Использование русского народного фольклора на музыкальных занятиях с элементами логоритмики
Конференция: Здоровьесберегающие технологии по ФГОС ДО
Автор: Накул Юлия Валерьевна
Организация: МДОБУ «Руэмский детский сад «Лесная сказка»
Населенный пункт: Республика Марий Эл, пос. Руэм
Все окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы - все это и многое другое подчинено определенному ритму. Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. В настоящее время проблема развития обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным, лишь 10% детей появляются на свет абсолютно здоровыми. Остальные дети имеют различные микроорганические поражения или выраженную патологию. Отдельную категорию составляют аномалии развития, сопровождающиеся нарушением речи, что влечет и отставание в развитии. Таким детям необходимо вовремя оказать помощь, исправить дефекты звукопроизношения к началу обучения в школе.
В условиях реализации ФГОС ДО большое внимание уделяется воспитанию гармонически развитого ребенка во всех образовательных областях. Но особое внимание надо обратить на сохранение и укрепление здоровья и становление ценностей здорового образа жизни. На сегодняшний день существует множество элементов здоровьесберегающей технологии в помощь детям с нарушениями в развитии и педагогам, работающим с такими детьми:
- артикуляционная гимнастика;
- пальчиковые игры;
- логоритмические игры;
- речевые игры
Задачи:
- формирование артикуляционных укладов проблемных звуков;
- активизация высшей психической деятельности через развитие слухового и зрительного внимания;
- развитие слухового и зрительного восприятия;
- увеличение объема памяти;
- формирование двигательных навыков;
- развитие пространственной ориентации и зрительно-моторных координаций
Логоритмическое музыкальное занятие включает в себя следующие элементы:
1. Логопедическую (артикуляционную) гимнастику (комплекс упражнений для укрепления мышц органов артикуляционного аппарата;
2. Чистоговорки - для автоматизации и дифференциации всех звуков, так как к 6 годам дети должны овладеть правильным произношением;
3. Пальчиковая гимнастика -упражнения для развития мелкой моторики, поскольку речь формируется под влиянием импульсов, идущих от рук;
4. Упражнение под музыку на развитие общей моторики (соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга);
5. Вокально-артикуляционные упражнения - упражнения для развития певческих данных и дыхания с музыкальным сопровождением и без него;
6. Фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;
7. Песни и стихи, сопровождаемые движениями рук (для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти, координационного тренинга);
8. Музыкально-ритмические игры с музыкальными инструментами;
9. Музыкальные игры (способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве);
10. Упражнения на развитие мимических мышц (для развития эмоциональной сферы, воображения и ассоциативно-образного мышления);
11. Коммуникативные игры и танцы ( для развития динамической стороны общения, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения, позитивного самоощущения);
12. Упражнения на развитие словотворчества, расширение активного словаря детей.
Занятие может включать в себя не все вышеперечисленные элементы. В зависимости от характера нарушения применяются преимущественно те или иные формы логопедических игр. Большинство игр на своих занятиях я связываю с русским фольклором.
Русский фольклор - ценнейший материал для гармоничного развития ребенка. В воспитании дошкольника фольклор играет важную роль, так как его главным принципом является единство поэтики, музыки и манеры исполнения. К примеру, в поговорках, потешках, детских песенках, прибаутках объединены импровизационность, изобразительность, ритмичность и наставничество. Детский дошкольный фольклор - прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать.
Логоритмические упражнения и игры основанные на репертуаре детского народного фольклора способны решать проблемы не только нарушения речи, внимания, памяти, но и проблемы нравственного воспитания дошкольников, такие как уважительное отношение к природе, животными, родителям, педагогам и позитивное отношение со сверстниками.
Уже с 3 лет ребенок с большим интересом играет в пальчиковые игры. Дети среднего и старшего дошкольного возраста с удовольствием занимаются логоритмическими упражнениями. Дети вообще очень любят этот вид деятельности. Это и слово, и игра, и тактильный контакт со сверстниками. Все это способствует улучшению настроения детей, их памяти и мелкой моторики, а как следствие и улучшение качества речи, внимания, памяти. Чистоговорки способствуют улучшению качества произношения проблемных звуков. Игровой массаж учит детей бережному отношению друг к другу. После занятия я обязательно спрашиваю детей понравилась ли им игра, и они всегда с улыбкой отвечают "ДА!". А улыбка ребенка на занятии - это самое главное!!!