Мы спортивные ребята!

Конференция: Здоровьесберегающие технологии по ФГОС ДО

Автор: Банку Джамиля Габдульхаковна

Организация: МБДОУ Детский сад № 4 «Снегурочка»

Населенный пункт: Тюменская область, г. Салехард

Актуальность проблемы:

В  настоящее время в России  ежегодно общий уровень отклонения в состоянии здоровья детей  возрастает на 6,7%.  Причины: неправильный образ жизни современного человека, слабый мотивационный аспект двигательной активности и  низкий уровень представлений о здоровом образе жизни, о спорте.

Забота о здоровье ребенка в настоящее время занимает приоритетные позиции, поскольку любой стране нужны творческие личности, гармонично развитые, активные и здоровые. Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы физического здоровья человека. Создание системы здоровьесбережения на ступени дошкольного образования обусловлено Федеральными государственными требованиями к основной общеобразовательной программе дошкольного образования, социальным заказом родителей, интересом взрослых и детей.

Формирование представлений о зимних национальных  видах спорта является частью не только физического, но и эстетического, нравственного воспитания детей. Задачи  воспитания успешно решаются через формирование у дошкольников чувства сопричастности к спорту своего края. Проблемы воспитания толерантного отношения к людям разных национальностей также могут решаться через формирование у детей чувства сопереживания, готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.

Физическое воспитание дошкольника предполагает не только формирование различных двигательных умений и навыков, но и приобретение опыта чувственного познания собственных двигательных возможностей и своего места в окружающем мире, так как отличительная черта физического воспитания детей дошкольного возраста — это органическая связь с умственным воспитанием.

Инновационный проект  «Мы спортивные ребята!» представляет собой педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование мероприятий педагогического, физкультурно-оздоровительного и спортивного характера, мероприятий по улучшению материально-технического состояния ДОУ, системность формирования здоровьесберегающей среды и направлен на интеллектуальное, физическое и нравственное раз

витие дошкольников и формирование высокого уровня физической культуры. Проект опирается на традиции национальных видов спорта, характеризующие лучшие нравственные качества спортсменов: честность, волю к победе, взаимовыручку.

Одной из главных задач ДОУ является совершенствование здоровьесберегающей среды, укрепление физического, психического здоровья, эмоционального благополучия дошкольников. Для решения этой задачи в образовательном учреждении используются разнообразные формы организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Одной из таких форм являются Недели здоровья в рамках проекта «Мы спортивные ребята!».

В ходе проведенной диагностики детей по физическому развитию мы выявили, что у 36 % дошкольников уровень физического развития ниже среднего, у 43 % - средний и лишь у 16% детей, посещающих детский сад, уровень физического развития выше среднего. Анализ анкетирования родителей и педагогов, опрос воспитанников показал возрастающий интерес, как педагогов и родителей, так и самих воспитанников к формированию представлений   и приобщению к различным видам спорта.

Цель проекта:

Формирование социально-личностной мотивации у детей дошкольного возраста на сохранение и укрепление своего здоровья посредством ознакомления с зимними видами спорта.

 

Задачи проекта:

Для детей:

1. Формировать у детей представление о зимних спортивных играх  и играх народов Севера,  с целью физического и социально-нравственного совершенствования  детей.

2. Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, умения и навыки сотрудничества через нравственный и эстетический опыт.

3. Развивать у детей стремление к  укреплению и сохранению своего собственного   здоровья посредством занятий физической культурой.

4. Формировать у дошкольников потребность в двигательной активности.

5. Воспитывать у детей  целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие.

6. Прививать уважение и любовь к национальным видам  спорта,  движению, как культурному наследию человечества.

Для педагогов:

1. Создать информационную  базу.

2. Разработать методические рекомендации по созданию благоприятных условий во время проведения спортивных мероприятий.

Для родителей:

Развивать творческие и физические способности  в спортивной деятельности.

 

Ожидаемый результат:

- сформированность знаний у дошкольников в ходе усвоения основных тем проекта о зимних видах спорта;

- улучшение состояния здоровья дошкольников;

- улучшение показателей физического развития и физической подготовленности дошкольников;

- увеличение двигательной активности детей в течение дня.

Участники проекта: воспитатели групп, дети подготовительной группы компенсирующей направленности  с ТНР, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель,  педагог – психолог, родители.

Срок реализации: с января 2016 г.  по февраль  2016 г.

Тип проекта: краткосрочный

Этапы реализации:

Первый этап.

Постановка проблемы, определение цели и задач проекта.

Проблема:

  • Что такое зимние виды спорта? Где они возникли?
  • Что такое северное многоборье?  Какие  игры народов Севера  проводятся в нашем городе Салехарде?
  • Недостаточная информированность детей о зимних играх и национальных играх их возникновении.

Второй этап.

               Организация деятельности детей в рамках проекта.

Виды

деятельности

                                      Тема

1.Познавательно  - исследовательская и игровая деятельность

1.Рассматривание картинок и фотографий с изображением разных зимних и национальных видов спорта и оформление их в альбом.

2.Использование дидактических игр, посвященных  видам спорта: «Назови вид спорта», «Спортивное оборудование».

3. Фоторепортажи с соревнований. Оформление стенда.

4. Цикл занятий: «Уроки здоровья»

«Северное  многоборье ?», «Что нужно знать, чтобы стать спортсменом?»

2. Коммуникативная деятельность

1. Беседы: «Возникновение зимних спортивных  игр», «Символика и традиции зимних игр», «Знаменитые олимпийцы  зимних игр»…

2.Придумывание  рассказов и загадок о спорте и спортсменах.

3.Двигательная деятельность детей

1.Физкультурные занятия;

2. Прогулки;

3. Подвижные  игры;

4. Утренняя гимнастика;

5. Физкультурные  досуги, физкультурные праздники;

6. День здоровья.

7. Спортивные упражнения;

8. Спортивные игры, эстафеты, соревнования;

9. Занятия в тренажерном зале.

4.Продуктивная деятельность детей

 

1.  Рисунки  о спорте и спортсменах.

2. Выставки рисунков и оформление альбома «Мы знаем все о спорте».

3. Выставка поделок «Мой любимый вид спорта»

5.Музыкально - художественная деятельность

1.Прослушивание и разучивание песен на спортивную тематику: «Спортивная семья», «Трус не играет в хоккей», «Старт дает  Салехард» и т.д.

6. Чтение художественной литературы

1. Чтение и заучивание стихов и загадок о спорте.

2. Чтение рассказов на спортивную тематику

Работа с родителями

Собрания

1. «Как  провести выходной день с детьми с пользой для здоровья»

Беседы, консультации, анкеты

1.«Спорт в жизни людей»

2. «Роль семьи в физическом воспитании»

3. "Здоровье - всему голова!"

 

 

 

 

 

Практические задания

1.Систематизация стихов и загадок о спорте  (в форме альбома);

2. Фоторепортажи «Семейные спортивные традиции»;

3. Разработка  символики зимних спортивных игр. Выставка  работ.

4. Совместное творчество с детьми «Любимый вид спорта».

5. Участие в спортивных мероприятиях.

Работа с педагогами

 

1.Перспективное планирование по теме проекта.

2.Конспекты занятий по теме проекта.

3.Библиография по теме проекта.

4. Музыкальные СД диски, кассеты.

5. Альбомы с художественным словом.

6. Презентация проекта.

 

Продукты проекта для детей:

  1. Альбом «Рассказы о спортсмене».
  2. Дидактические игры « Спортивное оборудование», «Виды спорта».
  3. Фотовыставка «Мы занимаемся спортом».
  4. Выставка работ «Мой любимый вид спорта».
  5. Фотоальбом «».
  6. Неделя здоровья: « Зимние спортивные  игры»
  7. Презентации:  «Зимние  виды спорта»
  8. Викторина «Как зимние виды спорта вы знаете?»

Продукты проекта для педагогов:

  1. Конспекты по теме проекта.
  2. Библиография по теме проекта.
  3. Музыкальный СД диск.
  4. Презентация проекта.

Продукты проекта для родителей:

  1. Анкетирование «Спорт в жизни людей», «Какое место физкультура занимает в вашей семье?», «Исследование предложений о ЗОЖ».
  2. Родительские собрания «Как  провести выходной день с детьми с пользой для здоровья».
  3. Презентация проекта на собрании.
  4. Консультации «Роль семьи в физическом воспитании ребёнка», «Зачем заниматься утренней гимнастикой и физкультурой?», «
  5. Совместное творчество с детьми.
  6. Неделя «Малые зимние Олимпийские игры», «Олимпиада нашего детского сада».

 

 

Перспективное планирование  Январь - Февраль 2016 г.

 

Вид

деятельности

    Январь

    Январь

   Февраль

     Февраль

   Февраль

Февраль

1.

Беседы и занятия

«История зимних Олимпийских игр»

«Какие зимние виды спорта вы знаете?

 

 

«Любимые виды спорта» «Герои спорта»

«Беседа о хоккее»

«Коренные народы Севера  и их национальные игры»

«Спорт и здоровье едины» Викторина

2.

 

Художественное слово

Загадки,

пословицы и поговорки о здоровье и  спорте

Рассматривание картин о спорте и спортивных героях

Разучивание стихов о спорте и ЗОЖ

    Слушанье песен о спорте («Аэробика» «На зарядку» «Акробаты» «Трус не играет в хоккей»)

 

Просмотр

мультфильма

«Лесная спартакиада» «А баба - яга против»

Кроссворды

3.

Видеорепортажи спортивных соревнований

«Лыжные  гонки»

«Санный спорт»

«Хоккей»

Фигурное катание

«Вороний день»

«Северное многоборье»

4.

Д\И

«Четвертый лишний»

«Виды спорта»

«Спортивный инвентарь»

Лото

«Настольный футбол»

«Настольный хоккей»

5.

Художественное творчество

Рисунки

«Мой любимый вид спорта»

 

Поделки

«Любимый вид спорта»

Рисунки

«Символ зимних игр»

Поделки «Символ зимних игр »

Рисунки

Хочу быть похожим на….»

Рисунки

«Мама, папа, я – спортивная семья»

10.

Анкетирование родителей и педагогов

«Какое место в вашей семье занимает физкультура?»

«Знаете ли Вы как укрепить здоровье Вашей семьи»

 

«Что такое закаливание и нужно ли оно Вашему ребёнку»

Как Вы относитесь к спортивным играм»

«Как часто  болеет Ваш ребёнок и почему»

Физическое развитие детей в ДОУ»

11.

Консультации для родителей

«Закаливание детского организма»

«Совместные занятия зимним спортом детей и родителей»

«Как стать спортивной семьёй?»

 

«Как провести выходной день с пользой»

«Снег играм не помеха»

«Как научить ребёнка кататься на лыжах»

12.

Презентации

«История Олимпийских игр»

«Символика Олимпийских игр»

Зимние игры

« Народов Севера»

«Зимние  виды спорта»

«Герои – олимпийцы»

«Хоккей – мой вид спорта»

 

 

Третий этап:

Презентация материалов проекта

1.Выставка рисунков детей на тему

2.Сборник стихов, загадок о разных видах спорта и их значении для человека (при участии родителей);

3.Сборник рассказов детей об их любимом спортсмене (при участии родителей);

4. Выставка поделок «Мой любимый вид спорта»;

5. Презентация проекта.

 

 

Ожидаемые результаты проекта:

 

Для детей:

1. Сформированность знаний  детей о зимних национальных видах спорта.

2. Улучшение состояния здоровья дошкольников;

3.Улучшение показателей физического развития и физической подготовленности дошкольников;

4. Увеличение двигательной активности детей в течение дня.

Для педагогов:

1.Сформированность осознанного отношения к своему собственному здоровью;

2.Пополнение знаний  о зимних национальных видах спорта.

Для родителей:

1.Информированность  об истории зимних видов спорта;

2.Проявление интереса к занятиям физкультурой и спортом совместно с детьми.

 

Методическое обеспечение:

Литература:

  1. Аксёнова З.Ф. спортивные праздники в детском саду: пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ сфера, 2004. – 64 с. (Серия «Вместе  детьми»);
  2. Афанасьев С., Коморин С. Весёлые старты, а так же комбинированные эстафеты и шуточная Олимпиада. Методический центр «вариант» г.Кострома. (Серия «Педагогическая азбука»);
  3. Виммерт, Йорг. Олимпийские игры.- М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007;
  4. Громова О.Е. Спортивные игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. (Серия «Здоровый малыш»);
  5. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. СПб. 1997.
  6. Картушина М.Ю. Быть здоровыми хотим: оздоровительные и познавательные  занятия для детей подготовительной группы – М.,2004.
  7. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ – М.: АРКТИ, 2005;
  8. Метаев Ю.А. Олимпиада-80: Альманах.- М.: Физкультура и спорт, 1978;
  9. Муллаева Н.Б. Конспекты – сценарии занятий по физической культуре для дошкольников: Учебно-методическое пособие – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006 – 160 с., ил;
  10. Сигимова М.Н. Формирование представлений о себе у старших дошкольников.   Волгоград. 2009.
  11. Тихомирова Л.Ф. Уроки здоровья для детей 5 – 8 лет, Ярославль,2003;
  12.  Филиппова С.О. «Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения» «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2005;
  13. Филиппова С.О., Волосникова Т.В. Олимпийское образование дошкольников. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
  14.  Харченко Т.Е. Физкультурные праздники в детском саду. Сценарии спортивных праздников и развлечений: Пособие для педагогов ДОУ. – СПб.: « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 160 с.

 

Ресурсное обеспечение:

1. ПК.

2. Видеофильмы, мультфильмы.

3. Фотоматериалы.

4. Музыкальный центр.

5. Аудиозаписи.

6. Художественная литература.

 

Приложение:

  1. Конспекты  Недели здоровья;
  2. Конспекты занятий «Уроки здоровья»
  3. Перспективное планирование по теме (январь - февраль)
  4. Анкеты для родителей по данной теме.
  5. Консультации на родительских собраниях.
  6. Консультации для стенда.
  7. Художественное слово на спортивную тематику (загадки, стихи).
  8. Материал для альбомов о олимпийской символике, спортсменах Чувашской республики.

 

 

 

Опубликовано: 17.05.2017