Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста
Конференция: Развитие детей дошкольного возраста
Автор: Долгушина Светлана Анатольевна
Организация: МБДОУ №6 «Василек»
Населенный пункт: Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Сургут
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования.
Дошкольное детство- начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение ,к "рукотворному миру",к себе и к окружающим людям.
Проблема взаимоотношения человека и природы нашла своё отражение в научной и методической литературе задолго до нашего времени. Я.А.Коменский (1632) обосновал принцип природосообразности обучения и воспитания детей .Ж. Ж. Руссо (1762),И.Г.Песталоцци (1781),Ф.Дистерверг (1832),К.Д.Ушинский (1861,1864) и другие педагоги прошлого много и убедительно говорили о благотворном влиянии природы на ребёнка, рассматривали её как средство нравственного, познавательного развития подрастающего поколения, настаивали на необходимости формирования у детей ответственного отношения к миру природы.
С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.
«Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и по обеспечению устойчивого развития» от 4.02.1994г №236
соответствующие постановления правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных задач.
Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанного- правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биосинтезов, знаний приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребёнка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия и улучшение жизни растений и животных.
Средствами образовательной работы с детьми служат систематическое обучение в непосредственно образовательной деятельности (первично-ознакомительного, углубленно-познавательного, обобщающего и комплексного типов), воспитания в повседневной жизни - в разные режимные моменты, ежедневный уход за обитателями уголка природы; правильное педагогическое общение в этом мероприятии, циклы наблюдений за обитателями уголка природы и участка детского сада на протяжении учебного года за цветущими растениями участка и песком в песочнице (сентябрь), за аквариумными рыбками (октябрь-ноябрь); за елью, ночным небом (январь-февраль), за ростом лука на подоконнике, ветками, деревьев в вазе (февраль-март); за побуждением мать-и-мачехи и одуванчиков на участке (апрель-май); за божьей коровкой ( в весенне-летнее время); наблюдение за погодой; заполнение календаря природы. Общение детей с природой, походы, экскурсии, природоохранительные акции, праздники, досуги игры, конкурсы, развлечения, выставки – для того, чтобы вызвать положительный эмоциональный отклик на природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, вместе с практической, исследовательской деятельности в , индивидуальной работе.
Формирование экологической культуры и становления осознанно-правильного отношения к природе необходимо вести в тесном сотрудничестве с семьёй.
Работая с детьми группы младшего возраста было проведено анкетирование родителей и диагностика детей, где были получены следующие результаты:
56%-18 (чел)родителей уделяют мало внимания наблюдениям за объектами и явлениями природы
15,5-(5 чел)родителей не обращают внимание на неправильное отношение детей к объектам природы
46%-(15 чел)родителей не привлекают детей к совместному труду в природе
6% (2 чел) родителя имеют низкий уровень экологической культуры
74% (24 реб) воспитанников имеют низкий уровень сформированности экологических знаний.
У 71% (21 реб) не сформировано представление о правильных способах взаимодействия с объектами природы.
По результатам диагностики был разработан долгосрочный проект "Времена года", который был реализован в течении года.
Цель проекта :формировать начальные представлений о временах года.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с характерными особенностями каждого времени года
2.Познакомить с представителями живой и неживой природы.
3. Формировать умение детей ухаживать за растениями.
4.Формировать положительное отношение к природе.
5. Развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений и радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
6. Воспитывать у младших дошкольников элементарные основы и знания экологической культуры;
7. Воспитывать желание постоянно соблюдать правила поведения в природе
Участники проекта :
Дети.
Родители
Педагоги ДОУ.
Для решения задач использовались следующие средства:
-создание предметно – развивающей среды
- НОД .Фронтальные занятие .
- Беседы
- Целевые прогулки по участку
- Наблюдения.
- Рассматривание
- Художественное слово.
- Слушание музыкальных произведений
- Музыкально- ритмические движения
-Трудовая деятельность
-Продуктивная деятельность
-Речевые подвижные игры
-Подвижные игры.
-Словесно-речевые игры
-Театрализованная игра
-Пальчиковые игры
-Опытно-исследовательская деятельность
-Игры-манипуляции
с фигурками диких животных
-Сюжетно ролевые игры
-Аудиовизуальны средства
-Дидактические игры
-Праздники и развлечения
-Работа с родителями.
На завершающем этапе проекта, так же была проведена диагностика детей. Результаты показали, поставленная цель реализована :
- дети имеют элементарные представления о временах года
-сформированы представления о труде взрослых в разное время года
-развит интерес к наблюдению за явлениями и объектами природы
-сформированы представления о правильных способах взаимодействии с объектами природы.
Реализация системы сотрудничества с родителями по экологическому воспитанию, установление с ними партнерских отношений, тоже принесло свои плоды.
Повысился уровень экологической воспитанности родителей.
Родители проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы.
Родители привлекают детей к совместному труду в природе.
Итак, на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Список литературы.
- «Юный эколог» С.Н. Николаева
- «Добро пожаловать в экологию! » Воронкович.О.А.
- «Мир природы и ребёнок» Под редакцией Л.М.Маневцовой.
- «Мы» программа экологического образования детей.
- «Прогулки в детском саду» младшая и средняя группы.
- «Малыш в мире природы» М.В.Коробова
- «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями.» В.А.Дрязгунова»
- «Добро пожаловать в экологию» О.А.Воронкович.
- «Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста» С.Н.Теплюк.