Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Ниязбаева Венера Бикбулатовна

Организация: МБДОУ «Ягодка»

Населенный пункт: Тюменская область, г. Ноябрьск

Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Ребенок с рождения осуществляет хватательные движения, то есть сжимает и разжимает кулачок. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни. В связи с этим в методике физического воспитания изменилась традиционная последовательность обучения основным видам жизненно необходимых движений (ходьба, бег, прыжки, ползание и лазанье, бросание, ловля, метание, которые осваивает ребенок. Это хватание, бросание, ловля, метание, затем ползание и лазанье и только потом - ходьба, бег, прыжки.

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.

По умелости детской руки специалисты на основе данных самых современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и мозга. Как писал физиолог И. П. Павлов, «руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» [20]. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Как говорил И. Кант «Рука - это вышедший наружу мозг человека» [28]. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляции рук на функцию высшей нервной деятельности. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с лица, снимают умственную усталость.

Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное «представительство» в коре больших полушарий головного мозга.

Н. И. Озерецкий отмечал, что если в четыре года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура.

Данные положения подтверждают необходимость развития мелкой моторики рук детей с помощью различных средств. Одним из таких средств являются пальчиковые гимнастики.

Пальчиковая гимнастика - комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук.

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие.

Основной ценностью пальчиковой гимнастики является то, что интеллект ребенка при этом развивается самым естественным, здоровым образом.

Народная педагогика на протяжении многих веков создавала и собирала замечательные потешки, прибаутки, сказки, в которых реальный мир представлен ярко, художественно и, что очень важно, понятно даже малышам. Эта традиция в силу своей эффективности продолжается в современной практической педагогике. Разрабатываются многочисленные упражнения: пальчиковые игры (М. С. Воронцова, И. Светлова и др., автодидактические игры с предметами (Л. Павлова, В. В. Цвынтарный) .

В дошкольных учреждениях разные виды пальчиковой гимнастики в работе с детьми используют различные специалисты: инструктор по физической культуры, музыкальный руководитель, воспитатели, логопед, психолог.

Значимость данной проблемы обусловила выбор темы дипломной работы.

Объект исследования: средства физического воспитания детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста.

Цель исследования: выявить влияние пальчиковой гимнастики на развитие мелкой моторики руки и координации движений у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук

2. Определить виды пальчиковой гимнастики, педагогические требования к организации пальчиковой гимнастики

3. Выявить уровень развития мелкой моторики и координации рук у детей младшего дошкольного возраста

В начале исследования была выдвинута гипотеза: пальчиковая гимнастика влияет на развитие мелкой моторики и координацию движений рук детей.

В ходе работы использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, результатов деятельности детей, наблюдение, констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты.

Пальчиковые упражнения разнообразны по содержанию, их разделили на группы и определили назначение.

1. Игры-манипуляции
"Ладушки-ладушки", "Сорока-белобока" - указательным пальцем осуществляют круговые движения.
"Пальчик-мальчик, где ты был?", "Мы делили апельсин", "Этот пальчик хочет спать", "Этот пальчик - дедушка", "Раз, два, три, четыре, кто живет в моей квартире", "Пальчики пошли гулять" — ребенок поочередно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ.

2. Сюжетно-пальчиковые упражнения
"Пальчики здороваются" - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
"Распускается цветок" - из сжатого кулака поочередно "появляются" пальцы.
"Грабли" - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.
"Елка" — ладони от себя, пальцы в "замок" (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляются вперед, локти к корпусу не прижимаются.
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья.
3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой
Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.
4. Пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга")
Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.
"Колечко" — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
"Кулак - ребро - ладонь" — последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).
"Ухо-нос" - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
"Симметричные рисунки" - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время "рисования" на свою руку).
"Горизонтальная восьмерка" - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.
5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения -разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).
"Помоем руки под горячей струей воды" - движение, как при мытье рук.
"Надеваем перчатки" - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
"Засолка капусты" - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
"Согреем руки" - движения, как при растирании рук.
"Молоточек" - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки "забивать" гвозди.
"Гуси щиплют траву" - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
6. Театр в руке
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
"Бабочка" — сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения ("трепетание пальцев").
"Сказка" - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж.
"Рыбки" - кисти правой и левой рук изображают плавные движения рыб. "Сначала они плавали порознь, а потом решили, что вместе веселее".
"Осьминожки" — правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог - левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.
В начале года мы с детьми младшей группы учились играть с пальцами во время умывания, одевания. Простые движения пальцев рук сопровождались потешками, песенками.
Потом я включила пальчиковую гимнастику в режим дня.
1. Утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю -
Я вас всех приветствую (пальцами правой руки по очереди "здороваться" с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками).
2. Во время утренней гимнастики.
Перед выполнением общеразвивающих упражнений с предметами (обруч, гимнастическая палка, кубик и др.) детям предлагаю "поиграть с предметом", например передавать мяч из рук в руки. В это время педагог спрашивает у детей: "Какой мяч?". (Ровный, гладкий, круглый, красивый, резиновый и т.д.) Если детям предлагают комплекс физических упражнений без предметов, то используется разминка "Замок":
3. На физкультминутках (три-четыре упражнения).
Разминка начинается с упражнений для крупных мышц верхнего плечевого пояса (плечо, предплечье), Детям предлагаются махи прямыми руками, круговые движения плечами, локтевыми суставами. Далее следует разминка для пальцев. Она начинается с хватательных движений сжать пальцы в кулак, разжать (как двумя руками сразу, так и поочередно каждой рукой). Затем детям предлагаю сюжетные пальчиковые упражнения: сначала с несложным движением ("Пальчики здороваются" или "Коготки"), далее в сочетании с самомассажем кисти с помощью пальцев другой руки ("Надеваем перчатку") и предметов - прокатывание карандаша, грецкого ореха.
4. Перед обедом, когда дети ожидают приглашение к столу.
Детям очень нравится показывать "театр в руке": "На солнечной поляне стоит домик. В нем живет кошка. Она любит сидеть на своем стуле за столом. Но вдруг появилась мышка. Кошка побежала за ней. Мышка прыгнула на пароход, а кошка села в лодку. Приплыли они в густой лес, в котором растут зеленые, пушистые ели..." (дети сопровождают текст движениями рук и пальцев).
5. На прогулке в теплое время года.
После наблюдения за живыми и неживыми объектами детям предлагается с помощью пальцев рук изобразить: дом, скворечник, кошку, собаку, цепочку, дерево и др. Пальчиковые упражнения целесообразно использовать в конце прогулки.
"Гусь"
Гусь гнездо свое чинил,
Гусь считалку сочинил,
И гогочет, и гогочет:
Заучить считалку хочет!

"Зайчик - кольцо"
Прыгнул заинька с крылечка
И в траве нашел колечко.
А колечко непростое -
Блестит, словно золотое.

6. С добрым утром!
Для создания у детей положительного психоэмоционального настроения применяются упражнения: "Пальчики здороваются", "С добрым утром!" и самомассаж пальцев "Помоем руки".
7. На досугах, праздниках, развлечениях.
На развлечениях, в ходе которых активизируется мелкая моторика рук ("Перемени предмет", "Передай мяч", "Посадка картошки"), детям предлагают:
• выложить фигуру из физкультурного инвентаря (кегли, гимнастические палки, обручи, флажки);
• построить стену, забор, пирамиду из кубиков;
• провести мелом линию в "лабиринте", не коснувшись его края;
Пальчиковая гимнастика, проводимая ежедневно, способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Комплексная программа сенсорно-моторного развития, направленная на развитие ритма и мелкой моторики рук создает зону благоприятного развития всех сторон психики, моторики и речи ребенка.
Предметная деятельность, эффективно развивающаяся у детей в 3-4 года, требует применения упражнений с флажками, мячами, обручем и.т.д., они с одной стороны развивают координацию пальцев рук, с другой - ведут к осознанной предметной деятельности.
Для повышения интереса к занятиям в дошкольном возрасте необходимо применять игры и создавать из простых физических упражнений игровые ситуации. Игры, ориентированные на сюжеты и условно-схематические изображения, развивают логическое мышление. Игры с цветовыми и формальными изображениями позволяют развивать у детей восприятие цвета и формы, контролировать свои действия, включая мышление и сознание. Игры с речитативами и музыкальным сопровождением позволяют в игровой, отвлеченной ситуации проявлять артикуляционные способности и способствуют формированию правильного звукопроизношения. 
При использовании программного материала рекомендуется на каждом занятии уделять внимание пальчиковой гимнастике, подвижным играм и играм с речитативами. Рекомендуемые игры с музыкальным сопровождением и игры с речитативами, которые повышают интерес к занятиям, позволяют детям в эмоциональной обстановке преодолевать скованность и стеснение в произношении сложных в артикуляционном плане звуков.
К концу года пальчики у детей стали более ловкими, гибкими, дети быстрее овладевают сложными упражнениями, речь детей значительно улучшилась
Диагностика по развитию речи за период 2013-2014 гг. показала положительную динамику. Речевая активность детей повысилась.
Работа в данном направлении будет продолжена, ведь она является частью моего педагогического мастерства, так как в процессе овладения пальчиковыми играми у малышей формируется память, мышление, воображение и внимание.

Опубликовано: 08.11.2015