Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Серебренникова Елена Васильевна

Организация: МБДОУ детский сад «Сказка»

Населенный пункт: Ростовская область, п. Мокрый Батай

Развитие мелкой моторики является показателем готовности ребенка к школьному обучению. Доказано, что более развитая мелкая моторика проявляется умением логично рассуждать, у ребенка будет развита память, внимание, а также речь. Так же это будет отражаться на навыках письма, так как именно письмо является сложным навыком координации движения руки. Недостаточное развитие мелкой моторики у детей различного возраста может привести в дальнейшем к плохому отношению к учебе в школе, низким показателям интеллектуальной активности. Поэтому проблема развития мелкой моторики рук ребенка является актуальной и значимой.

Степень развития мелкой моторики у ребенка дошкольного возраста определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений - ключевые понятия для периода раннего дошкольного возраста.

Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника .

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на организацию образовательного пространства ДОО, которое должно обеспечивать развитие у детей крупной и мелкой моторики .

Проблемой изучения развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста занимались следующие отечественные педагоги и психологи: И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. А. Ухтомский, В. П. Бехтерев, которые показали значимость движений двигательно-кинестетического анализатора в развитие речи и мышления детей, доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная. И. М. Сеченов писал, что ко всем ощущениям примешивается мышечное чувство: можно смотреть, не слушая, и слушать, не глядя, можно понюхать не глядя и не слушая, но ничего нельзя сделать без движения. Мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения и помогают связать их в единое целое .

Научные психолого-педагогические труды доказывают, что начинать работу по развитию мелкой моторики рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка

Изобразительная деятельность играет особую роль в развитии мелкой моторики детей. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Конечно, овладевая рисованием, лепкой, аппликацией, ребенок не научится писать. Но все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль движений руки. Помогают образованию связи рука-глаз. Все это будет ему хорошим помощником в школе.

Отечественный педагог Т.С. Комарова писала о роли изобразительной деятельности в успешном овладении детьми способов рисования, лепки, аппликации. Однако часто приходится слышать утверждение, что ребенка не надо учить способам изображения, что он, испытав интерес к творческой деятельности, сам найдет нужные приемы, а обучение технической стороне засушивает созидательный процесс. Однако не все дети могут найти нужный способ изображения .

Исследователь В.И. Кириенко подчеркивал, что, только восхищаясь рисунками детей и не вмешиваясь в дела ребенка, можно детскую непосредственность в рисунках, превратить в графическую безграмотность, которая начинает не удовлетворять и самого развивающегося ребенка. Он начинает осознавать свою беспомощность, в результате чего может отказаться от любимого занятия на всю жизнь .

 

Заключение

Дошкольное детство – это первый период психического развития ребенка, на этапе которого закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов, а также идет развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук дошкольника.

По мнению И.М. Соловьёва одним из самых эффективных форм развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста являются занятия по изобразительной деятельности с элементами нетрадиционных техник рисования, ведь по рисункам детей можно проследить, как развивается ребенок, его мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе. Нетрадиционное рисование имеет целый ряд преимуществ: развивает мелкую моторики руки, вызывает целый комплекс эмоций, проявляет характер ребёнка, его индивидуальность, позволяет применять многообразие способов и средств рисования, прививает любовь к изобразительному искусству.

Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринуждённости, открытости, содействуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально - благоприятное отношение к деятельности у детей. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно - моторной координации. Для коррекции мелкой моторики рук имеют значение такие нетрадиционные техники изображения, как рисование руками: ладошкой, пальцами. Кроме того, внедрение в практику нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Список используемых источников

 

  1. Агаян Г.Г. Мы топали, мы топали: учеб, пособие для родителей и воспитателей / Г.Г. Агаян. - Дмитров: Карапуз, 2003. - 20 с.
  2. Александрова Т.В. Сказки на кончиках пальцев. Пальчиковые игры по мотивам народных песен и сказок // Дошкольная педагогика. - 2008. - №7. - с.33-37.
  3. Анцифирова Н. Г. Необыкновенное рисование //Дошкольная педагогика. – 2011, №7.
  4. Бабаева Т.И., Михайлова З.А. и др. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду: издание 3-е, переработанное. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 244 с.
  5. Бизюк А.П. Основы нейропсихологии: Учебное пособие. - СПб.: Речь, [источник: http://www.studfiles.ru/preview/1668206/].
  6. Белая А.Я., Мирясова В.И. Пальчиковые игры. Пособие для родителей и педагогов. - М.: Сигма, 2009. – 48 с.
  7. Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. М. [источник: http://www.twirpx.com/file/244397/].
  8. Белоусова О.А. Обучение дошкольников рисованию песком // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2012. - № 5. - с. 14 - 18.
  9. Венгер Л.А., Пилюгина Е.Г. Воспитание сенсорной культуры ребенка: книга для воспитателей детского сада. - М.: Просвещение, 2014.
  10. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. [источник: http://psychlib.ru/mgppu/v_m/v_m.htm

 

Опубликовано: 03.12.2017