Нетрадиционное физкультурное оборудование в физическом развитии младших дошкольников

Конференция: Здоровьесберегающие технологии по ФГОС ДО

Автор: Онянова Ксения Юрьевна

Организация: МБДОУ д/с «Академия детства»

Населенный пункт: Свердловская область, г. Нижний Тагил

Дошкольное детство ¾ период формирования здоровья ребенка, развития у него физических навыков и умений. Однако в современном обществе наблюдается тенденция к сокращению и ограничению самостоятельной двигательной активности детей.

Физическое развитие рассматривается многими авторами как процесс роста и биологического созревания ребенка. Традиционно характеристиками физического развития выступают морфологические (скорость роста, прирост массы тела, последовательность увеличения различных частей организма и их пропорций и т.д.) и функциональные свойства организма, которые зависят не только от наследственности, но и социально-бытовых условий жизни дошкольника.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет следующие задачи физического развития: развитие физических качеств, накопление и обогащение двигательного опыта, формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

К особенностям физического развития младших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации относятся: четкое понимание анатомо-физиологических особенностей, особенностей физического и психического развития дошкольников, грамотное построение двигательного режима и применение эффективных средств физического развития. К средствам физического развития можно отнести средства, применяемые во время физкультурного занятия, которое является основной формой организованного обучения детей физическим упражнениям, тренировки систем и функций организма, а также средства предметно-развивающей среды [1].

Одним из важнейших средств физического развития младших дошкольников является предметно-пространственная развивающая среда. Одной из основных задач считается обогащение среды такими элементами, которые бы стимулировали физическое развитие младших дошкольников через познавательную, двигательную и иную активность.

На наш взгляд, необходимо вести поиск новых подходов для привлечения младших дошкольников к занятиям физкультурой, развивать интерес к движению, следовательно, среда должна побуждать детей к двигательной активности, давать им возможность выполнять разнообразные движения, испытывая от этого положительные эмоции.

Младший дошкольный возраст отличается повышенной заинтересованностью в игровой деятельности, любознательностью, неустойчивостью мотивов, эмоциональностью, двигательной расторможенностью. Младших дошкольников больше привлекают необычные, нетрадиционные виды образовательной деятельности. Заинтересованность младшего дошкольника в той или иной деятельности позволяет говорить о приближении к положительному результату педагогического воздействия. Следовательно, нестандартный подход к организации деятельности по физическому развитию младших дошкольников будет особенно эффективным.

Наличие разнообразного нетрадиционного физкультурного оборудования в дошкольной образовательной организации особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре

Применение нетрадиционного физкультурного оборудования в физическом развитии младших дошкольников соответствует психофизическим особенностям возраста, повышает интерес младших дошкольников к занятиям, способствует формированию у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, способствует развитию физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации) и позволяет в интересной форме и через положительные эмоции накапливать и обогащать двигательный опыт детей.

Эффективный способ повышения двигательной активности детей, овладение ими основными движениями ¾ это игра, частая смена движений, амплитуды, темпа и, конечно, использование яркого, необычного оборудования. Практика показала, что занятия с использованием нестандартного оборудования, сделанного своими руками, больше нравится детям. Оно яркое, образное, малогабаритное, универсальное, легко трансформируется при минимальной затрате времени и способствует созданию благоприятного эмоционального настроя. А также проведение физкультуры с использованием нестандартного оборудования позволяет более быстро и качественно формировать двигательные умения и навыки, способствует повышению интереса к занятиям спортом. Упражнения с использованием нестандартного оборудования направлены на укрепление здоровья, улучшение физической подготовленности и повышение функциональных возможностей организма детей.

Применение нетрадиционных пособий вносит разнообразие в физические занятия и эффекты новизны, позволяет шире использовать знакомые упражнения, варьировать задания. Нетрадиционное оборудование объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности [2].

Известно, что предметно-пространственная развивающая среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Нетрадиционное физкультурное оборудование, являясь частью предметно-пространственной развивающей среды, соответствует ее основным принципам.

Насыщенность среды достигается за счет включения нетрадиционного физкультурного оборудования как средства обучения, которое позволяет обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей младшего дошкольного возраста.

Трансформируемость обеспечивается возможностью нетрадиционного физкультурного оборудования изменять предметно-пространственную среду в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей младших дошкольников.

Полифункциональность заключается в возможности разнообразного использования составляющих развивающей предметно-пространственной среды в разных видах детской активности.

Вариативность нетрадиционного физкультурного оборудования в том, что оно может использоваться в различных пространствах (игровом, индивидуальном, конструктивном, творческом) и периодической смены игрового материала, появления новых предметов, обеспечивающих свободный выбор детей и стимулирующих разные виды детской деятельности.

Принцип доступности реализуется в обеспечении свободного доступа младших дошкольников к нетрадиционным играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

Главное требование ко всем видам физкультурного оборудования ¾ это его безопасность. Нетрадиционное физкультурное оборудование изготавливается из безопасных для дошкольников материалов и соответствует требованиям по обеспечению надежности и безопасности его использования, такими, как СанПиН и правила пожарной безопасности.

Выполнение упражнений с нестандартным физкультурным оборудованием повышает интерес к занятиям, улучшает качество выполнения упражнений. Младших дошкольников привлекает неординарная задумка, яркость цвета, интересные формы. В результате применения данного оборудования у детей появляется заинтересованность выполнять упражнения качественно.

Большинство детей с удовольствием выполняют упражнения с нестандартным оборудованием, активно используют атрибуты в подвижных играх как на занятиях по двигательной активности, так и на прогулках.

Итак, нетрадиционное физкультурное оборудование как часть предметно-пространственной развивающей среды направлено на то, чтобы сделать образовательный процесс более интересным, формы работы с детьми более вариативными, повысить результативность дошкольного образования и способствовать формированию у детей новых компетенций, отвечающих современным требованиям.

Таким образом, нетрадиционное физкультурное оборудование ¾ это оборудование, сделанное своими руками из различных средств и материалов, в том числе бросовых, которое применяется в работе по физическому развитию дошкольников и решает ряд специфических задач. Благодаря соответствию основным принципам и требованиям к предметно-пространственной развивающей среде и новаторскому подходу к созданию и оформлению нетрадиционного физкультурного оборудования, оно способствует формированию у дошкольников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании.

 

Литература:

  1. Карабанова, О. А. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций [Текст] / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. ¾ М.: Федеральный институт развития образования, 2014. ¾ 96 с.
  2. Проходцева, А. В. Инновационные технологии в ДОУ по физической культуре // Международный студенческий научный вестник [Электронный ресурс]. ¾ 2015. ¾ № 5-3. ¾ URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13754 (дата обращения: 05.10.2018).
  3. Физическое воспитание детей раннего и дошкольного возраста: теория, практика и перспективы: Сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции [Электронный ресурс] / под общей ред. Максимовой С. Ю., Финогеновой Н. В. ¾ Волгоград: ФГБОУ ВО «ВГАФК», ¾ 2018. ¾ 203 с. ¾ URL: http://www.vgafk.ru/info/sci/nir-on-state-task/ (дата обращения: 10.10.2018).

 

Опубликовано: 10.03.2019