Оздоровление детей в условиях дошкольного образовательного учреждения

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Евсеева Евгения Викторовна

Организация: ГБОУ Школа №1321 «Ковчег»

Населенный пункт: г. Москва

Физическое воспитание – педагогическая система использования средств физической культуры с целью личностного совершенствования человека.

Л.П. Матвеев отмечает, что физическая культура, являясь основным видом общечеловеческой культуры, приводит к оптимизации физического состояния и развитию индивида в единстве с его психическим развитием на основе рационализации и эффективного использования его собственной двигательной активности в сочетании с другими культурными ценностями.

Детский возраст - период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике.

По мнению Филиппова С.С. в последние годы в педагогической науке изменилось отношение к понятию «развитие». Оно приобрело более широкий смысл, в некоторых случаях подменяя понятие «образование». Данный подход вызван стремлением к установлению единообразия понятий. Однако в физической культуре такое смещение акцентов нецелесообразно, так как исторически сложившееся понятие «физическое развитие» понимается как процесс и результат изменения форм и функций организма человека в течение его индивидуальной жизни, в том числе и под влиянием его занятий физическими упражнениями, и определяется снятием антропометрических данных и функциональных показателей. И поэтому лишь косвенно может характеризовать такие понятия, как «образованность» и «физическая культура личности».

Следует отметить создание условий для развития всесторонней личности. Ребенок должен заниматься работой над собой, то есть самостоятельно уметь ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать ее возможно лишь благодаря самовоспитанию.

Изменения в содержании образования и изменения в организации образовательного процесса повлекли за собой и изменения в организации преподавания с тем, чтобы одним из центров была работа с детьми, имеющими повышенную мотивацию к физическому развитию.

Огромная заслуга в развитии научно обоснованной теории и методики физического воспитания детей принадлежит доктору медицины и хирургии, профессору П. Ф. Лесгафту. В основу подбора физических упражнений П.Ф. Лесгафт положил принципы учета половых, анатомо-физиологических и психологических особенностей детей, постепенности усложнения и разнообразия движений. С целью развития сознания ребенка он настоятельно рекомендовал широко использовать словесные методы обучения, избегая механического подражания.

В. В. Гориневский, ученик П. Ф. Лесгафта, врач-педиатр, гигиенист. Опираясь на принципы П.Ф.Лесгафта в подборе упражнений, экспериментально определил специфические особенности физического развития в разные возрастные периоды жизни человека.

Е.А. Аркин, педагог, врач, доктор педагогических наук разработал организационные основы обучения детей движениям – ввел в работу дошкольных учреждений физкультурные занятия, как основную форму обучения движениям.

Сегодня значительную роль в развитии теории и методики физической культуры дошкольников играет взаимообогащение исследований ученых и методистов Москвы, Санкт-Петербурга, других регионов России и стран ближнего зарубежья.

Разнообразные формы занятий обладают не одним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одна и та же форма может быть представлена в разных классификациях в зависимости от классификационного признака. В практике образования дошкольников целесообразно деление этих форм по признаку организации обучения и воспитания. В соответствии с этим признаком формы могут быть разными:

Занимательная деятельность:

  • физкультурные занятия;
  • дополнительные занятия физическими упражнениями (занятия в физкультурных кружках, совместные занятия физическими упражнениями детей с родителями).

Совместная деятельность:

  • физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, физические упражнения и подвижные игры между занятиями, физические упражнения и подвижные игры на прогулке, упражнения после дневного сна);
  • физкультурно-массовые мероприятия (физкультурные досуги, физкультурные праздники);
  • индивидуальные занятия;
  • самостоятельные занятия детей (самостоятельные занятия в группе, самостоятельные занятия на прогулке).

Особой формой организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении является «День здоровья».

Физкультурные занятия, так же как и все другие виды детской деятельности проходят в условиях, отвечающих всем медико-гигиеническим и педагогическим требованиям. Это является главным фактором, от которого зависит педагогическая и оздоровительная эффективность занятий. При организации обучения на занятиях по физической культуре исключена возможность перегрузки детей, не допускается их переутомление или нарушение деятельности физиологических процессов и структур организма, в частности, костно-мышечной и сердечно-сосудистой, как наиболее нагружаемых при физических упражнениях. Так как дети дошкольного возраста еще остаются достаточно уязвимыми при неадекватных воздействиях в процессе занимательной деятельности.

Наиболее удобное время для проведения индивидуальной работы – утренняя прогулка, во время которой можно организовать детей в небольшие группы и провести с ними (дифференцированно) подвижные игры.

Игры на воздухе в большей мере, чем в помещении, способствуют тренировке носового дыхания, улучшению аэрации разных отделов легких, углублению выдоха, улучшению функции дыхания в целом.

Необходимо следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка. Убеждать, чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные кружки, занимались дополнительно спортом дома. Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому надо следить за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался.

Задачи физического развития детей дошкольного возраста:

  • Физическое развитие на основе оптимального сочетания основного, дополнительного и индивидуального образования;
  • совершенствовать здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие компоненты общеобразовательного пространства;
  • внедрять в практику диагностику физического развития детей;
  • обеспечить научно-методическую, психолого - медико - педагогическую поддержку детей;
  • разработать методические рекомендации по физическому развитию детей на физкультурных занятиях.

Увеличение психоэмоциональной и интеллектуальной нагрузки дошкольников, с одной стороны, и ухудшение их здоровья - с другой – привели к необходимости введения в образовательный процесс традиционно «школьных» мероприятий, направленных на отдых и оздоровление детей: дни здоровья и каникулы.

Современными исследованиями доказано, что ухудшение здоровья детей является результатом неблагоприятного воздействия не только социально-экономических и экологических, но также комплекса педагогических факторов. К ним в первую очередь относят интенсификацию учебно-познавательной деятельности (постоянное увеличение объема и интенсивности учебной нагрузки), преждевременное начало систематического обучения на дошкольном этапе. Перегрузка дошкольников обусловливается не только содержанием образования и применением школьных форм организации обучения, но также режимом пребывания в дошкольном учреждении, неадекватным возрастным особенностям дошкольников: сокращению прогулки, дневного сна, времени для самостоятельной игровой и двигательной деятельности. Особую озабоченность вызывает превышение количества занятий в течение для и их длительности без учета возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Следует отметить, что в нормативных документах Министерства образования Российской Федерации указывается на необходимость целесообразного и преимущественного использования интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность. Модернизация дошкольного образования на основе интеграции разделов образовательных программ требует пересмотра форм организации и содержания педагогического процесса, в том числе и в области физической культуры.

Исходя из этого, одним из приоритетных направлений программы является совершенствование уровня компетентности педагогов, который позволяет приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, предварительно изучив особенности его поведения. В целях повышения психологической и профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми и ежедневно сталкивающихся с проявлением творческой активности, рассматривается возможность раскрытия потенциала педагогов.

В физическом воспитании наряду с общепедагогическими дидактическими принципами (сознательности и активности, наглядности, доступности и т.д.) имеются специальные, которые выражают специфические закономерности физического воспитания. Перечислим основные из этих принципов:

  • всестороннее и гармоническое развитие личности;
  • связь физической культуры с жизнью;
  • оздоровительная направленность физического воспитания;
  • непрерывность и систематичность чередования нагрузок и отдыха;
  • постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий;
  • цикличное построение занятий;
  • возрастная адекватность направлений физического воспитания.

Рациональная физическая нагрузка детей дошкольного возраста является для дошкольников мощным средством развития и оздоровления только при условии правильно построенной работы по физическому воспитанию. Реализация нагрузок, адекватных возможностям детского организма при индивидуальном подходе к каждому ребенку осуществляется при использовании всего комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий.

Итак, физическое воспитание и физическое развитие имеют большое значение для развития детей дошкольного возраста.

Сущностью физического и психического развития детей дошкольного возраста является продолжение укрепления здоровья детей, обучение соблюдению личной гигиены, приобщение к здоровому образу жизни.

В этом возрасте необходимо развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях, осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Формировать интерес и любовь к спорту.

В ходе физкультурно-оздоровительной работы необходимо систематически проводить под руководством медицинских работников различные виды закаливающих процедур с учетом индивидуальных особенностей детей. Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 10-12 минут.

Во время занятий, требующих большой умственной нагрузки, и в промежутках между ними проводить физкультминутки продолжительностью 1 -3 минуты. При наличии соответствующих условий проводить обучение плаванию и гидроаэробике.

Обеспечивать достаточную, соответствующую возрастным особенностям двигательную активность детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.

Проводить один раз в месяц физкультурные досуги длительностью до 40 минут, два раза в год физкультурные праздники (зимний и летний) длительностью до 1 часа.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников включает привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком и расческой, следить за своим внешним видом, быстро раздеваться и одеваться, вешать одежду в определенном порядке, следить за чистотой одежды и обуви.

В ходе физической культуры необходимо формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.

Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.

Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения.

Закреплять умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге.

Учить сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в длину и высоту с разбега.

Добиваться активного движения кисти руки при броске.

Учить перелезать с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали.

Учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу; выполнять упражнения ритмично, в указанном воспитателем темпе.

Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.

Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве.

Закреплять навыки выполнения спортивных упражнений.

Учить самостоятельно следить за состоянием физкультурного инвентаря, спортивной формы, активно участвовать в уходе за ними.

Обеспечивать разностороннее развитие личности ребенка: воспитывать выдержку, настойчивость, решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазию.

Продолжать учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения.

Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта.

Основные движения, которым должны обучиться дети дошкольного возраста включают в себя: ходьбу, бег, ползанье, лазанье, прыжки, бросание, ловлю, метание, строевые упражнения и ритмическую гимнастику.

Ритмическая гимнастика – это красивое, грациозное выполнение физических упражнений под музыку. Согласование ритма движений с музыкальным сопровождением.

Рациональная физическая нагрузка детей дошкольного возраста является для дошкольников мощным средством развития и оздоровления только при условии правильно построенной работы по физическому воспитанию. Реализация нагрузок, адекватных возможностям детского организма при индивидуальном подходе к каждому ребенку осуществляется при использовании всего комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий. Итак, физическое воспитание и физическое развитие имеют большое значение для развития детей дошкольного.

Сущностью физического и психического развития детей дошкольного возраста является продолжение укрепления здоровья детей, обучение соблюдению личной гигиены, приобщение к здоровому образу жизни. В этом возрасте необходимо развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях, осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Формировать интерес и любовь к спорту.

Список использованной литературы

  1. Агаджанян Н.А., Телль Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А. Физиология человека. М.: Медицинская книга, 2005.
  2. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. М.: Академический проект, 2005.
  3. Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  4. Богина Т. Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду. М. Дошкольная педагогика, 2007.
  5. Виленский, М.Я. Методологические основы и концептуальные предпосылки процесса формирования физической культуры личности / М.Я. Виленский, В.А. Петьков. М., 2002.
  6. Выдрин, В.М. Современные проблемы теории физической культуры как вида культуры: учебное пособие. СПб.: ГАФК им П.Ф. Лесгафта, 2001.
  7. Николаева, С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников / С. Н. Николаева. – М. : Новая школа, 2006.
  8. Степаненкава Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: Академия, 2001.
  9. Теория и методика физической культуры дошкольников. Под редакцией Филипповой С.О., Пономаревой Н.Г. М.: Сфера, 2008.

 

Опубликовано: 26.03.2019