Внедрение активных форм взаимодействия детей, педагогов и родителей в ДОУ

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Бортникова Наталья Юрьевна

Организация: МБДОУ «Детский сад №77»

Населенный пункт: Иркутская область, г. Братск

Опыт формировался в детском саду №77 «Аистенок» В ближайшем окружении ДОУ находится; Центр досуга «Весна», художественная школа, МБСОШ №29 эти учреждения являются культурно-развивающим и досуговым центром, единственным очагом культуры для детей дошкольного возраста.

Работу по вовлечению родителей в совместную деятельность ДОУ вела по четырем направлениям.

Информационно-аналитическое

С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с ее членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка я начала работу с анкетирования «Сотрудничество детского сада и семьи». Получив реальную картину, на основе собранных данных, я анализировала особенности структуры родственных связей каждого ребенка, специфику семьи и семейного воспитания дошкольника, выработала тактику своего общения с родителями воспитанников. Это помогло мне лдучше оринтироваться в педагогических потребнгостях семей, учесть ее индивидуальные особенности.

 

Я разработала для себя критерий, который назвала «включенностью» родителей в образовательный процесс. Сначала этот критерий отражал количественные показатели присутствия родителей на мероприятиях: посещение родительских собраний и консультаций, присутствие родителей на детских праздниках, участие родителей в подготовке выставок, вернисажей, выпуск журналов и книг, участие в «Дне добрых дел», помощь родителей в оснащении педагогического процесса.

 

Позднее я выделила для себя качественные показатели: инициативность, ответственность, отношение родителей к продуктам совместной деятельности детей и взрослых.

 

Такой анализ позволил выделить три группы родителей.

 

Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

 

Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

 

Родители – критические наблюдатели. Иззменения восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению пониманию типов семей: активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешноности своих детей; заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов; равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же»

 

У меня появилась возможность дифференцированного подхода к родителям во время проведения совместных мероприятий.

 

Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста.

 

В нашем детском саду созданы все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка. Совместная работа специалистов ДОУ (ст.воспитатель, воспитатели, муз.руководитель, мед.сестра) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей дейтсвительно равноответственными участникакми образовательного процесса.

 

Исходя из цели всего учреждения, я сформулировала свои так:

1.Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.

2.Установление доверительных и партнерских отношений с родителями.

3.Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

 

Для скоординированной работы детского сада и родителей я поставила перед собой необходимость решить следующие задачи:

 

1.Актизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

- оформление фотомонтажей,стенгазет;

- совместное создание предметно-развивающей среды;

- утренние приветствия;

-работа с родительским комитетом;

-беседы с детьми и родителями;

- создание библиотеки;

- информационная корзина;

- семейный вернисаж;

 

В результате повысилась уровень воспитательно-образовательной деятельности родителей, что способствовало развитию их творческой инициативы.

2. Работать в тесном контакте с семьями воспитанников ДОУ.

 

С этой целью я использовала активные формы и методы работы с родителями:

- посещение семей воспитанников на дому;

- общие родительские собрания,

- консультации;

- оформление родительских уголков;

- выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями;

- дни общения;

- дни добрых дел;

- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов.

-создание группы в Viber

 

Зная, как важна атмосфера дружеских взаимоотношений между педагогами и родителями, первое родительское собрание «Будем знакомы» я провела в нетрадиционной фолрме. Очень тщательно к нему готовилась, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Подбирала музыку, готовила пригласительные билеты, постаралась создать в детском саду атмосферу добра, уюта и тепла. Начиналось оно с приветствия и благодарности отдать ребенка в наш детский сад. Игра «давайте познакомимся и , будем дружить», объединила взрослых (все встали в круг и рассказали немного о себе) сначала все смущались, но это чувство быстро сменилось радостью и интересом. Минутка знакомства помогла снять напряжение, ведь родителям, сидящим за одним столом, не раз в течение собрания нужно было ситуацию или вопрос вместе. Мягкое освещение, музыкальное сопровождение, доброжелательный тон повествования способствовали созданию доверительной атмосферы, помогли родителям откровенно говорить о проблемах.

 

С интересом родители относятся к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памяти.

 

К собраниям готовятся выставки детских работ или фотостенд, где помещаю фотографии из семейных альбомов, жизни группы. На каждом собрании выражаем благодарность родителей, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. Было очень приятно видеть счастливые глаза родителей, когда им вручали грамоты или благодарсности, в стихотворной форме собственного сочинения.

 

Многие родители стали активными участниками, помощниками всех дел в детском саду, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

 

Большая работа с родителями была проведена при подготовке детей к школе.

 

Были разработаны конспекты совместных занятий «Страна Знаний», «Мы дети планеты Земля», досугов «Мама- папа и я дружная семья»

 

В результате обоготился воспитательный опыт родителей и повысился эффект семейной подготовки к школе.

 

Было проведено анкетирование родителей «Скоро в школу», интервью с детьми, тесты Хочу ли я в школу, анализ рисунков детей «Каким я представляю себя в школе», родителей «Каким я представляю своего ребенка в школе» Консультация «Портрет будущего первоклассника»

 

Совместная подготовка сблизила меня и родителей и детей, подружила семьи. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в саду. У многих родителей открылись скрытые таланты, о которых они не подозревали, пока не пришлось рисовать самим.

 

Было много восторгов и удивлений.

 

На собрании приглашались специалисты: учителя школы, врач больницы. Если в начале встречи ощущалось некоторое напряжение, чувтсво неуверенности, беспокойства, то к концу встречи царила веселость, взаимная симпатия, эмоциональная открытость и интерес друг к другу.

 

Проведенная работа способствовала повышению вниманию родителей к переживаниям ребенка в предшкольный период жизни. Родители познакомились с требованиями, которые предъявляет школа к ученикам, получили рекомендации по развитию речи, им были предложены игры и игровые упражнения по развитию умственных способностей детей, игры с буквами и цифрами.

 

Наглядно-информационное направление включает в себя:

- родительские уголки «человек начинает с детсва», «Наша жизнь день за днем»

- папки-передвижки «Безопасность вашего ребенка», «Любознайка»

- написание сочинений родителей на тему «Мой ребенок его индивидуальные особенности»

- библиотека – передвижка

- фотомонтаж «Из жизни детского сада»

- изготовление семейных альбомов «Я и моя семья!»

- выпуск газеты на тему школьной подготовки

- устный журнал «зачем человеку детство»

 

Форма работы через родительские уголки является традиционной. Для того чтобы она была действенной, помогла актизировать родителей я использую, рубрики: «Развиваете ли вы своего ребенка», «Воспитание доброты к природе», «Формирование основ ЗОЖ» и др. в которых помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания.

 

Активность родителей в создании фотогазет, выстовок говорит о том, что эти работы являются востребованными. Наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

 

Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации. Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только сосвоим ребенко, но и с родительской общественностью целом.

 

В детском саду были проведены:

- праздник «Семейный час»

- конференция «День сказок»

- спортивные досуги «Семья – здоровый образ жизни»

- вернисаж «Наши дочки и сыночки»

- совместные проекты «Моя родословная»

- конкурс на лучшую зимнюю постройку

 

Сценарии праздников и развлечений разрабатывали совместно с родителями.

 

Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, мы разработали определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам:

- выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов

-консультации для родителей

- составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей

- распределение ролей взрослых

- изготовление пригласительных билетов

- подготовка отдельных номеров (разучивание стихов, танцев, песен)

- составление памяти – помоощницы для родителей и для детей

- индивидуальные встречи и консультации

- изготовление атрибутов, пособий

 

Проводимая работа позволяет повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах детской родительских отношений.

Было немного страшно проводить первый семейный праздник: родители малознакомы, дети не привыкли ко мне Мы назвали его «Семейный час»

Но, все оказалось довольно просто, хотя некоторые родители сначала отнеслись настороженно.

 

Весь праздник был построен на играх, родители дети, потому что целью встречи было: развить взаимоотношения детей и родителей посредством включения в совместную деятельность, обогатить через эмоциональное общение.

 

Ведь не зря гласит пословица «Ребенок растет не от хлеба, а от радости»

 

Праздник в детском саду- это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые и дети.

Родители- самые дорогие и близкие люди! Они увидели, что дети гордятся ими, им хочется вместе с ними танцевать, петь песни, играть. Пройдут годы, дети забудут песни, которые звучали на празднике, но в своей памяти они навсегда сохранят тепло общения, радость сопереживания.

Праздник закончился словами:

Берегите друг друга!

Добротой согревайте!

Берегите друг, друга,

Обижать не давайте.

Берегите друг, друга.

Суету позабудьте

И в минуту досуга,

Рядом вместе побудьте! (О.Высотская)

При подготовке к празднику оформила плакаты: «Бывает так, что час совместной игры, общих впечатлений останутся в памяти ребенка на всю жизнь», «Быть другом своих детей значительно труднее, чем прокормить и одеть их», приглашения в форме сердечка, подобрала совместно с музыкальным руководителем музыку, приготовила призы и медальки родителям за участие. Родители и дети очень радовались, были счастливы.

В.А.Сухомлинский сказал: «Дети- это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью»

Поэтому я решила- пусть праздничные встречи проходят постоянно и будут яркими, полезными и увлекательными, ведь в результате их проведения формируются положительные взаимоотношения родителей со своими детьми, устанавливаются эмоциональные контакты.

Теперь у нас в ДОУ традиции, ежегодно отмечать праздники вместе с родителями. Тесныйй контакт ребенка со старшими членами семьи эмоционально обогощает родственные связи, укрепляет семейные традиции, налаживает преемственность между поколениями. Именно по этому я решила провести досуг «А ну- ка бабушки». Все творчески подошли к выполнению заданий: придумывали частушки для конкурса, приготовили детям костюмы «Из бабушкиного сундучка», испекли сладкое угощение и поделились рецептами, приняли участие в выставке «Моя бабушка- лучше всех»

Дети, родители, бабушки и дедушки приняли активное участие в играх, конкурсах, пели песни, частушки, читали стихи, танцевали.

Этот семейный досуг доставил много всем радостных и волнующих минут.

Проведенные мною конкурсы и мероприятия расширили границы общения взрослого и ребенка, укрепили связь между поколениями.

Дети с родителями готовят совместные выставки, делают поделки из природного материала. Основная цель таких мероприятий- укрепление детско- родительских отношений. В результате у детей воспитываются: трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду. Это начало патриотического воспитания, любовь к Родине рождается из чувства любви к своей семье.

В решении этой задачи мне помогли фотовыставки «Милая моя мама», «Семья- здоровый образ жизни». Участие семей в конкурсах на лучший рисунок, салфетку, поделку из природного материала, не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах.

Опубликовано: 04.09.2018