Особенности периодов развития детей дошкольного возраста

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Тлавбердина Регина Фанзеловна

Организация: МБДОУ №106

Населенный пункт: Республика Башкортостан, г. Уфа

Дошкольный возраст является самым благоприятным для всестороннего и гармоничного развития детей.

Детство любого ребенка состоит из определенных периодов, в процессе которых дети едва ли не ежедневно открывают для себя все новые возможности и горизонты. Каждый из таких периодов отличается своими особенностями. В том числе и промежуток времени, к которому относится дошкольный возраст (3-7 лет). В чем же особенность именно этого периода развития ребенка? Именно в дошкольном возрасте проходят два самых важных кризиса, это кризис 3 и 7 лет. Начинается дошкольный возраст с так называемого «кризиса трех лет». Как правило, это тяжелый для родителей период: ребенок становится упрямым, непослушным, делает все наоборот, противоречит сам себе. Но родители не должны отчаиваться. Ведь это закономерный этап развития, и он позволяет ребенку осознать себя как отдельное от родителей существо и учиться принимать самостоятельные решения. Главным качеством, которым должны овладеть родители, это терпение. Да, ребенок дошкольного возраста еще не может принимать непосредственного и активного участия в жизни взрослых. Но ему очень хочется. Отсюда первые стремления к самостоятельности (пресловутое "Я сам"), неуемное любопытство (хорошо знакомое каждому родителю "почему") и активные проявления инициативы (в том числе, подражание взрослым и попытки помочь родителям по дому: порезать хлеб, помыть посуду, натереть морковку и т.д.). В дошкольном возрасте у детей особенно интенсивно развиваются основы самосознания: они учатся оценивать себя с разных точек зрения: как доброго и внимательного друга, старательного, талантливого, способного человека, послушного ребенка и т.д. Процесс восприятия информации перестает быть эмоциональным и становится более осмысленным: ребенок целенаправленно ищет информацию и подвергает ее анализу. На протяжении всего периода дошкольного возраста у малышей не только продолжает совершенствоваться наглядно-действенное мышление, но и зарождается фундамент наглядно-образного и логического мышления, а также формируется воображение. Отметим, что первые проявления воображения наблюдаются еще в самом раннем дошкольном возрасте, поскольку как раз к трехлетнему возрасту у ребенка накапливается уже достаточный жизненный опыт, способный дать материал для воображения.

С развитием воображения и мышления неразрывно связано и развитие речи. Если к трем годам более или менее грамотная устная речь только начинает формироваться, то уже к семилетнему возрасту ребенок владеет разговорной речью более чем хорошо. В свою очередь, развитие речи оказывает прямое влияние на развитие произвольного внимания. Благодаря занятиям, требующим сознательного запоминания предметов, действий или слов (игры, посильный домашний труд, выполнение поручений и т.д.), дети в 3-4 года начинают запоминать осознанно. Сюжетная ролевая игра в этом возрасте это основная деятельность детей. Через игру ребенок усваивает различные социальные роли: семейные (в игре «дочки-матери», «папы-сыночки»), профессиональные (в играх в продавца, врача, воспитателя) и многие другие. Причем замечено, что игры девочек отличаются от игр мальчиков: игры девочек спокойнее и тише, а игры мальчиков обычно подвижные и шумные. Чтобы развитие детей дошкольного возраста протекало гармонично, ребенок должен иметь возможность проигрывать разнообразные роли с разными детьми, что на деле бывает не совсем так. Таким образом, он научится взаимодействовать со сверстниками и усвоит основные модели поведения. В этом возрасте, из познавательных процессов интенсивнее развивается воображение. Обеспечить всестороннее развитие детей этого возраста помогут развивающие игры, рисование, лепка, занятия музыкой и физкультурой. У мальчиков этого возраста особое внимание нужно уделять занятиям спортом, физическими упражнениями, что поможет направить бьющую через край энергию в мирное русло. Рисование также позволяет развить мелкую моторику рук ребенку, приучить его к аккуратности и развить эстетическое чувство. Дошкольный возраст, это возраст, который пролетит незаметно, как для родителей так и для педагогов, поэтому нужно использовать каждый момент в общении с ребенком, чтобы успеть заложить прочный фундамент здоровой личности ребенка. Вскоре ребенок начнет задаваться вопросами о морали, нравственности и устройстве окружающего мира, ответы, на которые должны дать родители. Важно понимать, что нельзя просто так отмахнуться от ребенка, нужно найти понятные и доступные объяснения тому, что его интересует.

Таким образом, именно дошкольный возраст является той стартовой площадкой, с которой в современное общество могут выйти гармоничные и полноценные личности, о чем нужно помнить и родителям и педагогам.

 

Использованная литература:

  1. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. - СПб., 1999.
  2. «Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений» Дарвиш О.В. / Под ред. В.Е. Клочко. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.
  3. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. — М.: Тривола, 1995. — 360 с.
  4. Мухина В.С. Возрастная психология: феномено¬логия развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 5-е ИЗД., стереотип. — М., 2000.

 

 

 

 

 

 

 

Опубликовано: 16.03.2017