Музыкально-дидактические игры

Конференция: Современные подходы к реализации ФГОС ДО

Автор: Черкова Ксения Геннадьевна

Организация: МБОУ «Солнечная СОШ» СПДО д/с «Солнышко»

Населенный пункт: Республика Хакасия, Усть-Абаканский район, с.Солнечное

«Здоровалка»

Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп!

Здравствуйте ножки! Топ, топ, топ!

Здравствуйте Щечки! Плюх, плюх, плюх!

Пухленькие щечки! Плюх, плюх, плюх!

Здравствуйте, губки! Чмок, чмок, чмок!

Здравствуйте, зубки! Щелк, щелк, щелк!

Здравствуй, мой носик! Би-би-би!

Здравствуйте, детки!

Всем ПРИВЕТ!!!

Вот так я начинаю день со своими детьми младшей группы «лучики». Потому что считаю, что музыкально-дидактические игры развивают музыкальные способности детей дошкольного возраста.

То, что называют в быту музыкальном слухом - это целый ансамбль разнообразных  способностей и задатков: чувство ритма, ладовое чувство, абсолютный слух и т.д. Какая-либо из этих способностей не является только наследственной ( врожденной) и может быть создано умелой тренировкой. Иначе говоря, музыкальный слух можно воспитать у любого нормального ребенка: у одних это пойдет легче, у других потребует больше усилий.

Чтобы развить музыкальный слух у ребенка, вовсе не обязательно усаживать его за инструмент, или заставлять петь, или изучать с ним нотную грамоту. В раннем дошкольном возрасте ( три-четыре года) полезней играть в различные игры, незаметно для ребенка тренируя у него чувство ритма, умение различать высоту звука, тембровый слух и музыкальную память.

Мы все знаем, что игры выполняют две функции в процессе обучения. Первая функция-совершенствование и закрепление знаний. При этом ребенок не просто воспроизводить знания в том виде, в каком они были усвоены, преобразовывает их, учится оперировать ими в зависимости от игровой ситуации.

Сущность второй функции дидактической игры заключается в том, что дети усваивают новые знания и умения разного содержания.

Музыкально – дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельности, способность к восприятию, различию основных свойств музыкального слуха.

Я начинаю знакомить детей с музыкальными инструментами с раннего возраста.

В течение дня стараюсь создавать у ребят радостное настроение от общения с музыкой.

В гости к детям  может прийти  сказочный герой и принести в корзинке музыкальные инструменты (барабан, погремушки, колокольчик).

Малыши рассматривают их, учатся обращаться, извлекают звук. После этого сказочный герой проводит с детьми игру « Погремушки» или «Угадай», данную игру можно проводить с детьми разного возраста увеличивая количество, изменяя музыкальные инструменты (металлофон, треугольник, бубенцы, деревянные ложки).

Я применяю музыкально-дидактические подвижнее игры с информационно – компьютерными технологиями  на праздниках и развлечениях « Паровозик Таки-Таки», Новогодний паровозик ». Используя такие игры, у детей ярче проявляются творческие способности в исполнении песен.

Конечная цель работы - с помощью музыкально-дидактических игр и пособий перевести ребенка из зоны ближайшего развития – когда он не может освоить что-то сам, без помощи взрослого, в зону актуального развития – когда ребенок может сделать сам.

Положительные результаты, достигнутые ребенка в ходе обучающих игр, формируют у него уверенности в себе чувство собственного достоинства, желание достичь успеха. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, что положительно влияет на здоровье ребенка.

Практика доказала, что в процессе игровых занятий дети способны выполнять такой объем работы, какой им недоступно в обычной учебной ситуации. Наглядные пособия, музыкально – дидактические игры – очень эффективное средство, воздействующее на ребенка и создающее определенные образы для восприятия и запоминания.

 

 

Игры для младшего дошкольного возраста

Курица и цыплята

Игра на развитие звуковысотного слуха

 

Игровой материал: Лесенка из 3 ступенек, домик, кукла Маша, металлофон. Все раскладывается на столе. У детей в руках игрушечные птицы (курицы и цыплята).

1 вариант:

Ход игры: Дети рассаживаются вокруг стола. У каждого ребёнка по одной игрушке (курице или цыплёнку). Воспитатель берет куклу и говорит: «В этом домике живёт кукла Маша, у неё есть много кур и цыплят. Их пора кормить, но они разбежались. Маша позови своих кур. Послушайте ребята, кого зовёт Маша», играет на металлофоне ре второй октавы. Дети с цыплятами в руках встают и ставят их перед Машей. Кукла кормит птиц. Воспитатель просит детей спеть тоненьким голосом, как цыплята, «пи-пи-пи». Затем кукла Маша зовёт кур – воспитатель играет на металлофоне ре первой октавы. Дети ставят фигурки кур на стол перед Машей и поют на этом же звуке «ко-ко-ко».

 

2 вариант:

Ход игры: Воспитатель играет на металлофоне низкие и высокие звуки, например до второй октавы. Дети которые держат цыплят, должны выйти (пожеланию и приглашению воспитателя) и поставить игрушку на верхнюю ступеньку музыкальной лесенки. Поют при этом тоненьким голосом как цыплята, «пи-пи-пи». Затем звучит до первой октавы, дети ставят больших птиц на нижнюю ступеньку, и поют на этом же звуке «ко-ко-ко».

 

Кто в домике живёт

Игра на развитие звуковысотного слуха

 

Игровой материал: На карточке нарисован красочный терем в два этажа: нижние окна большие, верхние – поменьше. Внизу под каждым окном изображены рисунки: кошка, медведь, птица. Каждое окошко открывается и закрывается. Внутри него находятся вставные кармашки, куда вставляются картинки перечисленных животных, а так же картинки с изображением детёнышей этих животных.

 

Ход игры: Воспитатель рассаживает детей полукругом и показывает дом-теремок, в котором живут кошка с котёнком, птица с птенчиком и медведь с медвежонком. «На первом этаже, - говорит воспитатель, - живут мамы, на втором (с маленькими окошками) – их дети. Однажды все ушли гулять в лес, а когда вернулись домой, то перепутали, кто где живёт. Поможем им найти свои комнаты». Раздает каждому по одной карточке. Проигрывается знакомая мелодия в различных регистрах. Например звучит мелодия песни «Серенькая кошечка» В.Витлина. ребёнок у которого соответствующая карточка, вставляет её в окошечко первого этажа напротив рисунка, изображенного на домике. Звучит та же мелодия, но на октаву выше. Встает ребёнок с карточкой котёнка и помещает её в окошечко на втором этаже.

Так же проводится игра с музыкой про птичку и медведя («Птичка» М.Красева, «Медведь» В.Ребикова). Она продолжается до тех пор, пока все карточки не будут вставлены в кармашки.

В конце игры воспитатель поощряет правильные ответы. Если кто-то из детей ошибся, объясняет, что медведь не поместиться в кроватку кошечки и не сможет сесть за ее стол, когда вдруг попадет не в свою комнату, и т.д.

 

В лесу

На закрепление программного материала (2 мл.гр. или средняя гр.)

 

Игровой материал: На планшете изображен лес; 2 -3 дерева, пенек приклеены к картине средней своей частью по высоте. Этим как бы создается объёмность и кроме того, к одной половине ёлки (дерева, пенька) приклеен кармашек, в котором помещается фигурка зайчика (петушка, кошки, мишки и т. д.). Картонажная фигурка девочки ставится рядом с лесом. Другой вариант: все персонажи и атрибутика может располагаться на магнитной доске.

 

Ход игры: «Дети, посмотрите какой красивый лес, - говорит воспитатель. – Здесь березки, елочки. Девочка Таня пришла в лес собирать цветы и ягоды. А за деревом кто то спрятался, наверное, какой-то зверек. Поможем Тане отгадать кто там сидит. Послушайте песенку и отгадайте». На фортепиано или в записи исполняется, например, «Заинька», русская народная мелодия в обработке Н.Римского-Корсакова. Для проверки ответа ребенку разрешается заглянуть за дерево, где находится фигурка зайчика (картинка елки сгибается вдоль по центру, там кармашек).

Игра проводится со всеми детьми и может быть использована на музыкальном занятии во время пения и слушания музыки.

 

Зайцы

на различение характера музыки

 

Игровой материал: На планшете изображены лес, поляна (в центре сделаны разрезы, куда могут вставляться карточки с иллюстрациями – «зайцы спят», «зайцы пляшут», «зайцы маршируют»).

 

Ход игры: Воспитатель предлагает детям пойти погулять на полянку, нарисованную на картинке: «Здесь живут маленькие зайчики, а что они делают, вы узнаете сами, когда услышите музыку».

Поочерёдно звучит мелодия: колыбельной, плясовой, марша. Дети определяют её и по просьбе воспитателя вставляют соответствующую картинку в прорези на планшете. Если ребенок узнал музыкальное произведение, дети аплодируют. Игру можно использовать на занятиях и в часы досуга.

 

Игры для старшего дошкольного возраста.

 

Угадай колокольчик

Игра на развитие звуковысотного слуха.

 

Игровой материал: Карточки по числу играющих, на каждой нарисованы три линейки; цветные кружочки (красный, желтый, зелёный), которые соответствуют как бы высоким, средним и низким звукам; три музыкальных колокольчика ( по типу «Валдай») различного звучания.

 

Ход игры: Играют несколько детей. Воспитатель или ребенок-ведущий звенит поочерёдно то одним, то другим колокольчиком, дети располагают кружки на соответствующей линейке: красный кружок – на нижней, если звенит большой колокольчик; желтый – на средней, если звенит средний колокольчик; зелёный – на верхней, если звенит маленький колокольчик.

Игру можно провести с металлофоном. Ведущий поочередно играет верхний, средний, нижний звуки. Дети располагают кружки-ноты на трех линейках.

 

Три поросёнка

Игра на развитие звуковысотного слуха.

 

Игровой материал: На планшете изображен лес и сказочный дом. В нем вырезано одно окошко, в котором вращающийся диск с изображением трёх поросят: Нуф-Нуф в синей шапочке, Наф-Наф в красной шапочке, Ниф-Ниф в желтой шапочке. Если диск вращать с обратной стороны планшета, то в окошке домика появляются поочередно все поросята. Вверху на игровом поле прикреплены три пластинки от металлофона. Под пластинкой фа первой октавы нарисована мордочка поросенка в синей шапочке – Нуф-Нуфа, под пластинкой ля первой октавы – поросёнок в красной шапочке – Наф-Наф, под пластинкой до второй октавы – поросёнок в желтой шапочке – Ниф-Ниф. Здесь же прикреплён молоточек от металлофона, который свободно и легко вынимается из петельки. 8 – 12 больших карт (по числу играющих), каждая разделена на 3 части (три окошка) с изображением шапочек трех поросят: синей, красной и желтой.

 

Ход игры: Дети рассаживаются полукругом. «Посмотрите, дети, какой красивый дом, - говорит воспитатель. – Живут в нем знакомые вам поросята Нуф-Нуф, Наф-Наф и Ниф-Ниф. Поросята очень любят петь. Они спрятались в домике и выйдут только тогда, когда вы споете так, как поют они. У Ниф-Нифа самый высокий голос: «Я Ниф-Ниф» (поёт и играет на пластинке до второй октавы). У Нуф-Нуфа самый низкий голос (поёт и играет на пластинке фа первой октавы). У Наф-Нафа немного повыше» (поёт и играет на пластинке ля первой октавы). Затем воспитатель объясняет правила игры, которые заключаются в следующем. Дети по очереди вращают диск. В окошке домика появляется поросёнок, например в желтой шапочке. Ребенок должен спеть: «Я Ниф-Ниф» - на звуке до второй октавы и, если он спел правильно, получает карточку с изображением желтой шапочки и закрывает ею соответствующее изображение на своей карточке. Если ребёнок затрудняется спеть, он играет на пластинке. Побеждает тот, кто раньше закроет все три части своей карты.

На музыкальном занятии дети играют без раздачи карточек, а в свободное время с карточками.

 

Буратино

На закрепление программного материала (старший дошкольный возраст)

 

Игровой материал: Коробка, на ней иллюстрация Буратино. С обратной стороны коробки прикреплена мультифора в половину формата А4, карточки с красочными иллюстрациями к различным программным песням и пьесам, знакомые детям, тоже такого же формата, что бы можно было вставить их в мультифору, они лежат в коробке.

 

Ход игры: Воспитатель объясняет детям, что к ним в гости приехал Буратино и привез с собой песни, а какие – дети должны отгадать. Музыкальный руководитель проигрывает произведения, либо они звучат в записи, а дети отгадывают, достают соответствующую картинку и вставляют её в мультифору.

 

 

Список литературы:

 

  1. Музыкально дидактические игры для дошкольников: из опыта работы муз. руководителя. – М.: Просвещение, 1982.
  2. site:muz-rukdou.ru
  3. http://skyclipart.ru/detsad/raznoe_dou/45278-muzykalno-didakticheskaya-igra-solnyshko-i-tuchka.html
  4.  http://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskaja-igra-muzykalnye-konfetki.html
  5. http://skyclipart.ru/detsad/raznoe_dou/45320-muzykalno-didakticheskaya-igra-ugaday-ka.html
Опубликовано: 10.03.2017