Организация познавательно- исследовательской деятельности в детском саду посредством проектной деятельности

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Муравьева Ольга Юрьевна

Организация: МАДОУ – детский сад комбинированного вида № 559

Населенный пункт: Свердловская область, г. Екатеринбург

Природа необычайно сказочна и богата! Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней! В любое время года она открывает свои прелести по – разному, давая простор фантазиям и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства в человеке. Все эти чувства человек должен пережить в детстве, чтобы потом, с накоплением жизненного опыта и знаний они укреплялись в нас.

Дошкольники – прирожденные исследователи, и тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача воспитателя – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Говоря в целом о познавательно-исследовательской деятельности, мы имеем в виду активность ребенка, направленную на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.

Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников в естественной форме проявляется в виде, так называемого, детского экспериментирования с предметами и в виде вербального исследования вопросов, задаваемых взрослому (почему, зачем, как?).

Природный материал сам по себе кладовая для фантазии, игры воображения и исследования. Сколько разнообразных тайн откроет ребёнок, окидывая любопытным взглядом дары природы. Но они могут и не открываться, и даже их можно не обнаружить. Мы, взрослые, должны воспитать тонкую и чувственную душу ребёнка, чтобы он увидел необычное в обычном, возможное в невозможном. Работа с природным материалом заключает в себе возможности сближения ребёнка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.

С прогулки дети часто приносят шишки, ветки, камешки, листики деревьев, цветы. Ребята подолгу рассматривают собранный материал, перебирают, ощупывают, обследуют его. Это способствует запоминанию формы, красок, свойств каждого вида материала.

Кроме растительного материала на занятиях я использую ракушки. Каждый природный материал, имеющийся в группе, будит воспоминания ребёнка: о тёплой морской волне, которая набежала на берег и принесла с собой красивые ракушки, или о летней прохладе леса. Ракушки нравятся не только детям, но и взрослым.

В наше время, когда доступны путешествия в разные страны, на побережья морей и океанов планеты, интерес к обитателям морских глубин актуален.

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников при реализации детско-родительского проекта «Тайна ракушки».

Для решения данной цели поставлены следующие задачи:

  1. Расширять систему элементарных экологических знаний о моллюсках и их роли их в жизни человека.
  2. Формировать представления об уникальных обитателях подводного мира, познакомить с разнообразием ракушек, как частью природного мира.
  3. Развивать потребность в приобретении новых знаний в процессе исследовательской деятельности.
  4. Поддерживать в группе благоприятный микроклимат, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному экспериментированию.
  5. Развивать эстетические чувства, творческое воображение; прививать интерес к коллекционированию.

Мной были использованы следующие формы работы: наблюдения, педагогические ситуации, игры, чтение, совместная работа детей с родителями, домашние задания, продуктивная деятельность.

Для реализации работы по формированию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников в группе созданы комфортные и методически грамотные условия для детского экспериментирования, как на занятиях, так и в самостоятельной творческой деятельности детей. Это создание, в первую очередь, в группе центра экспериментально-исследовательской деятельности «Почемучки». В центре имеются различные материалы для исследования, наблюдения; альбомы для рассматривания. В центре книги «Книжкин дом» имеются книги о морских обитателях, детские энциклопедии, сказки.

Таким образом, специально созданная развивающая среда в группе, способствует опосредованному обучению и познавательному развитию детей.

Была проведена (в ходе беседы) предварительная работа по выявлению интересов детей к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы. Вся информация необходима для того, чтобы лучше понять и представлять потребности и интересы детей.

В результате: определено направление воспитательской работы, с учетом интересов каждого ребенка, подобран план мотивации детей к интеллектуальному труду. Для меня, как воспитателя, важно научить детей ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской деятельности; научить детей наблюдать, сравнивать, замечать изменения, сопоставлять результаты, анализировать, делать выводы и обобщения. Это интеллектуальный труд, и он очень нравиться детям, если они находят в процессе экспериментально-исследовательской деятельности решения; если получают положительный результат.

Одним из перспективных методов работы в данном направлении является метод проектирования. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не на прохождение заранее заданного пути.

Недавно в группе был реализован детско-родительский проект «Тайна ракушки». В группе, совместно с воспитателем, дети смотрели видео фильмы «Подводный мир – моллюски», «Коллекции профессора Виноградова». Ребята познакомились с правилами составления коллекции раковин. Узнали, как классифицировать раковины (речные-морские, двустворчатые-завитые (брюхоногие моллюски)). В процессе интеграции с другими образовательными областями была проведена следующая работа: чтение сказки Г.Х.Андерсена «Улитка и роза», чтение книги «Легенды о жемчуге»; проведение опыта «О чем шумит ракушка?»: слушание раковины, слышен ли шум моря, после проведенного опыта сделан вывод, что шум не из ракушки, а от окружающих нас звуков; исследование ракушек: рассматривание разнообразных раковин; выполнение коллективного панно из ракушек, самостоятельное рисование «Морские обитатели»; детско-родительская поисково-творческая работа – выбрать понравившуюся раковину и описать ее, оформив на листе формата А4. Из данных листов был сформирован альбом для рассматривания «Тайна ракушки». Результатом данного проекта стал мини-музей раковин-ракушек.

Овладевая исследовательской деятельностью, ребенок усваивает эталоны, вырабатывает свои правила поведения, свои способы действий и приобретает внутренний опыт, что приводит к формированию стойкой исследовательской деятельности.

Умения и навыки исследователя, полученные в детских играх и в специально организованной деятельности, легко прививаются и переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.

Таким образом, детская познавательно - исследовательская деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников.

 

 

 

 

 

 

Опубликовано: 16.03.2017