Мы спортивные ребята!
Конференция: Здоровьесберегающие технологии по ФГОС ДО
Автор: Банку Джамиля Габдульхаковна
Организация: МБДОУ Детский сад № 4 «Снегурочка»
Населенный пункт: Тюменская область, г. Салехард
Актуальность проблемы:
В настоящее время в России ежегодно общий уровень отклонения в состоянии здоровья детей возрастает на 6,7%. Причины: неправильный образ жизни современного человека, слабый мотивационный аспект двигательной активности и низкий уровень представлений о здоровом образе жизни, о спорте.
Забота о здоровье ребенка в настоящее время занимает приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны творческие личности, гармонично развитые, активные и здоровые. Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы физического здоровья человека. Создание системы здоровьесбережения на ступени дошкольного образования обусловлено Федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программе дошкольного образования, социальным заказом родителей, интересом взрослых и детей.
Формирование представлений о зимних национальных видах спорта является частью не только физического, но и эстетического, нравственного воспитания детей. Задачи воспитания успешно решаются через формирование у дошкольников чувства сопричастности к спорту своего края. Проблемы воспитания толерантного отношения к людям разных национальностей также могут решаться через формирование у детей чувства сопереживания, готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Физическое воспитание дошкольника предполагает не только формирование различных двигательных умений и навыков, но и приобретение опыта чувственного познания собственных двигательных возможностей и своего места в окружающем мире, так как отличительная черта физического воспитания детей дошкольного возраста — это органическая связь с умственным воспитанием.
Инновационный проект «Мы спортивные ребята!» представляет собой педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование мероприятий педагогического, физкультурно-оздоровительного и спортивного характера, мероприятий по улучшению материально-технического состояния ДОУ, системность формирования здоровьесберегающей среды и направлен на интеллектуальное, физическое и нравственное раз
витие дошкольников и формирование высокого уровня физической культуры. Проект опирается на традиции национальных видов спорта, характеризующие лучшие нравственные качества спортсменов: честность, волю к победе, взаимовыручку.
Одной из главных задач ДОУ является совершенствование здоровьесберегающей среды, укрепление физического, психического здоровья, эмоционального благополучия дошкольников. Для решения этой задачи в образовательном учреждении используются разнообразные формы организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Одной из таких форм являются Недели здоровья в рамках проекта «Мы спортивные ребята!».
В ходе проведенной диагностики детей по физическому развитию мы выявили, что у 36 % дошкольников уровень физического развития ниже среднего, у 43 % - средний и лишь у 16% детей, посещающих детский сад, уровень физического развития выше среднего. Анализ анкетирования родителей и педагогов, опрос воспитанников показал возрастающий интерес, как педагогов и родителей, так и самих воспитанников к формированию представлений и приобщению к различным видам спорта.
Цель проекта:
Формирование социально-личностной мотивации у детей дошкольного возраста на сохранение и укрепление своего здоровья посредством ознакомления с зимними видами спорта.
Задачи проекта:
Для детей:
1. Формировать у детей представление о зимних спортивных играх и играх народов Севера, с целью физического и социально-нравственного совершенствования детей.
2. Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, умения и навыки сотрудничества через нравственный и эстетический опыт.
3. Развивать у детей стремление к укреплению и сохранению своего собственного здоровья посредством занятий физической культурой.
4. Формировать у дошкольников потребность в двигательной активности.
5. Воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие.
6. Прививать уважение и любовь к национальным видам спорта, движению, как культурному наследию человечества.
Для педагогов:
1. Создать информационную базу.
2. Разработать методические рекомендации по созданию благоприятных условий во время проведения спортивных мероприятий.
Для родителей:
Развивать творческие и физические способности в спортивной деятельности.
Ожидаемый результат:
- сформированность знаний у дошкольников в ходе усвоения основных тем проекта о зимних видах спорта;
- улучшение состояния здоровья дошкольников;
- улучшение показателей физического развития и физической подготовленности дошкольников;
- увеличение двигательной активности детей в течение дня.
Участники проекта: воспитатели групп, дети подготовительной группы компенсирующей направленности с ТНР, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, педагог – психолог, родители.
Срок реализации: с января 2016 г. по февраль 2016 г.
Тип проекта: краткосрочный
Этапы реализации:
Первый этап.
Постановка проблемы, определение цели и задач проекта.
Проблема:
- Что такое зимние виды спорта? Где они возникли?
- Что такое северное многоборье? Какие игры народов Севера проводятся в нашем городе Салехарде?
- Недостаточная информированность детей о зимних играх и национальных играх их возникновении.
Второй этап.
Организация деятельности детей в рамках проекта.
Виды деятельности |
Тема |
1.Познавательно - исследовательская и игровая деятельность |
1.Рассматривание картинок и фотографий с изображением разных зимних и национальных видов спорта и оформление их в альбом. 2.Использование дидактических игр, посвященных видам спорта: «Назови вид спорта», «Спортивное оборудование». 3. Фоторепортажи с соревнований. Оформление стенда. 4. Цикл занятий: «Уроки здоровья» «Северное многоборье ?», «Что нужно знать, чтобы стать спортсменом?» |
2. Коммуникативная деятельность |
1. Беседы: «Возникновение зимних спортивных игр», «Символика и традиции зимних игр», «Знаменитые олимпийцы зимних игр»… 2.Придумывание рассказов и загадок о спорте и спортсменах. |
3.Двигательная деятельность детей |
1.Физкультурные занятия; 2. Прогулки; 3. Подвижные игры; 4. Утренняя гимнастика; 5. Физкультурные досуги, физкультурные праздники; 6. День здоровья. 7. Спортивные упражнения; 8. Спортивные игры, эстафеты, соревнования; 9. Занятия в тренажерном зале. |
4.Продуктивная деятельность детей
|
1. Рисунки о спорте и спортсменах. 2. Выставки рисунков и оформление альбома «Мы знаем все о спорте». 3. Выставка поделок «Мой любимый вид спорта» |
5.Музыкально - художественная деятельность |
1.Прослушивание и разучивание песен на спортивную тематику: «Спортивная семья», «Трус не играет в хоккей», «Старт дает Салехард» и т.д. |
6. Чтение художественной литературы |
1. Чтение и заучивание стихов и загадок о спорте. 2. Чтение рассказов на спортивную тематику |
Работа с родителями |
|
Собрания |
1. «Как провести выходной день с детьми с пользой для здоровья» |
Беседы, консультации, анкеты |
1.«Спорт в жизни людей» 2. «Роль семьи в физическом воспитании» 3. "Здоровье - всему голова!"
|
Практические задания |
1.Систематизация стихов и загадок о спорте (в форме альбома); 2. Фоторепортажи «Семейные спортивные традиции»; 3. Разработка символики зимних спортивных игр. Выставка работ. 4. Совместное творчество с детьми «Любимый вид спорта». 5. Участие в спортивных мероприятиях. |
Работа с педагогами |
|
|
1.Перспективное планирование по теме проекта. 2.Конспекты занятий по теме проекта. 3.Библиография по теме проекта. 4. Музыкальные СД диски, кассеты. 5. Альбомы с художественным словом. 6. Презентация проекта. |
Продукты проекта для детей:
- Альбом «Рассказы о спортсмене».
- Дидактические игры « Спортивное оборудование», «Виды спорта».
- Фотовыставка «Мы занимаемся спортом».
- Выставка работ «Мой любимый вид спорта».
- Фотоальбом «».
- Неделя здоровья: « Зимние спортивные игры»
- Презентации: «Зимние виды спорта»
- Викторина «Как зимние виды спорта вы знаете?»
Продукты проекта для педагогов:
- Конспекты по теме проекта.
- Библиография по теме проекта.
- Музыкальный СД диск.
- Презентация проекта.
Продукты проекта для родителей:
- Анкетирование «Спорт в жизни людей», «Какое место физкультура занимает в вашей семье?», «Исследование предложений о ЗОЖ».
- Родительские собрания «Как провести выходной день с детьми с пользой для здоровья».
- Презентация проекта на собрании.
- Консультации «Роль семьи в физическом воспитании ребёнка», «Зачем заниматься утренней гимнастикой и физкультурой?», «
- Совместное творчество с детьми.
- Неделя «Малые зимние Олимпийские игры», «Олимпиада нашего детского сада».
Перспективное планирование Январь - Февраль 2016 г.
№ |
Вид деятельности |
Январь |
Январь |
Февраль |
Февраль |
Февраль |
Февраль |
1. |
Беседы и занятия |
«История зимних Олимпийских игр» |
«Какие зимние виды спорта вы знаете?
|
«Любимые виды спорта» «Герои спорта» |
«Беседа о хоккее» |
«Коренные народы Севера и их национальные игры» |
«Спорт и здоровье едины» Викторина |
2. |
Художественное слово |
Загадки, пословицы и поговорки о здоровье и спорте |
Рассматривание картин о спорте и спортивных героях |
Разучивание стихов о спорте и ЗОЖ |
Слушанье песен о спорте («Аэробика» «На зарядку» «Акробаты» «Трус не играет в хоккей»)
|
Просмотр мультфильма «Лесная спартакиада» «А баба - яга против» |
Кроссворды |
3. |
Видеорепортажи спортивных соревнований |
«Лыжные гонки» |
«Санный спорт» |
«Хоккей» |
Фигурное катание |
«Вороний день» |
«Северное многоборье» |
4. |
Д\И |
«Четвертый лишний» |
«Виды спорта» |
«Спортивный инвентарь» |
Лото |
«Настольный футбол» |
«Настольный хоккей» |
5. |
Художественное творчество |
Рисунки «Мой любимый вид спорта»
|
Поделки «Любимый вид спорта» |
Рисунки «Символ зимних игр» |
Поделки «Символ зимних игр » |
Рисунки Хочу быть похожим на….» |
Рисунки «Мама, папа, я – спортивная семья» |
10. |
Анкетирование родителей и педагогов |
«Какое место в вашей семье занимает физкультура?» |
«Знаете ли Вы как укрепить здоровье Вашей семьи»
|
«Что такое закаливание и нужно ли оно Вашему ребёнку» |
Как Вы относитесь к спортивным играм» |
«Как часто болеет Ваш ребёнок и почему» |
Физическое развитие детей в ДОУ» |
11. |
Консультации для родителей |
«Закаливание детского организма» |
«Совместные занятия зимним спортом детей и родителей» |
«Как стать спортивной семьёй?»
|
«Как провести выходной день с пользой» |
«Снег играм не помеха» |
«Как научить ребёнка кататься на лыжах» |
12. |
Презентации |
«История Олимпийских игр» |
«Символика Олимпийских игр» |
Зимние игры « Народов Севера» |
«Зимние виды спорта» |
«Герои – олимпийцы» |
«Хоккей – мой вид спорта»
|
Третий этап:
Презентация материалов проекта
1.Выставка рисунков детей на тему
2.Сборник стихов, загадок о разных видах спорта и их значении для человека (при участии родителей);
3.Сборник рассказов детей об их любимом спортсмене (при участии родителей);
4. Выставка поделок «Мой любимый вид спорта»;
5. Презентация проекта.
Ожидаемые результаты проекта:
Для детей:
1. Сформированность знаний детей о зимних национальных видах спорта.
2. Улучшение состояния здоровья дошкольников;
3.Улучшение показателей физического развития и физической подготовленности дошкольников;
4. Увеличение двигательной активности детей в течение дня.
Для педагогов:
1.Сформированность осознанного отношения к своему собственному здоровью;
2.Пополнение знаний о зимних национальных видах спорта.
Для родителей:
1.Информированность об истории зимних видов спорта;
2.Проявление интереса к занятиям физкультурой и спортом совместно с детьми.
Методическое обеспечение:
Литература:
- Аксёнова З.Ф. спортивные праздники в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ сфера, 2004. – 64 с. (Серия «Вместе детьми»);
- Афанасьев С., Коморин С. Весёлые старты, а так же комбинированные эстафеты и шуточная Олимпиада. Методический центр «вариант» г.Кострома. (Серия «Педагогическая азбука»);
- Виммерт, Йорг. Олимпийские игры.- М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007;
- Громова О.Е. Спортивные игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. (Серия «Здоровый малыш»);
- Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. СПб. 1997.
- Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим: оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы – М.,2004.
- Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ – М.: АРКТИ, 2005;
- Метаев Ю.А. Олимпиада-80: Альманах.- М.: Физкультура и спорт, 1978;
- Муллаева Н.Б. Конспекты – сценарии занятий по физической культуре для дошкольников: Учебно-методическое пособие – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006 – 160 с., ил;
- Сигимова М.Н. Формирование представлений о себе у старших дошкольников. Волгоград. 2009.
- Тихомирова Л.Ф. Уроки здоровья для детей 5 – 8 лет, Ярославль,2003;
- Филиппова С.О. «Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения» «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2005;
- Филиппова С.О., Волосникова Т.В. Олимпийское образование дошкольников. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
- Харченко Т.Е. Физкультурные праздники в детском саду. Сценарии спортивных праздников и развлечений: Пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 160 с.
Ресурсное обеспечение:
1. ПК.
2. Видеофильмы, мультфильмы.
3. Фотоматериалы.
4. Музыкальный центр.
5. Аудиозаписи.
6. Художественная литература.
Приложение:
- Конспекты Недели здоровья;
- Конспекты занятий «Уроки здоровья»
- Перспективное планирование по теме (январь - февраль)
- Анкеты для родителей по данной теме.
- Консультации на родительских собраниях.
- Консультации для стенда.
- Художественное слово на спортивную тематику (загадки, стихи).
- Материал для альбомов о олимпийской символике, спортсменах Чувашской республики.