Ранняя профориентация дошкольников

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Макарова Наталья Николаевна

Организация: Детский сад №114 МБДОУ «Радуга»

Населенный пункт: Республика Мордовия, г. Рузаевка

В настоящее время когда общество нуждается в высокопрофессиональных рабочих кадрах, специалистах, решающая роль в формировании личности будущего профессионала принадлежит не только специализированным профессионально – образовательным учреждениям, но и общеобразовательным учреждениям.

Всё это ставит дополнительную задачу не только перед школой, но и перед дошкольным образовательным учреждением – задачу улучшения всей работы по подготовке детей к труду и о выборе профессии с учётом их интересов, способностей и потребностей общества.

Профессиональная ориентация – это процесс ознакомления с различными профессиями взрослых и оказание помощи детям в выборе будущей профессии. Для педагогов профориентация – огромная ответственность. Эта деятельность должна быть очень тонко сбалансирована, все направления должны быть ровно представлены, иначе всегда остаётся угроза «посадить ребёнка не в тот поезд». Именно поэтому важно заложить знания ребенку дошкольного возраста, которые возможно перейдут в устойчивый интерес к профессии.

ФГОС дошкольного образования предусматривает ознакомление с трудом взрослых и ознакомление с окружающим миром, куда можно отнести и данное направление работы. В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогут детям не только расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе, но и получить некоторые нравственные установки, включиться в систему взаимоотношений, научится сотрудничать друг с другом.

Детские сады ОАО «РЖД» являются первой важной ступенью подготовки будущих железнодорожников. Мы осуществляем систематическую работу по ознакомлению детей с железнодорожным транспортом, профессиями железнодорожной магистрали.
Развитие представлений о видах железнодорожного транспорта, железнодорожных предприятиях и основных железнодорожных профессий способствуют выстраиванию индивидуальной картины мира ребенка, его индивидуальных способностей и интересов.

Важность, ценность многоплановости и содержательности работы по ознакомлению воспитанников с железнодорожным транспортом и железнодорожными профессиями, забота о том, чтобы наши дети стали достойный сменой старшего поколения железнодорожников помогла педагогическому коллективу органично встроить профориентацию в систему воспитательно-образовательного процесса в учреждении.

Считаем что ярко выраженная склонность детей к определенным ролям, разнообразным играм, видам труда или другой деятельности в том числе и продуктивной свидетельствует о первых проявлениях "профессиональной направленности" в развитии личности ребенка. Знакомство дошкольников с профессиями не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт профессиональных действий, способствует раннему профессиональному самоопределению. При разработке содержания, форм и методов работы по ранней профориентации на железнодорожные профессии необходимо руководствоваться дидактическими принципами: системности, последовательности, доступности, научности, наглядности, преемственности.

В совместной организованной и свободной деятельности с детьми дошкольного возраста ,через игру и игровые приемы, возможно формирование знаний, развитие интереса к железнодорожному транспорту, труду железнодорожников, что позволит ненавязчиво ориентировать воспитанников на будущую профессию.

Родители воспитанников работают на предприятиях ОАО «РЖД», а для детей этого возраста естественен интерес к работе родителей, желание стать такими, как папы и мамы.

Расположение нашего учреждения в непосредственной близости от железнодорожный предприятий активизируют педагогов расширять представления детей об окружающем мире путем ознакомления их железнодорожным транспортом и железнодорожными профессиями.

Являясь первой важной ступенью в профориентации дошкольников на железнодорожные профессии детский сад поставил для себя конкретные цели и задачи.

Цель: Создание условий для индивидуально – личностного роста ребёнка через систему внедрения профориентационной работы в воспитательный процесс.

Задачи:

1. Знакомить с историей развития железной дороги и ее ролью в современном обществе.

2. Формировать систему знаний детей о видах железнодорожного транспорта.

3. Создать предметно-развивающую среду, способствующую освоению знаний о железной дороге и становлению устойчивого интереса к профессиям железнодорожников.

4. Сохранение семейных традиций в выборе профессий, ведение диалога и сотрудничества педагогов с родителями

5. Сформировать практические навыки безопасного поведения детей вблизи железнодорожных объектов.

6. Организовать активное взаимодействие детского сада с учреждениями и предприятиями ОАО “Российские железные дороги”.

Поставленные учреждением цели и задачи по ранней профориентации осуществляются по следующим направлениям:

1. Разработка методической базы профориентационной работы в учреждении. Это направление осуществляется через:

— Перспективное планирование работы во всех возрастных группах по ранней профориентации.

— Разработку долгосрочных проектов .

— Разработка серии конспектов различных занятий, игр, развлечений.

— Подбор теоретического материала, направленного на повышение уровня знаний педагогов о железнодорожном транспорте.

— Ежегодное проведение педсоветов, семинаров, семинаров-практикумов, консультаций по железнодорожной тематике.

2. Создание полноценной предметно – развивающей среды путем:

— оформления в каждой возрастной группе железнодорожных уголков с наличием автоматических железных дорог, макетов железнодорожных станций и вокзалов и других железнодорожных предприятий, фотовыставки «Мои родители – железнодорожники», атрибутов для игр в железную дорогу, рабочих инструментов и формы железнодорожников разных специальностей;

— создания в группах накопительных папок по ознакомлению с железной дорогой, куда вошли рисунки, фотографии, конспекты разных видов деятельности детей, загадки, кроссворды, стихотворения о железной дороге;

— оформления и постоянного обновления информационного блока «Железнодорожные династии» — это семейные железнодорожные родословные, которые учат наших воспитанников гордиться профессией железнодорожника; Семейных фото.

— пополнение атрибутов для организации сюжетно- ролевых и театрализованных игр с железнодорожной тематикой;

— собрания видеоматериалов: «Профессии на железнодорожном транспорте», «Предприятия железнодорожного транспорта России»;

3. Непосредственное ознакомление детей с железнодорожным транспортом и железнодорожными профессиями стало результативным в учреждении благодаря:

— экскурсиям( именно благодаря тематическим экскурсиям дети познают окружающий мир, понимают важность железнодорожных профессий, знакомятся с разными видами транспорта) и целевым прогулкам;

— наблюдениям и сопровождениям художественным словом, рассказами;

— встречам с родителями –железнодорожниками;

— играм (сюжетно-ролевым, дидактическим, театральным и т.д), игровым ситуациям.

— рассматриванию фотография, иллюстраций, картин. слайдов, экспонатов музея железнодорожного транспорта;

— просмотру видеофильмов;

— вовлечению родителей в непосредственную образовательную деятельность и их рассказов о свой профессии;

— чтение художественной литературы и музыке;

— проекты, конкурсы.

—культурно-досуговая деятельность, праздники

4. Выстраивание рефлексивной деятельности (изобразительной, речевой, игровой), направленной на активизацию представлений детей, полученных в результате ознакомления с железной дорогой и железнодорожными профессиями в таких видах детской активности, как:

— сюжетное рисование после проведенных наблюдений, экскурсий на предприятия железнодорожного транспорта;

— конструирование, лепка, аппликация орудий труда, инструментов железнодорожников, сооружений, являющихся неотъемлемыми частями железнодорожных предприятий, оборудования, обеспечивающего безопасность движения;

— изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр;

— составление рассказов из опыта иллюстрированных детскими рисунками, оформленных в детские книжки;

— Создание плана – карты железнодорожных предприятий , плана – схемы.

— конкурсы рисунка «Моя железная дорога»;

— праздники и концерты к « Дню железнодорожника» , « Дню корпорации ОАО «РЖД», « ДНЮ машиниста».

5. Работа с родителями – важное направление в работе нашего учреждения. Работая в этом направлении мы проводим следующие мероприятия:

— «Дни открытых дверей» для родителей;

— театрализованные представления «Путешествие Весёлого паровозика»;

— совместно с родителями конкурсы рисунков детей на железнодорожную тематику;

— оформляем папки – передвижки для родителей «Что рассказывать детям о железной дороге»;

— организовываем выставки детских работ по изодеятельности: «Моя железная дорога», «Мои родители железнодорожники», «Рисуем железнодорожный транспорт»;

— анкетирование родителей.

Перспективы в работе с детьми по данному направлению:

Поддерживать имидж компании ОАО «Российские железные дороги».

Вести активную пропаганду работы своего дошкольного учреждения по ранней профориентации.

Совершенствовать работу с использованием современных педагогических технологий.

Организовать переписку детей подготовительных групп с железнодорожными детскими садами России, где дети смогут не только узнать о железной дороге своего родного города, но и познакомиться с другими железнодорожными станциями, вокзалами, детскими садами, детьми.

Продолжать вовлекать родителей в совместную с дошкольным образовательным учреждением работу по ранней профориентации на железнодорожные профессии.

Профессиональное самоопределение человека происходит на протяжении его жизни. Будет ли он удачным, порой зависит от того, как удачно он пройдёт каждый этап своей жизни. Одним из таких этапов является дошкольное детство, когда ребёнок может идентифицировать себя с различными вариантами профессий, и чем больше примеряет на себя образов профессий , тем больше выбор он будет иметь в период своего самоопределения.

 

Литература.

  1. Бендюков М., Соломин И., Ткачёв М. Азбука профориентации. СПб.,1997.
  2. Дыбина О.В. Ребенок и окружающий мир. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  3. Ларина т.В. Дошкольникам о железной дороге : Метод. Пособие / Т.В.Ларина, и.Б. Мубаркшина. – Ульяновск :ГДОУ Цетр развития ребёнка – детский сад №74, 2004.
  4. Профориентация дошкольников на профессии сферы железнодорожного транспорта ( из опыта работы НДОУ «Детский сад № 118 ОАО « РЖД») / Л.М. Макарова и др. Ч.1. Самара, 2010.
  5. Романова Е.С. 99 популярных профессии. СПб.: Питер, 2003.
  6. Черниченко Г.Т. От паровоза до магнитоплана. - СПб.: «БКК», 2006.

 

 

 

Опубликовано: 21.02.2019