Как помочь ребёнку дошкольного возраста в сенсомоторном развитии
Конференция: Развитие детей дошкольного возраста
Автор: Рахматуллина Альфия Махмудовна
Организация: ГБДОУ детский сад № 22
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
Что такое сенсомоторное развитие?
Сенсо – чувство, моторика – движение.
Вы хотите, чтобы лицо Вашего малыша радостно сияло, музыка радовала, тело было пластичным, а руки ловкими и умелыми? Конечно да!
Ребёнок сначала познаёт мир только чувственным образом. Чувственный мир безграничен, т.к. лишён стереотипов. Ребёнок чувствует себя в нём свободно, и мир открывается ему словно в процессе рисования – постепенно и завораживающе.
Всё, что взрослым уже знакомо, всё, что, как нам кажется, до конца понятно, объяснено и уложено в схемы, ребёнок видит впервые, и его восторг так силён, что ему хочется продлить это «впервые» до бесконечности. Но лишь немногие взрослые, которых мы называем людьми искусства, сохраняют в себе способность бесконечного первооткрытия мира. Здесь и возникают вопросы о том, как же помочь ребёнку не превратиться из «маленького гения» в заурядного человека.
Для этого необходимо нам, взрослым, отказаться от своих стереотипов видения предметов и явлений. В нашей группе запрещены выражения типа: «Что за каляк –маляку ты нарисовал?»; «Нарисовал ничего непонятно»; «Непохоже на…»; «Вообще не умеешь рисовать» и т.п. Ваш ребёнок точно знает, что он нарисовал и может рассказать об этом. Потому что, рисунок ребёнка – это всегда рассказ, который он, рисуя, обыгрывает.
А техника? Техника будет, и вот здесь, нужна наша (взрослых) помощь. Нам нужно помочь ребёнку развивать окологлазные мышцы, позволяющие двигаться глазам, мышцы шеи, помогающей ей быть неподвижной или, по желанию, поворачиваться в разные стороны, скоординированные движения мышц обеих рук. Наряду с этим, необходимо развивать: точное внимание (умение видеть в предметах общие и отличительные признаки), воображение, фантазию, творческое мышление.
Сенсомоторному развитию наших детей мы можем помочь во время игры. Предлагаем Вам несколько видов игра по сенсорному воспитанию. Играть с детьми Вы можете дома, на прогулке, в любое свободное время, даже во время выполнения каких-то действий.
ИГРЫ ПО ДОРОГЕ В ДЕТСКИЙ САД, ДОМОЙ, НА ПРОГУЛКЕ.
- НАЙДИ ДВА ОДИНАКОВЫХ.
Предложите ребёнку найти два совершенно одинаковых кленовых (или других) листа. Он охотно примется за поиски и будет приносить Вам многочисленные пары листьев, которые в первый момент покажутся ему неразличимыми. И каждый раз, внимательно разглядывая их, Вы с ребёнком вскоре убедитесь, что листья хотя и очень похожи, но всё-таки неодинаковы. Так ребёнок откроет, что в природе вообще нет одинаковых предметов. Он начнёт учится пристально вглядываться и видеть множество признаков различия там, где раньше он видел их очень мало.
То же самое задание в других вариантах: цветы, камни, ветки, шишки, грибы, снежинки, жёлуди, травинки и т.д.
Таким образом, развиваем точное внимание, наблюдательность.
- НАЙДИ ДВА СОВСЕМ НЕПОХОЖИХ.
Игра с точностью до наоборот: предложите ребёнку найти два совершенно разных листа (других предметов), которые не имеют ничего общего.
Таким образом, развиваем точное внимание, наблюдательность.
- ЧТО НА ЧТО ПОХОЖЕ?
Правила простые – сначала Вы спрашиваете ребёнка: «На что и почему похож апельсин, фонарь, шишка, лестница?» и т.п. Затем Вы меняетесь ролями, и, теперь уже маленькие партнёры называют Вам предметы, «родственников» которых Вы должны отыскать. Сравнивать можно всё и со всем, лишь бы играющий мог объяснить, чем похожи сравниваемые предметы. Нельзя лишь одного – сравнивать предметы, которые объединяются одним понятием (фрукты с фруктами, посуду с посудой и т.п.).
Вариантов игры бесконечное множество.
Таким образом, развиваем воображение, внимание, наблюдательность, память.
- НА ЧТО ПОХОЖЕ?
Предложите ребёнку придумать на что похожи облака над головой? Лужи? Сугробы? и т.п.
Таким образом, развиваем воображение, внимание, фантазию, творческое мышление.
Пристальное внимание к миру приведёт Вас и Ваших детей у двум чуть ли не противоположным выводам:
- Нет в мире двух одинаковых предметов, всё неповторимо и уникально.
- Нет в мире двух предметов, до такой степени непохожих, чуждых друг другу, чтобы между ними не было сходства.
- УГАДАЙ ХАРАКТЕР, НАСТРОЕНИЕ.
- Обратите внимание ребёнка на группу деревьев и предложите угадать, какое дерево самое грустное. А когда он назовёт, спросите, почему он так решил?
- Попросите ребёнка выбрать из груды листьев «лист – путешественник».
- Предложите ребёнку выбрать какой из двух мячиков бодрый, весёлый по характеру, а какой ленивый, сонный?
Таким образом, развиваем воображение, точное внимание, фантазию, творческое мышление.
Постепенно у Вашего ребёнка разовьётся новое восприятие, а точнее, новое отношение ко всему в жизни. Отношение необходимое в художественно – изобразительном творчестве.
ИГРЫ ДОМА.
- ПОМОГИ МНЕ ВЫБРАТЬ.
Предложите ребёнку выбрать: самую маленькую морковку, самую круглую картофелину и т.п.
Таким образом, развиваем точное внимание, наблюдательность.
- ОТГАДАЙКА.
Разложите перед ребёнком, например, три луковицы, не очень похожие друг на друга, но и не имеющие бросающихся в глаза различий. И предложите ребёнку загадать Вам своеобразную загадку. Пусть он внимательно рассмотрит луковицы, найдёт отличительные признаки каждой из них, а потом выдерет одну, и, не говоря Вам какую, нарисует её. Но так, чтобы можно было отгадать, какая из них изображена. В работе может быть использован любой материал. Если сначала не получилось отгадать, попросите ребёнка объяснить, какой именно признак он считает отличительным.
Таким образом, развиваем точное внимание, наблюдательность, мелкую моторику.
- ДОРИСУЙ.
Нарисуйте на листе бумаги любую геометрическую фигуру (в дальнейшем можно рисовать фигуру неопределённой формы) и предложите ребёнку дорисовать её до какой-нибудь картинки. Чем больше ребёнок придумает изображений из одной фигуры, тем лучше.
Таким образом, развиваем воображение, внимание, фантазию, наблюдательность, творческое мышление.
- УГАДАЙ, ЧТО ИЗОБРАЖЕНО.
Наклейте на лист бумаги обрезок цветной бумаги неопределённой формы и спросите: «На что это похоже?». Предложите ребёнку дорисовать красками или карандашами этот бесформенный кусочек.
Усложните задание. Наклейте 2 – 3 кусочка цветной бумаги.
Таким образом, развиваем воображение, внимание, фантазию, наблюдательность, творческое мышление.
- ЧЕПУХА.
Дайте ребёнку старые журналы, пусть он вырежет из них то, что ему понравится и составит картинку, наклеит её на лист бумаги. Сначала, возможно, получится «чепуха», а в дальнейшем Вы увидите настоящие шедевры. Позднее можно задавать тему.
Таким образом, развиваем воображение, внимание, фантазию, наблюдательность, творческое мышление.
- УГАДАЙ ХАРАКТЕР.
Рассадите с ребёнком кукол (расставьте машинки), предложите выбрать какая игрушка самая весёлая, которая может рассмешить всех остальных. Какая игрушка самая серьёзная, которая рассмеётся последней. Какая любит поспать, порисовать и т.д.
- ТАК ЖЕ хорошо развивают точное внимание упражнения в детских журналах типа:
- Найди отличия между картинками.
- Найди два одинаковых предмета.
- Лабиринты и т.п.
В процессе этих игр – упражнений Вы и сами заметите, как обновляется Ваше собственное видение простых и привычных вещей, которые казались Вам одинаковыми и повторяющимися. Будьте готовы к тому, что ребёнок может опередить Вас, оказаться более зорким, ведь у него больше интереса к видимому, слышимому, осязаемому, многие впечатления для него сравнительно новы.
К тому же Ваши совместные занятия значительно сблизят Вас эмоционально и психологически. А это, как Вы понимаете, приведёт к комфортному психологическому микроклимату Ваших отношений с ребёнком, развитию общих интересов.
Список использованной литературы.
- Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. С.М. Вайнерман, А.С Большев, Ю.А. Лебедев и др. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
- Коллекция идей. Театральная и художественная деятельность в детском саду и начальной школе. Р. Туфкрео, М. Кудейко. – М.: ООО «Линка – Пресс», 2004.