Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях перехода на ФГОС ДОО

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Костенко Лариса Анатольевна

Организация: МКДОУ «Подгоренский детский сад №1»

Населенный пункт: Воронежская область, Пгт. Подгоренский

Ключевой  задачей  современной  государственной  политики  Российской Федерации     является     обеспечение     духовно-нравственного     развития     и воспитания личности и гражданина России.

Духовно - нравственное         воспитание         подрастающего         поколения рассматривается в  «Концепции  духовно - нравственного  развития  и воспитания    личности    гражданина    России» от 05.11.2008 г.

Концепция   разработана    в соответствии  с  Конституцией  РФ,  Федеральным законом  «Об образовании в Российской Федерации» на  основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ. 

Отрадно, что в настоящее время, когда начался процесс духовного возрождения России, с 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который закрепил приоритет духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Так в Общих положениях отмечено, что одним из основных принципов дошкольного образования является  приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Одной из задач образовательного стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный   образовательный   процесс   на   основе   духовно-нравственных   и социокультурных ценностей   и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.      

Анализ и содержание материалов показал, что общего понимания духовно - нравственного   воспитания   в   научно-педагогическом   сообществе   пока   не сложилось. 

 Поэтому в нашем детском саду программа по духовно – нравственному воспитанию Л.Л.Шевченко «Добрый мир» введена во все виды деятельности детей согласно рабочей  программе, разработанной в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой детского сада «От рождения до школы».

Используется нами и  парциальная программа «Приобщение к истокам русской национальной культуры» (авторы Князева и Маханева).                                                                                            

    Согласно ФГОС система духовно-нравственного воспитания дошкольников включает следующие направления:

  • обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа;
  • эстетическое развитие детей;
  • формирование потребностей в здоровом образе жизни;
  • сотрудничество детского сада, семьи и религиозных организаций.

Целью духовно-нравственного воспитания является формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма, содействие обретению дошкольниками нравственно-востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.

Задачи:

  • интеллектуальное и духовное обогащение детей;
  • элементарное знакомство с православной верой;
  • возрождение русских национальных традиций и обычаев;
  • формирование представлений о доброте, милосердии, великодушии, справедливости и патриотизме;
  • формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности:
  • к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране;
  • к культурному наследию своего народа;
  • к природе родного края;
  • создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка.

 

Образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Рассмотрим положения, касающиеся духовно-нравственного воспитания дошкольников.

В Требованиях к структуре образовательной программы ДО и ее объему раскрывается содержание программы.  Оно  обеспечивает  развитие личности, и охватывать определенные направления развития и образования детей, образовательные области.

 

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; формирование  уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОО; формирование позитивных установок к различным видам труда т творчества.

 

Познавательное развитие формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Развитие речи включает владение речью как средством общения и культуры; знакомство с книжной культурой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

Художественно-эстетическое развитие предполагает восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие направленно на охрану жизни и укрепление физического и психического здоровья.

Конкретное содержание образовательных областей в сфере духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста (от 3 до 8 лет) зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей и реализовывается в различных видах деятельности:

Часть программы, формируемая участниками образовательных отношений, которая составляет не более 40 % общего объема,  включает различные направления и учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, ориентирована  на специфику национальных, социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, на выбор тех форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива; на  сложившиеся традиции  ДОО или группы.

В Требованиях к условиям реализации основной образовательной программы ДО говорится о том, что условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, предполагают:

  • обеспечение эмоционального благополучия через уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
  • установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащим к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям;
  • взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.

 

В соответствии с целевыми ориентирами духовно-нравственная культура дошкольников складывается  из установки положительного отношения к миру; способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам;  адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях с взрослыми  и сверстниками.

 

Таким образом, ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Вся работа в детском саду по духовно – нравственному воспитанию  ведется по трем направлениям:

1) Самообразование педагогов.

Методическая работа в детском саду направлена на повышение уровня теоретических знаний педагогов о православной культуре и воспитании, освоение разнообразных форм и методов духовно-нравственного развития детей в различных видах деятельности, а также определение основных направлений взаимодействия с семьями воспитанников

2) Совместная деятельность с детьми.

Это: проведение пальчиковых, сюжетно-ролевых, дидактических игр, словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр. В организации сюжетно-ролевых игр педагоги учитывают нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;

  • продуктивная деятельность: изготовление поделок, подарков и рисунков для именинников и к православным праздникам.

 

3) Взаимодействие с родителями.

С 2009 года по согласованию с родителями еженедельно, во второй половине дня с детьми  детского сада проводится кружок  «Свечечка» по программе Л.Л.Шевченко «Добрый мир».

Программа признана помочь детям раскрыть высокие духовные и нравственные смыслы жизни человека путем приобщения к духовно-нравственным ценностям православного христианства и традициям русского народа. Содержание данной программы, построенное в соответствии с отечественным педагогическим наследием, основано на научных теориях о единстве духовного и материального бытия мира и человека.

С родителями воспитанников  проводится анкетирование, по вопросам актуальности духовно-нравственного воспитания, которое показало что большинство родителей, (а именно 53,5% по результатам анкетирования) весьма обеспокоены духовно-нравственным развитием своих детей и стараются использовать разные возможности для их воспитания.

85% родителей удовлетворены работой педагогического коллектива детского сада по данному направлению. На общем родительском собрании в октябре месяце каждого года родители пишут заявления о согласии посещать кружок.

 

 Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования большое значение имеет взаимодействие педагога с семьями в деле духовно-нравственного воспитания ребенка, которое проходит через занятия и праздники, совместные мероприятия, родительские собрания, круглые столы, встречи со священнослужителем, на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей.

Кружковую деятельность проводится  с 20 детьми разного возраста.  Собран содержательный теоретический и практический материал.

Для ознакомления детей и закрепления изученного материала в группе оформлены православный и патриотический уголки, создан информационный стенд для родителей, в котором размещена информация духовно-нравственного содержания.

В детском саду используются следующие формы работы по духовно-нравственному воспитанию:

  • чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;
  • цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.
  • знакомство с православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица, Покровская ярмарка).
  • тематические выставки детского творчества;
  • знакомство детей с жизнью православных святых и защитников земли русской, как пример высокой духовности, нравственности и патриотизма;
  • экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;
  • экскурсии в природу и знакомство с красотой Божьего мира;
  • театрализованные постановки на нравственные темы: о прощении, о трудолюбии, об уважении к старшим;
  • в последнее   время   проектный   метод   стал   широко   использоваться педагогами детского сада.  Совместно   с родителями  проводятся  долгосрочные  и  краткосрочные  проекты  такие  как «Уроки доброты», «Моя мама  лучше всех»,  «Семейные гербы и символы»;
  • в детском   саду  имеется специально организованные помещения  по ознакомлению детей с традициями и бытом народов России мини-музей

«Русская  изба»,  где  дети  занимаются,  проводят   экскурсии,   посиделки   и   развлечения.   В  нем  собраны  подлинные  экспонаты    крестьянского  быта  конца  19  начала  20  века и способствуют  приобщению детей к крестьянской культуре и быту.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека

 

Список литературы.

  1. «Концепция  духовно-нравственного  развития  и воспитания    личности    гражданина    России» от 05.11.2008 г.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации».
  3.  Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
  4. Алёшина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М., 2004.
  5. Киркос Р.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников. - С-Пт., 2005.
  6. Куломзина С. Наша Церковь и наши дети. Христианское воспитание людей в современном мире. - М., 2008.
  7. Петрова В.И. Т.Д. Стульник. Нравственное воспитание в детском саду. - М., Мозаика-Синтез, 2008.
  8. Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке послушание? - М., 2010.
  9. Шишова Т.П. Как воспитать в ребёнке ответственность? -М., 2010.
  10. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников / Под ред. A. M. Виноградовой. - М. : Просвещение, 1989.
  11. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / Под ред. Н. А. Ветлугиной. - М. : Просвещение, 1989.

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано: 29.10.2015