Экологический проект с презентацией «Бесценная и всем необходимая вода»
Конференция: Современные подходы к реализации ФГОС ДО
Автор: Иванова Тамара Пантелеевна
Организация: МДОБУ «Руэмский детский сад «Лесная сказка»
Населенный пункт: Республика Марий Эл, п. Руэм
Актуальность: В наше время основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось их поведение: люди стали брать от природы все, ничего не давая ей взамен. Человек не «чувствует» природы, не контактирует с ней, не бережет. Самая главная, необходимая часть природы – вода. Без воды не сделать много простых, обычных дел, вода ничем не заменима.
Основная причина загрязнения водных бассейнов - сброс плохо очищенных сточных вод промышленными предприятиями, коммунальными и сельскими хозяйствами. Справедливо считают основной причиной нехватки пресной воды ее загрязнение. Только тогда можно говорить, что человек любит природу, когда он что-то делает для ее сохранения или хотя бы не причиняет ей вреда.
Говоря о воде, нельзя, конечно, обойти и ее основной объем – Мировой океан. Сегодня его «безграничность» бессильна перед результатами деятельности человека. Поэтому в последнее время возрос интерес к экологии и экологическому воспитанию в образовательных учреждениях.
Человек – часть природы. Он не может жить вне её, не может нарушать законы , по которым существует окружающий мир.
Тип проекта:
- обучающий
- исследовательский
- игровой
Цель: Сформирование у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле.
Вода – источник жизни.
Задачи:
- Уточнить и расширить знания детей о воде, ее свойствах, роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки)
- Познакомить детей с круговоротом воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.
- Развивать речь мышление, любознательность, умение любоваться красотой водоемов.
- Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу.
Гипотеза: Если бы не было воды, то не было бы жизни на Земле.
Ожидаемые результаты:
- Проект, рассчитанный на детей подготовительной группы, поможет расширить знания и представления о воде;
- Конкретизирует знания о свойствах воды;
- Дети научаться анализировать имеющиеся факты, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.
- Сформируют знания о значение воды в жизни человека;
- Научатся бережно относятся к водоемам, к расходу воды.
Продолжительность проекта:
- краткосрочный
Участники проекта:
- воспитатель;
- дети;
- родители.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный.
- Создание проблемных ситуаций (актуализация знаний о воде, свойствах воды);
- Ознакомление родителей с темой проекта, с проблемами вставшими перед детьми;
- Подготовка материалов и оборудования (загадки, дидактические игры, пальчиковые игры, подвижные игры, физкультминутки, иллюстрационный материал).
2 этап - практический.
- Просмотр и обсуждение презентации:
«Что такое вода?»
- Консультация для родителей:
«Что было бы, если не было воды?»
- Проведение ООД:
познавательное развитие: «Вода в жизни человека». «Свойства воды». «Водные пространства и их обитатели».
художественно – эстетическое развитие: «Морское дно» (рисование с акварелью). «Рыбки в аквариуме» (аппликация из цветной бумаги).
Речевое развитие: «Веселое путешествие на остров грамматики».
- Чтение художественной литературы:
- Я.Аким «Облака», А. Барто «Дождь», Е. Серов «Град», Михайлова «Пар» из энциклопедии «Чудо повсюду»
- Г.Х.Андерсен «Русалочка», В.Зотов «Мудрый совет», Г.Юдин «Жадная жаба».
- Русские народные сказки: «Живая вода», «Как утка землю добывала».
- Экологические сказки Н. А.Рыжова «Жила - была река». «Разноцветная речка».
- Беседы с детьми:
«Путешествие по глобусу», «Кому нужна вода», «Круговорот воды в природе», «Значение воды в жизни всего живого. Использование ее человеком», «Источники загрязнения воды. Меры охраны», «Что было бы, если не было воды?»
- Игровая деятельность (социально-коммуникативное, речевое, физическое)
Дидактические игры: «Отгадай загадки». «Земля, вода, огонь, воздух». «Узнай новое о воде». «Знаешь ли ты водных жителей?» « Расскажи и раскрась». «Угадай кто я?»
- Подвижные игры:
«Ходят капельки по кругу». «Ручеек». «Море волнуется». « Караси и щука».
- Сюжетно-ролевые игры:
«Отважные мореплаватели». Семья (сюжеты: купание кукол, стирка кукольной одежды)
- Опытно – экспериментальная деятельность:
Опыт: «Вода не имеет формы, вкуса, запаха и цвета»;
Опыт: «Скорость растворения»;
Опыт: «Круговорот воды в природе».
- Работа с родителями:
Консультация для родителей: «Что было бы, если бы не было воды?»
3 этап – заключительный.
- Выставка детского творчества
-
Совместная работа детей и родителей:
- рисунки на тему «Берегите воду».
- оформление книги сказок придуманных детьми «Путешествие капельки».
- Проведения праздника «Бесценная и всем необходимая вода»
Литература
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» Москва, 2014г.
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» Москва. «Вако» 2008г.
- Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду» Москва «Просвещение» 2004
- Примерная образовательная программа дошкольного образования От рождения до школы под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А..
- Реент Н.А. «Система комплексных занятий в подготовительной группе». Волгоград 2011г.