Развитие творческих и организаторских способностей детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Исламова Эльвира Римфельевна

Организация: МБДОУ «ДС «Белоснежка»

Населенный пункт: ЯНАО, г. Новый Уренгой

Тема представленного опыта: «Музейная практика в педагогической деятельности ДОУ».

Использование ИКТ: Презентация «Музейная практика в педагогической деятельности ДОУ».

Актуальность темы: Музейная практика в педагогической деятельности является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Новизна опыта: Использование музейной технологии в педагогической деятельности с детьми раннего возраста.

Цель работы: Реализация направления «Мини-музея» в педагогической деятельности, обогащение предметно-развивающей среды ДОУ, также обогащение воспитательно-образовательного пространства новыми формами, создание условий для развития личности путем включения ее в многообразную деятельность мини-музеев.

Основные задачи:

  • Развитие творческих способностей детей раннего возраста, предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, выявить свою неповторимую индивидуальность.
  • Формирование детско-взрослой совместной деятельности на материале музейной практики.
  • Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.
  • Развитие познавательных способностей и познавательной деятельности детей раннего возраста.
  • Формирование исследовательских умений и навыков у детей раннего возраста.
  • Развитие речи и расширения словарного запаса.

· Создание условий для сотворчества воспитателей, детей и родителей.

Краткое содержание:

Создание мини-музея – трудоёмкая работа, которая состоит из нескольких этапов.

  1. Подготовительный этап
  2. Этап реализации.
  3. Обобщающий этап

Подготовительный этап предполагает определенную схему построения проекта.

  1. В начале работы необходимо определить тему мини-музея, (исходя из возраста), например, «Мини- музей кукол», «Мини-музей поделки из дерева», «Мини-музей рамочек» и т.д.
  2. Разработать модель или схему будущего музея. Это не значит, что нужно привлекать профессиональных архитекторов или художников, это значит, что педагогам надо включить свою фантазию и, конечно, необходимо привлечь родителей и детей. (исходя из того, что у нас личностно - ориентированный подход).
  3. Выбрать место, в котором он будет находиться (групповое помещение, раздевалка, холлы, помещения для дополнительных занятий).
  4. Определить содержание экспозиции: надо продумать, какое оборудование будут использовать при создании мини-музея, какие материалы пригодятся, какие экспонаты будут выставлять, на какие предметы надо обратить особое внимание и т.д.
  5. Рассмотреть варианты участия в создании музея детей и родителей. Например, на первом этапе родители являются основными источниками организации музея; на втором – принимают участие в изготовлении новых экспонатов (в данном случае рамочек), организуют экскурсии вместе с педагогом, проводят беседы с детьми и т.д.
  6. Определить перспективы развития. Например, в первую неделю необходимо внести в экспозицию те изменения и дополнения, которые помогли бы наиболее полно раскрыть тему и способствовали реализации поставленной цели. Во вторую неделю предполагается рассмотреть вопросы, связанные с происхождением экспонатов, следовательно, необходимо и изменение содержания экспозиции.

Следующий этап - этап реализации.

При организации мини-музея следует помнить, что содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должно отражать специфику возраста детей определенной группы.

Например, мы хотим создать мини-музей. Во-первых, мы определяем тему. Пусть будет «Мини-музей рамочек».

Что мы можем сделать на первом этапе? Можем ли мы быстро организовать музей? Конечно, можем. Так как наши детки маленькие, мы вместе с детьми рисовали, делали различные поделки, фотографировали детскую деятельность. Родители делали оригинальные рамки для итогового результата детской деятельности.

Следующим нашим шагом было создание экспозиции. Центром экспозиции стали рамки с работами детей раннего возраста. Вокруг композиционного центра на подставках и полочках расставили разнообразные рамочки. По ходу работы мини-музея экспозиции пополнялись и расширялись.

Ведущей формой работы музея является экскурсия.

Экскурсии могут быть:

Обзорные экскурсии. Они, как правило, предполагают ознакомление детей с достаточно широким кругом экспонатов.

Тематические экскурсии предполагают знакомство дошкольников с определенной темой.

Научно-просветительские экскурсии направлены на более углубленное изучение какой-либо темы.

Итак, музей мы создали, теперь необходимо подвести итоги:

· Что было сделано?

· Что понравилось больше всего? (субъективный выбор ребенка)

· Что нового узнали?

· Что хотели бы еще узнать?

· С кем можем поделиться полученными знаниями?

Лучшей формой закрепления и осмысления, полученных в музее впечатлений и знаний, выступает творческая работа как самый естественный для детей способ освоения информации.
Конечно, при создании мини-музея мы можем столкнуться с определенными трудностями, такими как: недостаточная материальная база, высокие требования, предъявляемые к педагогу (а именно, воспитатель должен попробовать себя в роли дизайнера, художника, экскурсовода). И, тем не менее, воспитательное и познавательно-развивающее значение данного вида работы нельзя недооценивать.

Постоянное обогащение представлений об окружающем новыми впечатлениями, умение работать в группе, находить компромиссные решения, практические навыки речевого общения, развитие любознательности и гордости за результаты своего труда перевешивают те трудности, с которыми мы можем столкнуться.

Заключение (вывод, практическая значимость)

В любом возрасте дети задают взрослым множество вопросов, особенно о том, что им кажется интересным и необычным. И для того, чтобы ответить на тысячи детских «почему», в нашем детском саду созданы мини – музеи: «Поделки из дерева», «Мой родной край», «Музей минералов», «Музей кукол», «Музей сказок», «Музей декоративных тарелочек», «Музей фотоаппаратов», «Музей значков», «Музей рамочек». Работа по созданию мини-музеев сплачивает коллектив воспитателей, родителей, детей. Родители начинают интересоваться педагогическим процессом, задают вопросы, предлагают помощь, что в результате ведет к улучшению партнёрских отношений с родителями и наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.

Перспективы работы по теме

В настоящее время проявляется всё больший интерес к традициям, истории, культуре своей малой родины. В нашем ДОУ решаются задачи по раннему приобщению детей к народной культуре, познанию прошлого. Одна из форм ознакомления детей с родным краем – организация в детских садах этнографических комнат, мини-музеев. Важно, что в их создании принимают участие и сами дети, и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции.

Музей – это особое, специальное организованное пространство ДОУ, способствующее расширению кругозора и ребёнка, и взрослого, повышению образованности, воспитанности, приобщению к вечным ценностям.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Васильченко Н.Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики / Н.Р.Васильченко - Дошкольная педагогика, №5, 2009. стр.6-7
  2. Виниченко В. Ребенок в пространстве музея / В.Виниченко - Дошкольное воспитание, 2003, № 5. стр.38-41
  3. Карачунская Т.Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ. Интегрированные занятия / Под ред. К.Ю.Белой, Т.С.Комаровой. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Кокуева Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе: Методическое пособие / Л.В.Кокуева. - М.: АРКТИ, 2005.
  5. Куревина О.А. Путешествие в прекрасное. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей / О.А.Куревина, Г.Е.Селезнева. - М.: «Баласс», 2002.
  6. Лашкина Н. Дети в музее / Н.Лашкина -Дошкольное воспитание, 2005, № 2. стр.72
  7. Лихачев Д.С. Земля родная: Книга для учащихся / Д.С.Лихачев.- М.:Просвещение, 1983.
  8. Морозова А.Н. Музейная педагогика: Из опыта методической работы / Под ред. А.Н.Морозовой, О.В.Мельниковой. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
  9. Найденова Е. Этнографический музей в дошкольном учреждении / Е.Найденова - Дошкольное воспитание, 2001, № 3. стр.92.
  10. Нестеренко Н. Мини-музеи в ДОУ/ Н.Нестеренко - Обруч, № 6, 2000. стр.30-31.
  11. Пантелееева Л. Хочу в музей / Л.Пантелеева - Дошкольное воспитание, 2006, № 9. стр.115

 

 

Опубликовано: 16.05.2018