Пение как средство развития вокальных способностей у детей дошкольного возраста

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Степанова Светлана Михайловна

Организация: МБДОУ «Детский сад №21 «Земляничка»

Населенный пункт: Ульяновская область, г. Димитровград

Музыкальная культура может быть определена как созидание через творчество, и созидание своего внутреннего мира через разнообразные виды художественной деятельности. Пение является основным средством музыкального воспитания.

Н. А. Ветлугина так определяет значение пения в дошкольном возрасте: «Пение относиться к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, музыке; обогащаются переживания ребенка; активно формируются музыкально-сенсорные способности, особенно представления звуковысотных отношений».

В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетические и нравственные представления детей.

Предложенные пути вхождения в песню, рождаемые самой музыкой и детьми, - позволяют раскрывать и находить все новые и новые разнообразные пути вокально-хорового музицирования, позволяют постепенно овладеть тем методическим богатством, которое таится в искусстве; открывают творческую свободу в нахождении своих авторских вариантов, подходов своей дороги в совершенствовании педагогического мастерства.

Песня – это радуга красок окружающего нас мира. Она может рассказать о многом и ответить на любые самые неожиданные вопросы. Песня учит быть добрым и внимательным, чутким и заботливым, учит видеть в самом простом и понятном удивительное и необыкновенное. Она печалится вместе с нами, когда нам грустно, и смеется звонко и радостно, когда мы веселится. Главное – это настроение, которое дарит исполнителю и слушателю мелодия песни. Она превращает каждого в настоящего артиста. Чем старше ребенок, тем разнообразнее круг его интересов и увлечений. Все они находят отражение в песнях самых различных по тематике и характеру. Одни – полны шутки и юмора,

Другие – сдержанны, лиричны, поются спокойно и ласково.

Некоторые песни я инсценирую, отразив сюжет в несложных по движению действиях.

П.К.Анохин изучал влияние мажорного и минорного ладов на слушателя, пришел к выводу, что умелое пользование мелодии, ритма и других выразительных средств музыки может регулировать состояние человека во время работы и отдыха, стимулировать или успокаивать его. Правильно поставленное пение формирует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь.Поэтому считаю, что проблема развития вокальных способностей на основе песенного творчества, над которой я работаю, актуальна и современна.

Основная идея моего опыта работы – развитие вокальных способностей детей дошкольного возраста через использование пения во всех видах музыкальной деятельности.

Задачи:

  • воспитание у детей любви и интереса к певческой деятельности;

  • развивать творческое воображение (образные высказывания о музыке, проявления творческой активности);

  • формирование певческих навыков;

  • развитие исполнительского мастерства;

  • побуждать детей выражать свои музыкальные впечатления в исполнительской и творческой деятельности;

  • развивать природную музыкальность детей и первоначальные навыки музицирования, способность к спонтанному творческому поведению;

  • побуждать дошкольников к различным проявлениям творчества: в музыкально-ритмических движениях, ритмопластике, дирижировании, певческих импровизациях, игре на детских музыкальных инструментах;

  • создать предпосылки к формированию творческого мышления.

Над озвученной темой работаю в трёх направлениях: работа с детьми, родителями и педагогами.

С детьми работаю в трёх видах деятельности:в организованной, совместной и самостоятельной. При построении совместной образовательной деятельности учитываю принцип интеграции образовательных областей, их специфику и возможность.

Во многом успех развития вокальных способностей зависит от качества используемого репертуара.Репертуар, используемый для пения, включает три раздела: народные песни, т.к. на современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами народного музыкального творчества - повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего детства, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Также темы из классических произведений, песни отечественных и зарубежных композиторов. Я подбираю песни, в которых перед ребятами раскрываются современные проблемы, общечеловеческие темы. Учу детей думать, размышлять. Стараюсь давать ребятам музыку, как саму жизнь, бесконечно меняющуюся, способную к превращению к тайне. Если это настоящее произведение искусства, его невозможно познать до конца. После подбора репертуара я начинаю вокально-хоровую работу.

В первую очередь, детям напоминаю правила певческой установки, и постоянно контролирую их выполнение.При обучении детей пению, я слежу за тем, как дети сидят, стоят, держат голову, корпус, как открывают рот.

Певческая установка (правила пения):

  • сидеть (стоять) ровно;

  • не сутулиться;

  • корпус и шею не напрягать

  • голову держать прямо, не запрокидывая её и не опуская, но без напряжения;

  • дыхание брать свободно (не брать в середине слова);

  • петь естественным голосом, избегая резкого, форсированного звучания;

  • рот надо открывать вертикально, а не растягивать в ширину во избежание крикливого, «белого» звука;

  • нижняя челюсть должна быть свободна, губы подвижны, упруги.

На этапе формирования вокальных навыков в работу включаю одновременно почти все элементы вокально-хоровой техники, а в последующие периоды они углубляются. Их последовательность выглядит следующим образом:

  • дыхание

  • звукообразование

  • дикция

  • чистота интонирования

  • ансамбль

Остановлюсь на каждом из этих навыков поподробнее.

Дыхательная гимнастика способствует не только нормальному развитию голоса, но и служит охране голоса от заболеваний.

Важно сформировать у ребенка ощущение дыхания «в живот». Контроль производим, положивна него руку. Также всегда слежу за тем, чтобы во время вдоха у детей не поднимались плечи.

В начале использую игры на дыхание без звука. Так, все превращаемся в «ветер» и своим дыханием рисуем разные образы ветра (теплого и ласкового или сильного и холодного) или устраиваем чей-нибудь день рождения (например, перед Новым годом, день рождения Елочки или Деда Мороза, Снегурочки) и задуваем «Свечи на торте». Раздаю всем разноцветные воздушные шарики и мы начинаем их надувать.

«Ленивая кошечка».

Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки низ, произнося звук «а».

Удлиняем выдох на звуках закрытых, экономных (шипящих или свистящих).

Для этого использую в работе различные образы, например:

  • играет ветер с листвой;

  • звучат пчела, жук, комар;

  • спустился воздух из колеса машины;

  • сердится кошка (выдыхание на согласных звуках «ш», «ж», «з», «с», «ф»).

Формируя короткий вдох и длинный выдох, использую осенние листочки (на ниточках), снежинки (из салфеток), которые не должны упасть, поддерживаемые выдохом или бабочки (на ниточках) «танцуют» вальс. С удовольствием дети выполняют упражнения на увеличение выдоха(повторяют строчку на одном дыхании), когда повторяется одно слово, затем два и так далее. Например,

Слушай…

Слушай шорох…

Слушай шорох чащи… и т.д.

Также очень нравится детям исполнять скороговорки. Например, «Егорки», которая произноситься на одном выдохе, без дополнительного вдоха.

Как на горке, на пригорке,
Жили тридцать три Егорки,
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка…

Используется прием соревнования: кто из детей насчитает больше Егорок. Обязательно провожу с детьми предварительную беседу, объясняя, что нельзя продолжать «считать Егорок» с усилием, когда объем воздуха иссяк.

Хорошая дикция способствует чистоте интонирования, красоте звучания голоса. Но чрезмерное подчеркивание текста вызывает излишнее напряжение и крикливость. Я стараюсь научить детей певческой дикции, объясняю им, что надо петь песню так, чтобы слушатели могли понять, о чем в ней поется, показываю, как произносятся отдельные фразы и слова. Для выработки навыка выразительной дикции использую: артикуляционную гимнастику, скороговорки, чистоговорки, речевые зарядки, ритмодекламации.

Артикуляционная гимнастика не занимает много времени, но эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, губ, щек, челюсти, развить мимику, артикуляционную моторику, а также выразительную дикцию.

В основу применяемой мною артикуляционной гимнастики взяты упражнения по методу В.В. Емельянова.

Сначала мы отправляемся в мир сказок и, «путешествуя» вместе с язычком, дети знакомятся со всеми частями речевого аппарата: языком, зубами, губами, небом. Затем осваиваем артикуляционные упражнения:

«Язычок проснулся» (толкать язычком в правую и левую щеку);

«Язычок, покажись!» (покусать кончик языка);

«Зубов не страшись!» (высовывать язык вперед и убирать назад);

«Зубы кусаются» (покусать нижнюю и верхнюю губу по всей поверхности);

«Губки хохочут” (в улыбке открыть верхние губы);

“Губки обижаются» (вывернуть нижнюю губу);

«Вкусный язычок» (пожевать язык боковыми губами);

«Чистые зубки» (провести языком между верхней губой и зубами и между нижней губой и зубами);

«Улыбка» (улыбнуться).

Речевые ритмо-интонационные игры и упражнения применяю в своей работе, потому что такие игры способствуют развитию чувства ритма, темпа, тембра, динамики, дикции, выразительности речи.

Сначала использую имена детей, приветственные слова (например, «Здравствуйте!»), названия цветов, деревьев, разнообразных предметов. Затем использую словосочетания (тикают часы, солнышко смеется и т.д.). Дети старшего возраста с удовольствием изменяют форму слова в уменьшительно-ласкательную. Например. Мама – мамочка, Папа – папочка.

Варианты заданий в играх даю разнообразные:

  • произносим слова или текст по-разному: тихо и громко;

  • изменяем регистр голоса: высоко, низко;

  • изменяем темп: быстро, медленно или с ускорением, с замедлением.

Игровые действия можем сопровождать хлопками, шлепками, щелчками, притопами. Также интересны детям потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, заклички и четверостишия.

Впоследствии речевые игры продолжаю, добавив вариант игры «Эхо», но уже с пением. Очень полюбилась детям игра «Слова на ладошках»,

Е. Попляновой, в которой я использую различные виды заданий, начиная от простых к более сложным.

Ритмодекламация – четкое произнесение текста в заданном ритме. Основная ее цель – развитие музыкального и поэтического слуха. Детям нравится ритмодекламация на фоне звучания мелодии, на фоне ритмического сопровождения шумовых инструментов или звучащих жестов (хлопки, шлепки, притопы и т.п.). Особую роль отвожу интонации в речи (радости или печали, грусти или восторга). Заметила, что в последствии в работе над песней дети вспоминают, как выражали эти чувства. Поэтому важно, чтобы каждое слово, каждый звук произносился детьми осмысленно, с искренним отношением.

Отправной точкой при формировании певческих навыков является эталон певческого звука, поэтому в своей работе я использую песни-игры по принципу «Эхо», «В лесу», в которых у детей есть возможность ориентироваться на эталон певческого звука, а также увеличивается самоконтроль и появляется возможность сравнить свое исполнение с исполнением педагога или сверстников.

С удовольствием дети исполняют «На птичьем дворе», И. Рыбкиной, «Шла веселая собака» Е.Попляновой и другие песни-игры.

Большое внимание в работе с детьми уделяю распеванию. Распевание – это не только разминка голосовых связок перед пением, но и путь к овладению техническими основами песенного мастерства. Работу по распеванию строю на специальных упражнениях, играх, попевках.

Перед началом пения я тихо напеваю, как бы настраивая детей: «Песенку начнем петь» (на одном звуке) либо использую более торжественный организационный момент (для детей старшего возраста):

«Внимание! Внимание! Чудеса!

Внимание! Внимание! Тишина!
К нам идет, к нам идет музыка!».

Развитию диапазона способствуют небольшие упражнения – попевки, которые каждый раз следует транспонировать («Баю-баю», «Ку-ку» и т.п.). Распевания с заданием пропеть звукоряд из пяти нот в нисходящем и восходящем движении развивают звуковысотный слух детей. Например, «Лесница» (Вот идем мы вверх, вот идем мы вниз.Побежали вверх, побежали вниз). В работе над дикцией использую попевки на одном звуке: Шесть мышат» , а также попевки с интонированием разнообразных слогов: «Ма-мэ-ми-мо-му».

Для улучшения качества пения большое значение имеет развитие музыкального слуха. Неоценимую роль в решении этой задачи оказываютмузыкально-дидактические игры. Важно и то, что именно этот вид широко используется детьми в самостоятельной музыкальной деятельности вне занятий. Очень нравятся детям игры «Теремок», «Музыкальная страна», «Колобок»

Часто использую в работе наглядное пособие «Музыкальные краски». Работа с карточками и схемами способствует формированию навыков правильного звукообразования, различных видовзвуковедения, развитию звуковысотного слуха, дикции и артикуляции, а также совершенствуется умение сочетать интонирование звуков с работой руками

Условием хорошей дикции и выразительного пения являются понимание детьми смысла слов, музыкального образа песни. Фразировка в песне определяется содержанием в его словесном и мелодическом выражении.

Поэтому, я сначала определяю содержание песни, расшифровываем непонятные слова, находим кульминацию.

Для этого я использую приемы:

– Выразительное чтение текста песни в процессе разучивания;

– Коллективное проговаривание текста нараспев, негромко на высоком звучании, в умеренном темпе, так, чтобы все слова звучали ясно и выразительно;

– Коллективное произношение текста шепотом, на высоком звучании. Этот прием полезен при разучивании песен, исполняемых в быстром темпе.

Вся певческая работа – и распевание, и разучивание песен – проводится в удобном для каждого ребёнка диапазоне, в соответствии с природным типом его голоса (ре-ля 1октава - младший дошкольный возраст, до-си 1октава - старший дошкольный возраст). Также чтобы дети быстрее усвоили текст песни, использую метод моделирования. С помощью картинок, отражающих основной смысл куплетов песни, выкладываю схему, по которой дети быстро запоминают слова. Для определения характера песни использую карточки, на которых изображено лицо ребенка или клоуна (веселое, грустное) или нарисованные веселые или грустные «Нотки», «Два брата» (мажор, минор). Для моделирования формы (строения) песни, использую схематичные карточки геометрических фигур или музыкально-дидактическую игру «Сложи песенку».

Развивая у детей певческий голос, я добиваюсь звонкости и полётности его звучания в удобной для каждого ребенка тесситуре. Справиться с этой задачей мне помогает фонопедический метод профессора В.В. Емельянова. Упражнения на подготовку голосового аппарата, разогреву мимических мышц к пению:

Упражнения на расслабление мышц лица.

«Озорные щечки».

Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

«Рот на замочке».

Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на "замочек", сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:

У меня есть свой секрет,

не скажу его вам, нет

(поджать губы).

Ох как сложно удержаться,

Ничего не рассказав (4—5 с).

Губы все же я расслаблю,

А секрет себе оставлю.

В певческой работе использую игровые распевки с элементами самомассажа, они собирают внимание детей и готовят голосовой аппарат к пению, вот некоторые из них:

Исполняется на одном звуке удобной для детей тесситуре:
«Наступили холода»

Да-да-да - наступили холода (потереть ладони)

Да-да-да- превратилась в лёд вода (мягко провести большими пальцами рук по шее сверху вниз)

Ду-ду-ду- поскользнусь я на льду (указательными пальцами помассировать крылья носа)

Ду-ду-ду- я на лыжах иду (растирать ладонями уши)

Ды-ды-ды-на снегу есть следы (приставить ладони ко лбу «козырьком»)
Ди-ди-ди–ну-ка заяц погоди! (погрозить пальчиком)

В выборе упражнений на правильное звукообразование (естественное пение, ненапряженное, напевно, легкое) я учитываю важность развития у детей «мягкой атаки» звука. Учу детей петь спокойно, без толчков. Хотя дошкольникам свойственно отрывистое звукообразование, поэтому я учу детей «тянуть звуки», «протягивать концы музыкальных фраз». В репертуар ввожу песни, написанные в умеренном и среднем темпах. Для развития певческого диапазона я использую те же упражнения, но транспонирую их в другую тональность.

Чистота интонации – самый сложный певческий навык, он связан с развитием слуха (ладового чувства и музыкально – слуховых представлений), ощущением тяготения мелодии к устойчивым звукам, представлением мелодического звуковысотного рисунка.

Благодаря творческим заданиям, которые я применяю по работе с вокалом, у детей раскрывается творческий потенциал, стимулируют творческую активность. Например: «Пропой своё имя», «Позови друга», «Сочини песенку». Главная цель – расширить музыкальный опыт детей, сформировать навык самостоятельных импровизаций. Помочь детям преодолеть неуверенность, стеснение, снять напряжение, развить воображение, внимание, память.

Игровые задания на произнесение имен с различной эмоциональной окраской и интонацией (нежно, ласково, сердито, весело, испуганно и т.д., и с различной силой звука). Использую музыкальное лото, игровые ситуации; например, пришел гость, предлагает спеть, придумать для него песню; или кукла не может уснуть, можно устроить соревнования, «Чья колыбельная лучше укачает куклу?».

Использую домашнее задание, здесь принимают участие родители, старшие братья, сестры и т.д. Детям предлагается сочинить песню на интересный стихотворный текст. Чья песня окажется интереснее, содержательнее, с более точно подобранными средствами музыкальной выразительности, та и будет записана на диск, станет «хитом» недели.

Многие дети часто и с удовольствием исполняют полюбившиеся им песни не только в музыкальном зале, но и в повседневной жизни, иногда сочиняют свои песенки, как правило, озвучивая какую-нибудь игрушку или свою роль в сюжетно-ролевой игре.

Прием использования звуков природы, помогает проникнуться настроением ситуации, более точно передать в пении свои чувства (шум леса, пение птиц, шум моря).

Все вышеперечисленные вокальные навыки тесно связаны между собой. Работа над ними ведется одновременно, а навыки развиваются постепенно.

Самый подходящий материал по обучению пению всех возрастов – народные попевки, песни, хороводы. Их мелодии просты и доступны дошкольникам. Эти песни чаще исполняются без сопровождения, способствуют развитию слуха, формируют вкус. Поэтому я включаю в репертуар народную музыку.Каждая песня требует своего сценического воплощения. Этот этап работы с песней детям наиболее любим.

Этапы работы над песней.

Работу над песней можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет методы и приемы.

I Этап работы над песней – ознакомление, восприятие. На данном этапе я применяю наглядный и словесный методы. Новое произведение я всегда показываю целиком, исполняю все куплеты максимально выразительно, чтобы дети поняли, к чему они должны стремиться при разучивании и исполнении песни. Использую образное слово, провожу беседу о характере песни. Обращаю внимание на настроение, переданное в музыке, пробуждаю детей к высказыванию о характере песни в целом, о смене настроения в ее частях, что помогает настроить ребят на выразительное исполнение, на выбор соответствующего характера песни звукообразования, дикции, дыхания. Например, если дети определили характер песни как ласковый, нежный, спокойный, я им объясняю, что и петь ее надо напевно, протяжно.

  • краткое вступительное слово о данном произведении (название песни, авторы музыки и текста);

  • пояснение непонятных слов;

  • чтение стихотворений и мини-рассказа, которые настраивают детей на более глубокое восприятие музыкального образа;

  • разгадывание загадок, ребусов;

  • вовлечение детей в диалог при обсуждении песенного образа.

Такие приёмы помогают пробудить в детях интерес к песне, желание более внимательно её слушать и приступить к разучиванию.

II Этап – разучивание песни. (3–5 занятий.)Помимо наглядного и словесного методов я использую практический метод. Песню мы учим частями: фразами, предложениями, куплетами, начинаем обычно с первого куплета или припева, если он мелодически легко запоминается. На этом этапе большую роль играют упражнения для развития певческих навыков. Дети учатся по подражанию, поэтому я показываю приемы исполнения, а их закрепление происходит на упражнениях. Упражнение я даю как распевание, пением песен. С их помощью дети разучивают трудные мелодические ходы, встречающиеся в песне. Работа над трудными мелодиями на материале самой песни требует многократных повторений, которые снижают интерес детей к песне. Поэтому упражнения, которые помогают преодолевать трудности, я даю в игровой форме.

Именно на II этапе работы над песней дети осваивают навыки звукообразования, дыхания, дикции, чистоты интонации, ансамбля.

Использую метод моделирование (показ движения рукой, дидактические игры, фланелеграф и т.д.).

При работе над чистотой интонации, использую такие методические приемы: пение в полголоса, пение подгруппами, по одному, пение закрытым ртом (мм), слогами (ду-ду, ла-ла), вокализируя мелодию (а-а-а).

III Этап – исполнение песни.

Дети уже овладели певческими навыками и свободно исполняют выученный материал. Если песня полюбилась, дети поют ее по собственному желанию не только на занятиях. Они надолго запоминают ее, включают в игры, с удовольствием "выступают” перед зрителями.

Известно, что успех работы с детьми зависит от профессионализма педагога, поэтому считаю, что педагогический процесс должен быть построен с учетом возрастных особенностей детского голоса, дифференцированного и индивидуального подхода к детям при формировании их певческих навыков, развитии творческих и музыкальных способностей.

Индивидуальный подход в обучении пению осуществляю уже с первых встреч после летнего отдыха. Занятия начинаются с музыкального приветствия. После вокального диалога со всеми детьми, здороваюсь отдельно с мальчиками или девочками, а дальше индивидуально с отдельными детьми.

Стараюсь изучить особенности каждого ребенка, определить его уровень музыкального развития.

В работе над сольными номерами, при подборе репертуара, кроме уровня музыкального развития, обязательно учитываю индивидуальность ребенка, особенности характера, темперамента.

Работая над формированием певческих навыков, всегда помню об охране детского голоса и слуха. Также считаю, что одним из обязательных условий гармоничного развития детей является формирование у каждого ребенка установки на сохранение здоровья и здорового образа жизни. Поэтому постоянно использую здоровьесберегающие компоненты в обучении детей пению.

Результаты работы.

Чтобы научиться петь, надо петь! И я ненавязчиво, игровыми методами учу детей владеть своим голосом, прививаю любовь к певческой деятельности. И это дает позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, пение приносит удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас даже вдохновения. Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с музыкой.

Бесспорна и воспитательная функция, у детей появляется ответственность за правильное исполнение песни, собранность, сосредоточенность, упорство в достижении поставленной задачи.

Литература

  1. Музыкальный фольклор, авторы-составители Трубникова М.А., Ткачева Л.Н., Анлреева С. П..
  2. Зацепина М.Б.Музыкальное воспитание в детском саду.М,2008.
  3. Радынова О.П. Программа «Музыкальные шедевры».М,2000.
  4. Орлова Т.М., Бекина С.И. Учите детей петь.М.1988.
  5. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Москва-Синтез, 2005


 


 

Опубликовано: 29.05.2018