Развитие быстроты и ловкости у детей старшего дошкольного возраста в творческих подвижных играх

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Шелестова Светлана Юрьевна

Организация: МБДОУ ДС№17

Населенный пункт: Нижегородская область, г. Арзамас

Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно – двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).

Извлечение из ФГОС ДО.

В соответствии с ФГОС ДО и ООП для каждой возрастной группы определён ряд своих образовательных задач. Так в подготовительной к школе группе задачами образовательной деятельности по физическому развитию являются следующие:

  1. Развивать умения точно, энергично и выразительно выполнять физические упражнения, осуществлять самоконтроль, самооценку, контроль и оценку движений других детей, выполнять планирование двигательной деятельности.
  2. Развивать и закреплять двигательные умения и знания правил в спортивных играх и упражнениях.
  3. Закреплять умение самостоятельно организовывать подвижные игры и упражнения со сверстниками и малышами.
  4. Развивать творчество и инициативу, добиваясь выразительного и вариативного выполнения движений.
  5. Развивать физические качества (силу, гибкость, выносливость), особенно ведущие в этом возрасте – быстроту и ловкость, координацию движений.
  6. Формировать осознанную потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
  7. Формировать представления о некоторых видах спорта, развивать интерес к физической культуре и спорту.
  8. Воспитывать ценностное отношение детей к здоровью и человеческой жизни, развивать мотивацию к сбережению своего здоровья и здоровья окружающих.
  9. Развивать самостоятельность в применении культурно – гигиенических навыков, обогащать представления о гигиенической культуре.

 

Задачи образовательной области решаются:

  1. В организованных педагогом видах деятельности: развивающих и образовательных ситуациях, досугах и праздниках, в процессе выполнения детских проектов.
  2. В самостоятельной свободной двигательной деятельности детей в условиях предметно – пространственной среды, в специально организованных физкультурных уголках, залах, на спортивных и групповых площадках.

 

Методами воспитания в подготовительной к школе группе являются следующие:

  1. Постоянное привлечение внимания ребёнка к разнообразным сложным физическим упражнениям как к особому объекту познания.
  2. Использование специальных подводящих упражнений, создающих мышечное ощущение правильного выполнения упражнения.
  3. Развитие физических качеств с помощью равномерного, посменного, игрового и соревновательного методов.
  4. Побуждение к выполнению упражнений, требующих проявления волевых усилий.
  5. Объединение детей для самостоятельной двигательной деятельности в подгруппы с учётом степени их двигательной активности.
  6. Дидактические игры, моделирующие последовательность действий ребёнка при организации подвижной игры, структуру основного движения, спортивного упражнения. «Собери упражнение», «Оживи человечка», «Составь комплекс из карточек», «Что не так?», «Кто быстрее соберёт команду на физкультуру?», «Кто быстрее соберёт команду спортсменов по конкретному виду спорта?», «Какие ошибки допустил художник?», «Волшебная палочка», «Раскодируй шифрованное письмо», «Так – не так» и другие.
  7. Беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин, фотографий, просмотр видеофильмов, компьютерных презентаций о различных видах спорта, спортсменах разного возраста.
  8. Обсуждение с детьми их опыта подвижных игр, вариантов организации фрагментов в играх: сбор, объяснение, распределение ролей, обсуждение и изменение правил.
  9. Стимулирование интереса ребёнка к физической культуре через создание ситуаций, в которых ребёнку необходимо задавать вопросы, интересоваться мнением других при обсуждении опыта выполнения движений. Рассматривание фотографий родителей, бабушек, дедушек, воспитателей в детстве на физкультуре, на соревнованиях.
  10. 10.Использование измерительных приборов для выявления вместе с детьми их физических возможностей: кистевых динамометров, линеек, спирометра и др., обсуждение результатов и побуждение к физическому совершенствованию.
  11. 11.Подвижные игры, стимулирующие проявление детского творчества, например: «Море волнуется», «Магазин игрушек», «На что способны звери», «Лазы – пролазы», «Совушка», «Птицы и клетка», «Попляшем», «Летающие слова», «Кто в домике живёт», «Медвежата», «Волшебная скакалка», «Кто я», «Ты – моё зеркало», «Мимика и жесты», «Весёлый танец», «Загадка», «Угадай, что делали», «Игрушки артисты», «Танец огня», «Замри», «Краски», «Кружатся листья, ведут хоровод», «Сделай фигуру». «Снежинки и ветер».

Наряду с развитием таких физических качеств как сила, гибкость и выносливость, особое место в подготовительной группе занимает развитие ведущих в этом возрасте физических качеств, а именно быстроты, ловкости координации движений. Особого внимания здесь заслуживают технологии, предполагающие использование в качестве основного вида физических упражнений подвижные игры, обеспечивающие психосоматическое воздействие, повышение адаптационного ресурса организма.

Творческие подвижные игры позволяют решать не только задачи развития физических качеств ребёнка за счёт использования «двигательных перевёртышей», резкой смены ролей, музыкального сопровождения, но и способствуют проявлению детского творчества, развитию коммуникативных умений в процессе организации и участия в самой игре.

Использование творческих подвижных игр возможно в процессе организации различных режимных моментов и в организованных педагогом видах деятельности:

  1. В качестве физкультурной минутки во время развивающих и образовательных ситуаций.
  2. Заключительная часть утренней гимнастики.
  3. На прогулке как часть организованной педагогом двигательной деятельности детей во время прогулки.
  4. В процессе проведения досугов и развлечений.
  5. В процессе организации образовательной деятельности по физическому развитию детей.
  6. Самостоятельная двигательная деятельность детей.

Ниже приведены примеры творческих подвижных игр, которые способствуют развитию ловкости, быстроты и координации движений.

 

Творческие подвижные игры направлены на развитие координации и быстроты движений, гибкости и ловкости. Особенностью этих игр является то, что в процессе овладения ребёнком правилами игры возможно изменение и усложнение её содержания (например, выполнение игровых действий в парах или тройках). Примером ситуации для проявления творчества могут быть игры – ловишки с меняющимися условиями: ловишки - приседалочки , ловишки с ленточками, с мячом, с домиками, с расколдунчиками.

Творческие игры на развитие ловкости и быстроты предполагают участие педагога в них в качестве рядового участника и партнёра. Не менее важно использование музыкального сопровождения для обеспечения ритмичности, темпа движений, для создания ассоциативного фонда.

Подвижные игры такие как «Зайцы в огороде», «Птицы и клетка», «Ежик – ловишка» содействуют развитию воображения детей, творческого подхода при обыгрывании игрового персонажа. Использование масок обеспечивает это в большей мере.

Игры «Возьми платочек», «Помощники» позволяют детям не только выполнять физические игровые действия, но передавать трудовые действия (дети помогают маме в уборке по дому).

Подвижные игры «Дракон кусает свой хвост», «Улитка», «Море волнуется раз», «Совушка» расширяют знания детей об объектах живой, даёт возможность в более доступной форме отобразить действия объектов живой природы, явления неживой природы. Через отображаемые образы, дети упражняются в ловкости и быстроте движений (бега, ходьбы, ползании).

 

 

Опубликовано: 20.01.2020