Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Киселева Наталья Васильевна

Организация: МБДОУ д/с № 11 «Берёзка»

Населенный пункт: Нижегородская область, г.о.г. Кулебаки

Овладение родным языком является одним из самых важных  приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, т.к. речь не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить , а взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.

Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его  деятельности и поведение.  Плохо говорящие  дети , начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, замкнутыми, затрудняется их общение с  другими людьми.

Каково же состояние развития речи детей дошкольного возраста на современном этапе ?

В целом уровень речевого развития современных детей дошкольников можно охарактеризовать как неудовлетворительный. Проблема развития речи день ото дня становится  все более актуальной. Почему ? К сожалению, сейчас, когда детям все меньше времени отводят на чтение художественной литературы и дошкольники все больше время проводят  за экранами телевизоров и компьютерами,  они меняются возможностями услышать  правильную, красивую русскую речь .  Ведь не секрет, что сегодня средства массовой  информации отнюдь не являются эталонами в этом  смысл, тем более, что и взрослые не всегда могут проконсультировать телевизионные программы, которые  могли бы детей научить хорошо говорить.Поэтому развитию речи в детских дошкольных учреждениях уделяется особое внимание.

Программа  детского сада ставит перед воспитателем задачу  научить  каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Речь дошкольника должна быть живой, эмоциональной, выразительной.

Главным проявлением речи  выступает попытка  ребенка выразить мысль , добиться понимания  и адекватной реакции со стороны  окружающих.

Если учесть , что сегодняшние дошкольники обладают слабым умением в области связной речи, то эта проблема является актуальной.

Е.И. Тихеева  говорила... « В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умения  осмыслить воспринимаемое выразить его в правильной , четкой , логической речи.  По тому  как ребенок умеет строить свое высказывание , можно судить об уровне его речевого развития «

Критическая ситуация  в развитии речевой активности детей обусловлена рядом негативных факторов , влияющих на речевую функцию:

  • Ухудшение состояния здоровья детей;
  • Существенное сужение  обьема «живого» общения родителей и детей ;
  • Глобальное  снижение уровня речевой культуры в обществе;
  • Дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи , что проявляется в стремлении  к раннему обучению письменной речи в ущерб  устной , либо в равнодушном к нему отношении.

Исходя  из высказанного, в дошкольном учреждении максимально  со необходимо создавать  условия для развития речи  детей. 

1. В общении со взрослыми и сверстниками педагоги должны  побуждать  детей обращаться к взрослым вопросами, суждениями, высказываниями; побуждать детей  к речевому общению между собой , давать детям образцы правильной литературной речи:

  • речь сотрудников должна быть четкая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;
  • в речь включены разнообразные образцы речевого этикета.

2. Педагогам необходимо обеспечить развитие звуков культуры речи со стороны детей в       соответствии с их возрастными особенностями:  

  • следить за правильным произношением, в случае необходимости поправлять и упражнять детей ( организовать звукоподражительные игры, проводить занятия по звуковому анализу слова.

Использовать чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

  •  наблюдать за темпом и грамотностью речи детей.

3. Педагогам нужно обеспечить детям условия для обогащения их словаря:

  • создавать ситуации для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

  • помогать ребенку овладеть  названием предметов и явлений , их средств, рассказывать о них;

  • знакомить детей с синонимами, антонимами, ононимами.

4. Развивать связную речь.

  • побуждать детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания;

  • организовывать диалоги между детьми и взрослыми.

5. Приобщать детей к культуре чтения художественной литературы и поощрять детское словотворчество.

Но не только эту проблему решать нужно в условиях дошкольных образовательных учреждений, но и в семье. Эффективное развитие связной речи в семье возможно при умении родителей строить общение со своим ребенком, учитывая его индивидуальность , соотнося свои требования с его реальными возможностями. Наиболее близкие и естественные для ребенка дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментированием, театрализованная и другие виды деятельности. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес  к литературе, активизирует словарь, связную речь, мышление, способствует нравственно- эстетическому воспитанию каждого ребенка. Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей . Она позволяет решать многие педагогические задачи ,касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интелектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний  и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В нашем мире, насыщенном информаций и стрессами, душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного счастья.

Тетрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков, т.к она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т.д.

Театрализованная деятельность оказывает позитивное влияние на развитие различных сторон речи дошкольника. В ней используются лучшие образцы художественные слова; естественная ситуация речевого общения активизирует словарь, совершенствует связную речь и грамматический строй речи. Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей , нужное и понятное самим детям. Таким образом, театральная деятельность является разновидностью ведущей ( игровой) деятельности, а значит, оказывает влияние на развитие детей дошкольного возраста, и совершенствует речь ребенка.

 

 

Используемая литература:

1. Акулова О. Тетрализованные игры. Дошкольное воспитание. 2005-№4-с.24

2. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду.Для занятий с детьми 4-6 лет/под ред. О.Ф.Горбуновой.- М.:Мозайка- Синтез,2007.-144с.

3. Артемова Л.В. Тетрализованные игры дошкольников:Кн. Для воспитателя детского сада-М., «КНОРУС», 2003 г.,156с.

4. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников.- М.: Академия, 2002-159с.

5. Шорыгина Т.А Красивые сказки. Эстетика для малышей.- М.: Книголюб, 2003.-136 с.

Опубликовано: 16.09.2019