Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Долгушина Светлана Анатольевна

Организация: МБДОУ №6 «Василек»

Населенный пункт: Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, г. Сургут

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования.

Дошкольное детство- начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение ,к "рукотворному миру",к себе и к окружающим людям.

Проблема взаимоотношения человека и природы нашла своё отражение в научной и методической литературе задолго до нашего времени. Я.А.Коменский (1632) обосновал принцип природосообразности обучения и воспитания детей .Ж. Ж. Руссо (1762),И.Г.Песталоцци (1781),Ф.Дистерверг (1832),К.Д.Ушинский (1861,1864) и другие педагоги прошлого много и убедительно говорили о благотворном влиянии природы на ребёнка, рассматривали её как средство нравственного, познавательного развития подрастающего поколения, настаивали на необходимости формирования у детей ответственного отношения к миру природы.

С принятием законов Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды» и «Об образовании» созданы предпосылки правовой базы для формирования системы экологического образования населения.

«Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и по обеспечению устойчивого развития» от 4.02.1994г  №236

соответствующие постановления правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных задач.

Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное.

 

Основным  содержанием экологического воспитания является формирование у ребёнка осознанного- правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном её восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биосинтезов, знаний приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребёнка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование. Осознанный характер отношения при этом проявляется в том, что дети могут сами объяснить ситуацию или понять объяснения взрослых, могут самостоятельно или вместе со взрослыми, понимая ситуацию и зная потребности живого существа, выполнить отдельные трудовые действия и улучшение жизни растений и животных.

 

Средствами образовательной работы с детьми служат систематическое обучение в непосредственно образовательной деятельности (первично-ознакомительного, углубленно-познавательного, обобщающего и комплексного типов), воспитания в повседневной жизни -  в разные режимные моменты, ежедневный уход за обитателями уголка природы; правильное педагогическое общение в этом мероприятии, циклы наблюдений за обитателями уголка природы и участка детского сада на протяжении учебного года за цветущими растениями участка и песком в песочнице (сентябрь), за аквариумными рыбками (октябрь-ноябрь); за елью, ночным небом (январь-февраль), за ростом лука на подоконнике, ветками, деревьев в вазе (февраль-март); за побуждением мать-и-мачехи и одуванчиков на участке (апрель-май); за божьей коровкой ( в весенне-летнее время); наблюдение за погодой; заполнение календаря природы. Общение  детей с природой, походы, экскурсии, природоохранительные акции, праздники, досуги игры, конкурсы, развлечения, выставки – для того, чтобы вызвать положительный эмоциональный отклик на природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, вместе с практической, исследовательской деятельности в , индивидуальной работе.

Формирование экологической культуры и становления осознанно-правильного отношения к природе необходимо вести в тесном сотрудничестве с семьёй.

Работая с детьми группы младшего возраста было проведено анкетирование родителей  и диагностика детей, где были получены следующие результаты:

56%-18 (чел)родителей  уделяют мало внимания наблюдениям за объектами и явлениями природы 
15,5-(5 чел)родителей не обращают внимание на неправильное отношение детей к объектам природы
46%-(15 чел)родителей  не привлекают детей к совместному труду в природе
6% (2 чел) родителя имеют низкий уровень экологической культуры

74%  (24 реб) воспитанников имеют низкий уровень сформированности экологических знаний.
 У 71% (21 реб) не сформировано представление о правильных способах взаимодействия с объектами природы.

По результатам диагностики был разработан долгосрочный проект "Времена года", который был реализован в течении года.

Цель проекта  :формировать начальные представлений о временах года.


Задачи проекта:

1. Познакомить детей с характерными особенностями каждого времени года

 2.Познакомить с представителями живой и неживой природы.

 3. Формировать умение детей ухаживать за растениями.

4.Формировать положительное отношение к природе.

5. Развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений и радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

6.  Воспитывать у младших дошкольников элементарные основы и знания экологической культуры;

 7. Воспитывать желание постоянно соблюдать правила поведения в природе

 

Участники проекта :

Дети.

Родители

Педагоги ДОУ.

Для решения задач использовались следующие  средства:

  -создание предметно – развивающей среды

- НОД .Фронтальные занятие .

- Беседы

- Целевые прогулки по участку

- Наблюдения.

- Рассматривание

- Художественное слово.

- Слушание музыкальных произведений

- Музыкально- ритмические движения

 -Трудовая деятельность

 -Продуктивная деятельность

 -Речевые подвижные игры

 -Подвижные игры.

 -Словесно-речевые игры

 -Театрализованная игра

 -Пальчиковые игры

 -Опытно-исследовательская деятельность

 -Игры-манипуляции
с фигурками диких животных

 -Сюжетно ролевые игры

 -Аудиовизуальны средства

 -Дидактические игры

 -Праздники и развлечения

 -Работа с родителями.

На завершающем этапе проекта, так же была проведена диагностика детей. Результаты показали, поставленная цель реализована :

 - дети имеют элементарные представления о временах года
-сформированы представления о труде взрослых в разное время года
-развит интерес к наблюдению за явлениями и объектами природы
-сформированы представления о правильных способах взаимодействии с объектами природы.


Реализация системы сотрудничества с родителями по экологическому воспитанию, установление с ними партнерских отношений, тоже принесло свои плоды.

Повысился уровень экологической воспитанности родителей.

Родители проводят  с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы.

Родители привлекают детей к совместному труду в природе.

 
Итак, на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Список литературы.

  1. «Юный эколог»  С.Н. Николаева
  2.  «Добро пожаловать в экологию! » Воронкович.О.А.
  3. «Мир природы и ребёнок» Под редакцией  Л.М.Маневцовой.
  4. «Мы» программа экологического образования детей.
  5. «Прогулки в детском саду» младшая и средняя группы.
  6. «Малыш в мире природы» М.В.Коробова
  7. «Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями.» В.А.Дрязгунова»
  8. «Добро пожаловать в экологию» О.А.Воронкович.
  9. «Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста» С.Н.Теплюк.

 

Опубликовано: 02.11.2015