Как помочь ребёнку дошкольного возраста в сенсомоторном развитии

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Рахматуллина Альфия Махмудовна

Организация: ГБДОУ детский сад № 22

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Что такое сенсомоторное развитие?

Сенсо – чувство, моторика – движение.

Вы хотите, чтобы лицо Вашего малыша радостно сияло, музыка радовала, тело было пластичным, а руки ловкими и умелыми? Конечно да!

Ребёнок сначала познаёт мир только чувственным образом. Чувственный мир безграничен, т.к. лишён стереотипов. Ребёнок чувствует себя в нём свободно, и мир открывается ему словно в процессе рисования – постепенно и завораживающе.

Всё, что взрослым уже знакомо, всё, что, как нам кажется, до конца понятно, объяснено и уложено в схемы, ребёнок видит впервые, и его восторг так силён, что ему хочется продлить это «впервые» до бесконечности. Но лишь немногие взрослые, которых мы называем людьми искусства, сохраняют в себе способность бесконечного первооткрытия мира. Здесь и возникают вопросы о том, как же помочь ребёнку не превратиться из «маленького гения» в заурядного человека.

Для этого необходимо нам, взрослым, отказаться от своих стереотипов видения предметов и явлений. В нашей группе запрещены выражения типа: «Что за каляк –маляку ты нарисовал?»; «Нарисовал ничего непонятно»; «Непохоже на…»; «Вообще не умеешь рисовать» и т.п. Ваш ребёнок точно знает, что он нарисовал и может рассказать об этом. Потому что, рисунок ребёнка – это всегда рассказ, который он, рисуя, обыгрывает.

А техника? Техника будет, и вот здесь, нужна наша (взрослых) помощь. Нам нужно помочь ребёнку развивать окологлазные мышцы, позволяющие двигаться глазам, мышцы шеи, помогающей ей быть неподвижной или, по желанию, поворачиваться в разные стороны, скоординированные движения мышц обеих рук. Наряду с этим, необходимо развивать: точное внимание (умение видеть в предметах общие и отличительные признаки), воображение, фантазию, творческое мышление.

Сенсомоторному развитию наших детей мы можем помочь во время игры. Предлагаем Вам несколько видов игра по сенсорному воспитанию. Играть с детьми Вы можете дома, на прогулке, в любое свободное время, даже во время выполнения каких-то действий.

ИГРЫ ПО ДОРОГЕ В ДЕТСКИЙ САД, ДОМОЙ, НА ПРОГУЛКЕ.

  1. НАЙДИ ДВА ОДИНАКОВЫХ.

Предложите ребёнку найти два совершенно одинаковых кленовых (или других) листа. Он охотно примется за поиски и будет приносить Вам многочисленные пары листьев, которые в первый момент покажутся ему неразличимыми. И каждый раз, внимательно разглядывая их, Вы с ребёнком вскоре убедитесь, что листья хотя и очень похожи, но всё-таки неодинаковы. Так ребёнок откроет, что в природе вообще нет одинаковых предметов. Он начнёт учится пристально вглядываться и видеть множество признаков различия там, где раньше он видел их очень мало.

То же самое задание в других вариантах: цветы, камни, ветки, шишки, грибы, снежинки, жёлуди, травинки и т.д.

Таким образом, развиваем точное внимание, наблюдательность.

  1. НАЙДИ ДВА СОВСЕМ НЕПОХОЖИХ.

Игра с точностью до наоборот: предложите ребёнку найти два совершенно разных листа (других предметов), которые не имеют ничего общего.

Таким образом, развиваем точное внимание, наблюдательность.

  1. ЧТО НА ЧТО ПОХОЖЕ?

Правила простые – сначала Вы спрашиваете ребёнка: «На что и почему похож апельсин, фонарь, шишка, лестница?» и т.п. Затем Вы меняетесь ролями, и, теперь уже маленькие партнёры называют Вам предметы, «родственников» которых Вы должны отыскать. Сравнивать можно всё и со всем, лишь бы играющий мог объяснить, чем похожи сравниваемые предметы. Нельзя лишь одного – сравнивать предметы, которые объединяются одним понятием (фрукты с фруктами, посуду с посудой и т.п.).

Вариантов игры бесконечное множество.

Таким образом, развиваем воображение, внимание, наблюдательность, память.

  1. НА ЧТО ПОХОЖЕ?

Предложите ребёнку придумать на что похожи облака над головой? Лужи? Сугробы? и т.п.

Таким образом, развиваем воображение, внимание, фантазию, творческое мышление.

Пристальное внимание к миру приведёт Вас и Ваших детей у двум чуть ли не противоположным выводам:

  • Нет в мире двух одинаковых предметов, всё неповторимо и уникально.
  • Нет в мире двух предметов, до такой степени непохожих, чуждых друг другу, чтобы между ними не было сходства.
  1. УГАДАЙ ХАРАКТЕР, НАСТРОЕНИЕ.
  • Обратите внимание ребёнка на группу деревьев и предложите угадать, какое дерево самое грустное. А когда он назовёт, спросите, почему он так решил?
  • Попросите ребёнка выбрать из груды листьев «лист – путешественник».
  • Предложите ребёнку выбрать какой из двух мячиков бодрый, весёлый по характеру, а какой ленивый, сонный?

Таким образом, развиваем воображение, точное внимание, фантазию, творческое мышление.

Постепенно у Вашего ребёнка разовьётся новое восприятие, а точнее, новое отношение ко всему в жизни. Отношение необходимое в художественно – изобразительном творчестве.

 

ИГРЫ ДОМА.

  1. ПОМОГИ МНЕ ВЫБРАТЬ.

Предложите ребёнку выбрать: самую маленькую морковку, самую круглую картофелину и т.п.

Таким образом, развиваем точное внимание, наблюдательность.

  1. ОТГАДАЙКА.

Разложите перед ребёнком, например, три луковицы, не очень похожие друг на друга, но и не имеющие бросающихся в глаза различий. И предложите ребёнку загадать Вам своеобразную загадку. Пусть он внимательно рассмотрит луковицы, найдёт отличительные признаки каждой из них, а потом выдерет одну, и, не говоря Вам какую, нарисует её. Но так, чтобы можно было отгадать, какая из них изображена. В работе может быть использован любой материал. Если сначала не получилось отгадать, попросите ребёнка объяснить, какой именно признак он считает отличительным.

Таким образом, развиваем точное внимание, наблюдательность, мелкую моторику.

  1. ДОРИСУЙ.

Нарисуйте на листе бумаги любую геометрическую фигуру (в дальнейшем можно рисовать фигуру неопределённой формы) и предложите ребёнку дорисовать её до какой-нибудь картинки. Чем больше ребёнок придумает изображений из одной фигуры, тем лучше.

Таким образом, развиваем воображение, внимание, фантазию, наблюдательность, творческое мышление.

  1. УГАДАЙ, ЧТО ИЗОБРАЖЕНО.

Наклейте на лист бумаги обрезок цветной бумаги неопределённой формы и спросите: «На что это похоже?». Предложите ребёнку дорисовать красками или карандашами этот бесформенный кусочек.

Усложните задание. Наклейте 2 – 3 кусочка цветной бумаги.

Таким образом, развиваем воображение, внимание, фантазию, наблюдательность, творческое мышление.

  1. ЧЕПУХА.

Дайте ребёнку старые журналы, пусть он вырежет из них то, что ему понравится и составит картинку, наклеит её на лист бумаги. Сначала, возможно, получится «чепуха», а в дальнейшем Вы увидите настоящие шедевры. Позднее можно задавать тему.

Таким образом, развиваем воображение, внимание, фантазию, наблюдательность, творческое мышление.

  1. УГАДАЙ ХАРАКТЕР.

Рассадите с ребёнком кукол (расставьте машинки), предложите выбрать какая игрушка самая весёлая, которая может рассмешить всех остальных. Какая игрушка самая серьёзная, которая рассмеётся последней. Какая любит поспать, порисовать и т.д.

  1. ТАК ЖЕ хорошо развивают точное внимание упражнения в детских журналах типа:
  • Найди отличия между картинками.
  • Найди два одинаковых предмета.
  • Лабиринты и т.п.

 

В процессе этих игр – упражнений Вы и сами заметите, как обновляется Ваше собственное видение простых и привычных вещей, которые казались Вам одинаковыми и повторяющимися. Будьте готовы к тому, что ребёнок может опередить Вас, оказаться более зорким, ведь у него больше интереса к видимому, слышимому, осязаемому, многие впечатления для него сравнительно новы.

К тому же Ваши совместные занятия значительно сблизят Вас эмоционально и психологически. А это, как Вы понимаете, приведёт к комфортному психологическому микроклимату Ваших отношений с ребёнком, развитию общих интересов.

Список использованной литературы.

  1. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. С.М. Вайнерман, А.С Большев, Ю.А. Лебедев и др. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
  2. Коллекция идей. Театральная и художественная деятельность в детском саду и начальной школе. Р. Туфкрео, М. Кудейко. – М.: ООО «Линка – Пресс», 2004.

 

Опубликовано: 19.03.2019