проблемы одним из приоритетных направлений деятельности образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО - создать каждому ребенку такие условия, при которых у него появляется возможность пережить радость своего личного успеха, осознание своих способностей. Продуктивной формой создания данных условий являются ситуации успеха.
4 Для нас важно рaзделить пoнятия «успех» и «ситуaция успехa». Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. Как считает доктор педагогических наук А.С. Белкин – это переживание состояния радости, удовлетворение оттого, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения. В своих трудах А.С. Белкин считает, что ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
5 С целью изучения проблемы был проведен опрос с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности. Был задан вопрос «Что такое успех?». 46% воспитанников считают, что успех - это «Когда все хорошо», «Все получается и удается в жизни». «Быть умным, грамотным» ответили 54% воспитанников. Итоги опроса детей позволили организовать образовательную деятельность с учетом мнения детей.
6 Ведущими образовательными технологиями, в которых ребѐнок становится полноправным участником образовательных отношений, являются игровые технологии, технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми, здоровьесберегающие технологии, проектная и исследовательская деятельность, моделирование, проблемное обучение и другие. На современном этапе актуальна и эффективна проектная и исследовательская деятельность дошкольников.
Проектирование как деятельность строится на уникальных отношениях «ребенок - взрослый», на соучастии взрослого и ребенка. Проектная деятельность развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе, что очень важно для дальнейшего школьного образования.
Стремление быть откровенными и открытыми помогает вселить силы в воспитанников, находясь в равноправных позициях, видеть в каждом ребенке личность, признавать ее неповторимость, незаменимость, уважать мысли, чувства детей, право на свободу выбора. При этом грамотно выстраиваем границы, задаем ориентиры, предъявляем детям адекватные требования.
7 С детьми дошкольного возраста используем разнообразные приемы по созданию ситуаций успеха, такие как «Даю шанс», «Заражение» и другие.
8 Созданию ситуаций успеха способствуют следующие условия:
- Доброжелательность окружающих
- Снятие страха
- «Скрытая инструкция»
- Авансирование
- «Персональная исключительность»
- Педагогическое внушение
- Оценка продукта деятельности
9 Таким образом, условия создания ситуаций успеха, способствуют становлению начальных форм самооценки и самоконтроля ребёнка, что имеет огромное значение в образовательной деятельности а также полноценной жизни в детском коллективе. Они открывают возможности для позитивной социализации и индивидуализации детей, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Тема данного выступления актуальна, интересна и требует дальнейшего исследования.
Литература:
- Эльконин Д.Б. «Детская психология» М.: Издательский центр «Академия», 2007.
- Слободчиков В. И., Исаев Е. И., Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие, 2013.
Интернет-ресурсы
- http://dohcolonoc.ru/
- http://www.moi-detsad.ru