Оздоровление детей в условиях дошкольного образовательного учреждения
Конференция: Развитие детей дошкольного возраста
Автор: Евсеева Евгения Викторовна
Организация: ГБОУ Школа №1321 «Ковчег»
Населенный пункт: г. Москва
Физическое воспитание – педагогическая система использования средств физической культуры с целью личностного совершенствования человека.
Л.П. Матвеев отмечает, что физическая культура, являясь основным видом общечеловеческой культуры, приводит к оптимизации физического состояния и развитию индивида в единстве с его психическим развитием на основе рационализации и эффективного использования его собственной двигательной активности в сочетании с другими культурными ценностями.
Детский возраст - период становления способностей, личности и бурных интегративных процессов в психике.
По мнению Филиппова С.С. в последние годы в педагогической науке изменилось отношение к понятию «развитие». Оно приобрело более широкий смысл, в некоторых случаях подменяя понятие «образование». Данный подход вызван стремлением к установлению единообразия понятий. Однако в физической культуре такое смещение акцентов нецелесообразно, так как исторически сложившееся понятие «физическое развитие» понимается как процесс и результат изменения форм и функций организма человека в течение его индивидуальной жизни, в том числе и под влиянием его занятий физическими упражнениями, и определяется снятием антропометрических данных и функциональных показателей. И поэтому лишь косвенно может характеризовать такие понятия, как «образованность» и «физическая культура личности».
Следует отметить создание условий для развития всесторонней личности. Ребенок должен заниматься работой над собой, то есть самостоятельно уметь ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать творческую активность, развивать ее возможно лишь благодаря самовоспитанию.
Изменения в содержании образования и изменения в организации образовательного процесса повлекли за собой и изменения в организации преподавания с тем, чтобы одним из центров была работа с детьми, имеющими повышенную мотивацию к физическому развитию.
Огромная заслуга в развитии научно обоснованной теории и методики физического воспитания детей принадлежит доктору медицины и хирургии, профессору П. Ф. Лесгафту. В основу подбора физических упражнений П.Ф. Лесгафт положил принципы учета половых, анатомо-физиологических и психологических особенностей детей, постепенности усложнения и разнообразия движений. С целью развития сознания ребенка он настоятельно рекомендовал широко использовать словесные методы обучения, избегая механического подражания.
В. В. Гориневский, ученик П. Ф. Лесгафта, врач-педиатр, гигиенист. Опираясь на принципы П.Ф.Лесгафта в подборе упражнений, экспериментально определил специфические особенности физического развития в разные возрастные периоды жизни человека.
Е.А. Аркин, педагог, врач, доктор педагогических наук разработал организационные основы обучения детей движениям – ввел в работу дошкольных учреждений физкультурные занятия, как основную форму обучения движениям.
Сегодня значительную роль в развитии теории и методики физической культуры дошкольников играет взаимообогащение исследований ученых и методистов Москвы, Санкт-Петербурга, других регионов России и стран ближнего зарубежья.
Разнообразные формы занятий обладают не одним, а несколькими характерными признаками. Поэтому одна и та же форма может быть представлена в разных классификациях в зависимости от классификационного признака. В практике образования дошкольников целесообразно деление этих форм по признаку организации обучения и воспитания. В соответствии с этим признаком формы могут быть разными:
Занимательная деятельность:
- физкультурные занятия;
- дополнительные занятия физическими упражнениями (занятия в физкультурных кружках, совместные занятия физическими упражнениями детей с родителями).
Совместная деятельность:
- физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (утренняя гимнастика, физкультминутки, физические упражнения и подвижные игры между занятиями, физические упражнения и подвижные игры на прогулке, упражнения после дневного сна);
- физкультурно-массовые мероприятия (физкультурные досуги, физкультурные праздники);
- индивидуальные занятия;
- самостоятельные занятия детей (самостоятельные занятия в группе, самостоятельные занятия на прогулке).
Особой формой организации физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении является «День здоровья».
Физкультурные занятия, так же как и все другие виды детской деятельности проходят в условиях, отвечающих всем медико-гигиеническим и педагогическим требованиям. Это является главным фактором, от которого зависит педагогическая и оздоровительная эффективность занятий. При организации обучения на занятиях по физической культуре исключена возможность перегрузки детей, не допускается их переутомление или нарушение деятельности физиологических процессов и структур организма, в частности, костно-мышечной и сердечно-сосудистой, как наиболее нагружаемых при физических упражнениях. Так как дети дошкольного возраста еще остаются достаточно уязвимыми при неадекватных воздействиях в процессе занимательной деятельности.
Наиболее удобное время для проведения индивидуальной работы – утренняя прогулка, во время которой можно организовать детей в небольшие группы и провести с ними (дифференцированно) подвижные игры.
Игры на воздухе в большей мере, чем в помещении, способствуют тренировке носового дыхания, улучшению аэрации разных отделов легких, углублению выдоха, улучшению функции дыхания в целом.
Необходимо следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка. Убеждать, чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные кружки, занимались дополнительно спортом дома. Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому надо следить за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался.
Задачи физического развития детей дошкольного возраста:
- Физическое развитие на основе оптимального сочетания основного, дополнительного и индивидуального образования;
- совершенствовать здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие компоненты общеобразовательного пространства;
- внедрять в практику диагностику физического развития детей;
- обеспечить научно-методическую, психолого - медико - педагогическую поддержку детей;
- разработать методические рекомендации по физическому развитию детей на физкультурных занятиях.
Увеличение психоэмоциональной и интеллектуальной нагрузки дошкольников, с одной стороны, и ухудшение их здоровья - с другой – привели к необходимости введения в образовательный процесс традиционно «школьных» мероприятий, направленных на отдых и оздоровление детей: дни здоровья и каникулы.
Современными исследованиями доказано, что ухудшение здоровья детей является результатом неблагоприятного воздействия не только социально-экономических и экологических, но также комплекса педагогических факторов. К ним в первую очередь относят интенсификацию учебно-познавательной деятельности (постоянное увеличение объема и интенсивности учебной нагрузки), преждевременное начало систематического обучения на дошкольном этапе. Перегрузка дошкольников обусловливается не только содержанием образования и применением школьных форм организации обучения, но также режимом пребывания в дошкольном учреждении, неадекватным возрастным особенностям дошкольников: сокращению прогулки, дневного сна, времени для самостоятельной игровой и двигательной деятельности. Особую озабоченность вызывает превышение количества занятий в течение для и их длительности без учета возрастных и индивидуальных возможностей детей.
Следует отметить, что в нормативных документах Министерства образования Российской Федерации указывается на необходимость целесообразного и преимущественного использования интегрированных занятий, которые позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности, а также сократить количество занятий в целом и их общую продолжительность. Модернизация дошкольного образования на основе интеграции разделов образовательных программ требует пересмотра форм организации и содержания педагогического процесса, в том числе и в области физической культуры.
Исходя из этого, одним из приоритетных направлений программы является совершенствование уровня компетентности педагогов, который позволяет приспосабливать массовое обучение к индивидуальным свойствам каждого ребенка, предварительно изучив особенности его поведения. В целях повышения психологической и профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми и ежедневно сталкивающихся с проявлением творческой активности, рассматривается возможность раскрытия потенциала педагогов.
В физическом воспитании наряду с общепедагогическими дидактическими принципами (сознательности и активности, наглядности, доступности и т.д.) имеются специальные, которые выражают специфические закономерности физического воспитания. Перечислим основные из этих принципов:
- всестороннее и гармоническое развитие личности;
- связь физической культуры с жизнью;
- оздоровительная направленность физического воспитания;
- непрерывность и систематичность чередования нагрузок и отдыха;
- постепенность наращивания развивающих, тренирующих воздействий;
- цикличное построение занятий;
- возрастная адекватность направлений физического воспитания.
Рациональная физическая нагрузка детей дошкольного возраста является для дошкольников мощным средством развития и оздоровления только при условии правильно построенной работы по физическому воспитанию. Реализация нагрузок, адекватных возможностям детского организма при индивидуальном подходе к каждому ребенку осуществляется при использовании всего комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Итак, физическое воспитание и физическое развитие имеют большое значение для развития детей дошкольного возраста.
Сущностью физического и психического развития детей дошкольного возраста является продолжение укрепления здоровья детей, обучение соблюдению личной гигиены, приобщение к здоровому образу жизни.
В этом возрасте необходимо развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях, осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Формировать интерес и любовь к спорту.
В ходе физкультурно-оздоровительной работы необходимо систематически проводить под руководством медицинских работников различные виды закаливающих процедур с учетом индивидуальных особенностей детей. Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 10-12 минут.
Во время занятий, требующих большой умственной нагрузки, и в промежутках между ними проводить физкультминутки продолжительностью 1 -3 минуты. При наличии соответствующих условий проводить обучение плаванию и гидроаэробике.
Обеспечивать достаточную, соответствующую возрастным особенностям двигательную активность детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения.
Проводить один раз в месяц физкультурные досуги длительностью до 40 минут, два раза в год физкультурные праздники (зимний и летний) длительностью до 1 часа.
Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников включает привычку быстро и правильно умываться, насухо вытираться, пользуясь только индивидуальным полотенцем, чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном, правильно пользоваться носовым платком и расческой, следить за своим внешним видом, быстро раздеваться и одеваться, вешать одежду в определенном порядке, следить за чистотой одежды и обуви.
В ходе физической культуры необходимо формировать потребность в ежедневной двигательной деятельности.
Воспитывать умение сохранять правильную осанку в различных видах деятельности.
Совершенствовать технику основных движений, добиваясь естественности, легкости, точности, выразительности их выполнения.
Закреплять умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге.
Учить сочетать разбег с отталкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в длину и высоту с разбега.
Добиваться активного движения кисти руки при броске.
Учить перелезать с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонали.
Учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, кругу; выполнять упражнения ритмично, в указанном воспитателем темпе.
Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость.
Продолжать упражнять детей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве.
Закреплять навыки выполнения спортивных упражнений.
Учить самостоятельно следить за состоянием физкультурного инвентаря, спортивной формы, активно участвовать в уходе за ними.
Обеспечивать разностороннее развитие личности ребенка: воспитывать выдержку, настойчивость, решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазию.
Продолжать учить детей самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собственные игры, варианты игр, комбинировать движения.
Поддерживать интерес к физической культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта.
Основные движения, которым должны обучиться дети дошкольного возраста включают в себя: ходьбу, бег, ползанье, лазанье, прыжки, бросание, ловлю, метание, строевые упражнения и ритмическую гимнастику.
Ритмическая гимнастика – это красивое, грациозное выполнение физических упражнений под музыку. Согласование ритма движений с музыкальным сопровождением.
Рациональная физическая нагрузка детей дошкольного возраста является для дошкольников мощным средством развития и оздоровления только при условии правильно построенной работы по физическому воспитанию. Реализация нагрузок, адекватных возможностям детского организма при индивидуальном подходе к каждому ребенку осуществляется при использовании всего комплекса физкультурно-оздоровительных мероприятий. Итак, физическое воспитание и физическое развитие имеют большое значение для развития детей дошкольного.
Сущностью физического и психического развития детей дошкольного возраста является продолжение укрепления здоровья детей, обучение соблюдению личной гигиены, приобщение к здоровому образу жизни. В этом возрасте необходимо развивать творчество, самостоятельность, инициативу в двигательных действиях, осознанное отношение к ним, способность к самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Формировать интерес и любовь к спорту.
Список использованной литературы
- Агаджанян Н.А., Телль Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А. Физиология человека. М.: Медицинская книга, 2005.
- Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика. М.: Академический проект, 2005.
- Богина Т. Л. Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
- Богина Т. Л., Терехова Н.Т. Режим дня в детском саду. М. Дошкольная педагогика, 2007.
- Виленский, М.Я. Методологические основы и концептуальные предпосылки процесса формирования физической культуры личности / М.Я. Виленский, В.А. Петьков. М., 2002.
- Выдрин, В.М. Современные проблемы теории физической культуры как вида культуры: учебное пособие. СПб.: ГАФК им П.Ф. Лесгафта, 2001.
- Николаева, С. Н. Место игры в экологическом воспитании дошкольников / С. Н. Николаева. – М. : Новая школа, 2006.
- Степаненкава Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: Академия, 2001.
- Теория и методика физической культуры дошкольников. Под редакцией Филипповой С.О., Пономаревой Н.Г. М.: Сфера, 2008.