Рабочая учебная программа дополнительного образования «Развивайка» для детей 4-5 лет

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Огнева Надежда Константиновна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 1 общеразвивающего вида»

Населенный пункт: Республика Коми, Сыктывдинский район, с. Зеленец

Данная программа дополнительного образования «Развивайка» основана на разработках А.В. Белошистой, Е.В. Колесниковой по развитию у детей разного возраста математических способностей.

В программу дополнительного образования «Развивайка» входят самые разные развивающие игры, с помощью которых можно осуществить гармоничное развитие ребенка; задания на математическом материале для развития познавательных процессов детей: внимания, восприятия, памяти, воображения и мышления, развития речи. Есть задания, выполнение которых будет способствовать активизации конструктивно-технического и художественно-изобразительного вида деятельности дошкольника.

Особое внимание дополнительного образования «Развивайка» уделяется использованию разнообразных форм организации познавательной деятельности, что позволяет воспитателю сочетать прямые и опосредованные методы, направлять внимание на появление у детей элементарных математических представлений, влиять на развитие ребенка в целом.

Срок освоения программы – 1 год.

Форма обучения – очная.

Язык обучения – русский.

Возраст детей – 4-5 лет.

Новизна:

В программе дополнительного образования «Развивайка» представлены задания, которые не только вызывают интерес своим содержанием, но побуждают детей рассуждать, мыслить, находить правильный ответ.

Любая игра решает определенную задачу, направленную на понимание, накопление, расширение элементарных математических представлений детей, пространственных отношений, а также речевых умений.

Актуальность:

Дети в дошкольном возрасте отличаются повышенной возбудимостью, эмоциональностью, достаточно быстрой утомляемостью. Поэтому, наряду с развивающими, обучающими играми необходимо использовать игры, способствующие расслаблению, снятию напряжения.

  • задачей в воспитании маленького ребёнка является развитие логического мышления и познавательных способностей, формирование у них таких умений и навыков, которые позволяют легко осваивать новое, ориентироваться в стремительном потоке информации и самостоятельно решать многие интеллектуальные задачи, встающие перед ними.

Дидактические игры, игровые упражнения и занимательные задачи будут содействовать развитию способностей и потребностей познавательного характера, интеллектуальных и нравственно-волевых качеств, формирования познавательного интереса. Дидактические игры и игровые упражнения будут стимулировать общение между воспитателем и детьми, воспитанниками между собой, т. к. в процессе проведения этих игр взаимоотношения между участниками начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер.

Простая и мудрая, увлекательная и такая реальная, не смотря на всю ее условность, - именно игра поможет способностям ребенка раскрыться.

Основная цель программы дополнительного образования «Развивайка» состоит в том, чтобы через систему заданий, игр и упражнений организовать ситуацию формирования и развития у ребенка компонентов математического мышления: гибкость, системность, пространственную подвижность, логические приёмы умственных действий, а также развивать психические процессы: память, внимание, вариативное и логическое мышление, речь, конструктивно-технические и творческие способности.

 

Задачи обучения

 

 

Задачи

Ожидаемый результат

1-й год обучения (возраст 4-5 лет)

1. Учить соотносить количество предметов с количественной моделью числа и цифрой.

Умение соотносить количественную модель числа и цифру с количеством предметов.

2. Учить прямому и обратному счёту в пределах 10.

Знание прямого и обратного счета в пределах 10.

3. Закреплять представления о геометрических фигурах и телах, развивать умение сравнивать группы предметов и уравнивать множества различными способами.

Знание и называние геометрических фигур и тел, умение сравнивать две группы предметов по различным свойствам, уравнивание множеств различными способами.

4. Развивать умение находить предмет по указанному порядковому номеру

Умение находить предмет по указанному порядковому номеру.

5. Развивать умение решать конструктивные и логические задачи, ориентироваться в пространстве.

Умение решать конструктивные и логические задачи, аргументировать свой ответ, ориентируется в пространстве группы

6. Формировать умение помогать друг другу.

Умение помогать друг другу при выполнении заданий.

 

Условия реализации программы

Режим занятий СанПиН 2.4.1.3049-13

 

Средняя группа

Количество занятий в неделю,

в год

1

 

32

Продолжительность занятия

20 мин.

Форма организации

 

игровые упр.

по подгруппам

Максимальное количество детей в группе

20

 

 

 

 

Принципы рабочей программы:

 

1. Принцип личностно-ориентированного подхода обучения

2. Принцип адаптивности, психологической комфортности и развития

3. Принцип системности

4. Принцип целостного представления о мире

5. Принцип преемственности

 

 

 

 

1. Учебно-тематический план

 

 

  1. Учебно-тематический план работы

1 год обучения (дети 4-5 лет)

 

№ занятия

Тема занятия

Кол-во занятий

Октябрь

1 – 2

3

4

5

Ноябрь

6

7

8

9

Декабрь

10

11

12

13

Январь

14

15

16

Февраль

17

18

19

20

Март

21

22

23

24

Апрель

25-26

27

28

Май

29-30

31-32

 

 

Сравнение предметов.

Сравнение фигур. Квадрат.

Сравнение фигур. Треугольник.

Сравнение фигур. Круг.

 

Числа в пределах 5. Цифры 1 и 2.

Числа в пределах 5. Цифры 1, 2, 3.

Числа в пределах 5. Цифры 1, 2, 3, 4.

Числа в пределах 5. Цифры 1, 2, 3, 4, 5.

 

Конструктивные задачи. Счётные палочки.

Конструктивные задачи. По 2 треугольника и квадрата.

Конструктивные задачи. Шнурки.

Конструктивные задачи. Фигуры из геометрических форм.

 

Число и цифра 6.

Число и цифра 7.

Число и цифра 8.

 

Число и цифра 9.

Число 10. Порядок следования чисел в ряду.

Сравнение групп предметов.

Логические задачи.

 

Сравнение предметов по длине и ширине.

Сравнение предметов по высоте и толщине.

Времена года.

Части суток.

 

Пространственная ориентация.

Геометрические тела. Цилиндр, шар, конус.

Геометрические тела. Куб, пирамида, параллелепипед.

 

Логические и конструктивные задачи.

Диагностика.

 

 

2

3

 

 

 

1

1

1

1

 

1

1

1

1

 

1

1

1

 

1

1

1

1

 

1

1

1

1

 

2

1

1

 

2

2

 

Всего: 32

занятия

 

3. Информационно – методическое обеспечение

  1. Белошистая А.В. Большая обучалка. Развитие ребёнка 4 – 5 лет. Мои первые уроки [Текст]/А.В.Белошистая. - М.:АСТ Москва; Екатеринбург: У – Фактория,2008.-127с.
  2. Белошистая А.В. Занятия по развитию математических способностей детей 4 – 5 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. В 2 кн. [Текст]/А.В.Белошистая. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,2008.–160 с. Кн.1: Конспекты занятий. Методические рекомендации.
  3. Колесникова Е.В. Математика для детей 4 – 5 лет: Метод. пособие к рабочей тетради [Текст]/Е.В. Колесникова. – М.: ТЦ Сфера, 2008.-80 с.

 

  1. Матюхина Ю.А., Неверко К.Э., Хромова С.А. Развивающие игры для маленького почемучки [Текст]/Ю.А.Матюхина. – М. : ООО «ИКТЦ «Лада»,2007.-152с.-(Развитие с пелёнок).
  2. Посчитаем до 10. Знакомство с цифрами до 10. Серия «Папка дошкольника». - Киров: рабочая тетрадь «Солнечные ступеньки».
  3. Топалова Е.П. Развивающие игры. От 3 до 7 лет [Текст]/ Е.П.Топалова.–М.:Айрис-пресс,2007.-144 с. - (Внимание: дети!).
  4. Уорнер П. 150 развивающих игр для дошкольников; пер. с англ. Ж.А.Шлантайте [Текст]/ П.Уорнер.– Минск: «Попурри», 2007.-166 с.

 

Список рекомендуемой литературы для родителей:

  1. Белошистая А.В. Большая обучалка. Развитие ребёнка 4 – 5 лет. Мои первые уроки [Текст]/А.В.Белошистая. - М.:АСТ Москва; Екатеринбург: У – Фактория, 2008.-127 с.
  2. Матюхина Ю.А., Неверко К.Э., Хромова С.А. Развивающие игры для маленького почемучки [Текст]/ Ю.А.Матюхина. – М. :ООО «ИКТЦ «Лада», 2007.-152 с. (Развитие с пелёнок).
  3. Посчитаем до 10. Знакомство с цифрами до 10. Серия «Папка дошкольника». - Киров: рабочая тетрадь «Солнечные ступеньки».
  4. Топалова Е.П. Развивающие игры. От 3 до 7 лет [Текст]/Е.П.Топалова. – М.:Айрис-пресс,2007.-144 с. – (Внимание: дети!).
  5. Уорнер П. 150 развивающих игр для дошкольников; пер. с англ. Ж.А.Шлантайте [Текст]/ П.Уорнер – Минск: «Попурри», 2007.-166 с.
  6. Материально-техническое оснащение
  7. игра «Четвёртый лишний»
  8. цветные карандаши
  9. простые карандаши
  10. ручки
  11. счётные палочки, модели палочек для воспитателя
  12. листы с заданиями
  13. детали различных строительных наборов
  14. игра «Весёлые фигурки»
  15. наборы числовых карточек 1 – 10
  16. карточки – модели чисел
  17. различные по размеру коробки
  18. различные игрушки и предметы
  19. обручи
  20. матрёшки
  21. наборы геометрических фигур различных размеров и цветов
  22. рамки с геометрическими фигурами
  23. магнитофон и записи детских песен
  24. шнурки разных цветов
  25. карточки с заданиями

 

Содержание работы с детьми

1 год обучения (дети 4-5 лет)

 

Месяц, номер занятия

Тема занятия

Задачи

Содержание занятия

Материал, оборудование

Октябрь

Занятие 1

 

Сравнение предметов

 

Обучать выделять признаки предметов; уточнить представление детей о понятии слова «пара».

Развивать ориентировку в пространстве и на листе с заданием.

Развивать психические процессы: внимание, память, усидчивость, умение анализировать и аргументировать свой ответ.

 

Игра «Четвёртый лишний»

Знакомство с понятием «пара»

Дидактическое упражнение «Мышонок и сыр»

Физкультминутка - игра «Зеркало»

Дидактическое упражнение «Листопад»

Итог занятия

 

4 карточки с предметными картинками (дуб, ель, берёза, одуванчик)

Картинки парных предметов (лыжи, носки,варежки )

Листы с заданиями на каждого ребёнка

Цветные карандаши

Занятие 2

Сравнение предметов

Обучать сравнивать предметы по различным признакам, узнавать и называть геометрические фигуры.

Развивать зрительно-моторную координацию, ориентировку в пространстве, память, внимание.

Воспитывать умение работать в паре.

Игра «Зеркало»

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Дидактическая игра «Весёлые фигурки»

Дидактическое упражнение «Машинки»

Рефлексия

Детали строительного материала

Игра «Весёлые фигурки»

Лист с заданием на каждого ребёнка

Цветные карандаши

Занятие 3

Сравнение фигур.

Треугольник.

Уточнить представление детей о треугольнике; продолжать учить сравнивать предметы по различным признакам.

Готовить к пониманию приёма присчитывания.

Развивать конструктивную деятельность, воображение, память, мелкую моторику рук, речь.

Дидактическая игра «Весёлые фигурки»

Игра «Зеркало» - разминка для пальцев

Выполнение задания со счётными палочками

Рефлексия

Игра «Весёлые фигурки»

Счётные палочки на каждого ребёнка

Модели счётных палочек для педагога

Занятие 4

Сравнение фигур.

Квадрат.

Уточнить представление детей о квадрате; продолжать учить сравнивать предметы по различным признакам.

Готовить к пониманию приёма присчитывания.

Развивать конструктивную деятельность, воображение, память, мелкую моторику рук, речь.

Дидактическая игра «Весёлые фигурки»

Пальчиковая игра «Ловкие пальчики»

Дидактическая игра «Башня»

Итог занятия

 

Игра «Весёлые фигурки»

4 квадрата разного размера и цвета на каждого ребёнка

 

Занятие 5

Сравнение фигур.

Круг.

Уточнить представление детей о круге; продолжать учить сравнивать предметы по различным признакам.

Активизировать счётные умения.

Развивать конструктивную деятельность, воображение, память, мелкую моторику рук, речь.

Дидактическое упражнение «Узор на закладке»

Разминка для пальцев рук

Дидактическое упражнение «Повтори узор»

Итог занятия

Полоска бумаги с 5 кругами различного размера двух цветов (закладка)

Дидактический материал–круги двух размеров и двух цветов на каждого ребёнка

Полоски бумаги – основа для закладки на каждого ребёнка

Ноябрь

Занятие 6

 

Числа в пределах 5.

Цифра 1.

 

Учить соотносить количество предметов с числовой моделью и цифрой 1; активизировать счётные умения.

Развивать психические процессы: внимание, память, наблюдательность.

Формировать коммуникативные навыки: слушать поставленную задачу, отвечать простым предложением, умение аргументировать свой ответ.

 

Дидактическое упражнение «Кисточки»

Игра «Зеркало»

Знакомство с цифрой 1

Дидактическое упражнение «Медвежонок»

Итог занятия

 

Лист с заданием на каждого ребёнка

Простой карандаш

Карточка – цифра 1

Занятие 7

Числа в пределах 5.

Цифры 1, 2.

Учить соотносить количество предметов с числовой моделью и цифрами 1 и 2; познакомить с цифрой 2; активизировать счётные умения в прямом и обратном направлении.

Уточнить знание сигналов светофора и место их расположения на приборе.

Формировать коммуникативные навыки: слушать поставленную задачу, отвечать простым предложением, умение аргументировать свой ответ.

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Игра «Зеркало»

Знакомство с цифрой 2

Дидактическая игра «1,2»

Дидактическая игра «Светофор»

Рисование светофора

Рефлексия

4 карточки с предметными картинками или игра «Четвёртый лишний»

Карточки с цифрами 1 и 2

Лист с заданием на каждого ребёнка

Цветные карандаши

Круги одного размера (красный, жёлтый, зелёный)

Модель светофора

Занятие 8

Числа в пределах 5.

Цифры 1,2,3.

Учить соотносить количество предметов с числовой моделью и цифрами 1,2 и 3; познакомить с цифрой 3; активизировать счётные умения в прямом и обратном направлении.

Учить находить предмет по указанному порядковому номеру и расставлять предметы в ряду по возрастанию (убыванию).

Формировать коммуникативные навыки: слушать поставленную задачу, отвечать простым предложением, умение аргументировать свой ответ.

Дидактическая игра «Найди мышку»

Деление на группы

Дидактическая игра «Матрёшки»

Знакомство с цифрой 3

Дидактическое упражнение «Продолжи узор»

Дидактическое упражнение «1,2,3»

Итог занятия

3 коробки разного размера и цвета

Игрушка мышка

Матрёшка из 3 кукол по количеству групп

Карточки с цифрами 1,2,3 по количеству групп

Листы с заданием на каждого ребёнка

Цветные карандаши

Занятие 9

Числа в пределах 5.

Цифры 1,2,3,4.

Продолжать учить соотносить количество предметов с числовой моделью и цифрами 1-4; познакомить с цифрой4; активизировать счётные умения в прямом и обратном направлении.

Продолжать учить находить предмет по указанному порядковому номеру и расставлять предметы в ряду по возрастанию (убыванию).

Формировать навыки конструктивной деятельности, зрительно-моторной координации.

Дидактическая игра «Найди игрушку»

Дидактическая игра «Весёлые палочки»

Знакомство с цифрой 4

Дидактическая игра «Игрушки по местам»

Рефлексия

4 коробки разного размера

Кубик

Счётные палочки на каждого ребёнка

Карточки с цифрами 1-4

4 обруча

Игрушки и предметы

Декабрь

Занятие 10

 

Числа в пределах 5.

Цифры 1,2,3,4,5.

Конструктивные задачи. Счётные палочки.

 

Продолжать учить соотносить количество предметов с числовой моделью и цифрами 1-5; познакомить с цифрой 5; активизировать счётные умения в прямом и обратном направлении.

Продолжать учить находить предмет по указанному порядковому номеру и расставлять предметы в ряду по возрастанию (убыванию).

Формировать навыки конструктивной деятельности, зрительно-моторной координации.

 

Дидактическая игра «В какой коробке сюрприз?»

Упорядочение коробок

Знакомство с цифрой 5

Работа со счётными палочками

Игра малой подвижности «Раз, два, три, четыре, пять»

Итог занятия

 

 

 

 

5 коробок разного размера и цвета

Карточки с цифрами 1-5

Счётные палочки на каждого ребёнка

Модели счётных палочек у педагога

 

Занятие 11

Конструктивные задачи. По 2 треугольника и квадрата.

Закреплять знания о геометрических фигурах (треугольник, квадрат).

Активизировать счётные умения детей.

Формировать умение ориентироваться в пространстве, решать конструктивные задачи с опорой на рисунок.

Отгадывание загадки о треугольнике

Дидактическое упражнение «2 треугольника»

Игра малой подвижности «Пожалуйста»

Отгадывание загадки о квадрате

Дидактическое упражнение «Составь такую же фигуру как у меня»

Итог занятия

По 2 треугольника и 2 квадрата из набора дидактического материала

Картонные модели фигур у педагога

Рисунки-опоры у педагога

 

Занятие 12

Конструктивные задачи. Шнурки.

Закреплять умения детей определять и называть цвета предметов, форму геометрических фигур.

Активизировать счётные умения в прямом и обратном порядке в пределах 5.

Формировать умение решать конструктивные задачи с помощью шнурков.

Создавать условия для снятия эмоционального напряжения.

Разминка – пальчиковая игра

Дидактическое упражнение «Превращения шнурочков»

Подвижная игра «Танцующие шнурочки»

Рефлексия

 

Шнурки разных цветов по количеству детей

Магнитофон

Запись весёлой песни и спокойной мелодии

Занятие 13

Конструктивные задачи. Фигуры из геометрических форм.

Продолжать учить находить предмет по заданному порядковому номеру, активизировать счётные умения в прямом и обратном порядке в пределах 5.

Закреплять умение узнавать и называть геометрические фигуры, цифры от 1 до 5.

Создавать условия для снятия эмоционального напряжения и развития конструктивной деятельности.

Дидактическая игра «Скажи в какой коробке предмет»

Работа с дидактическим материалом

Подвижная игра «1,2,3,4,5»

Итог занятия

5 коробок различных цветов и размеров

Коробка с дидактическим материалом

Карточки с цифрами 1 – 5

Январь

Занятие 14

 

Число и цифра 6.

 

Активизировать знания детей о порядке следования чисел в ряду.

Познакомить с числовой моделью и цифрой 6.

Развивать умение решать логические задачи, аргументировать свой ответ.

 

Дидактическая игра «Цифры перепутались»

Знакомство с цифрой 6

Дидактическая игра «Расставь цифры по порядку»

Физкультминутка

Решение логической задачи «Шарики»

Рефлексия

 

Карточки с цифрами 1-6 на каждого ребёнка

Числовые модели на доске

Картинка с шариками для решения логической задачи

Занятие 15

Число и цифра 7.

Формировать представление детей о количественной модели числа 7.

Познакомить с цифрой 7.

Продолжать формировать умение называть порядковый номер предмета.

Развивать умение решать логические задачи, аргументировать свой ответ.

Дидактическое упражнение «Раздели кружочки на две части»

Дидактическая игра «Подбери нужную цифру»

Знакомство с цифрой 7

Физкультминутка

Решение логической задачи «Составим бусы»

Дидактическое упражнение «Назови по порядку»

Итог занятия

Круги двух цветов одного размера

Дидактический материал на каждого ребёнка

Карточки с цифрами 1-7

Занятие 16

Число и цифра 8.

Учить составлять количественную модель числа 8; познакомить с цифрой 8.

Закреплять знания детей о геометрических фигурах и способах уравнивания множеств различными способами.

Формировать умение решать логические задачи, аргументировать свой ответ.

Дидактическое упражнение «Расставь флажки»

Дидактическое упражнение «Сосчитаем по порядку»

Знакомство с цифрой 8

Игра малой подвижности

Дидактическая игра «Разложи флажки по форме»

Дидактическая игра «Посмотри и сложи лодочку»

Итог занятия

Карточки с изображением флажков

Набор геометрических фигур и счётные палочки на каждого ребёнка

Карточки с цифрами 1-8

Карточки с контурным изображением лодочек

 

Февраль

Занятие 17

 

Число и цифра 9.

 

Закрепить знания детей о порядке следования чисел в ряду, прямом и обратном счёте, а также узнавания и называния цифр.

Познакомить с числовой моделью и цифрой 9.

Развивать коммуникативные навыки: помогать другу при затруднении в выполнении заданий.

 

Дидактическое упражнение «Сосчитаем по порядку и наоборот»

Дидактическое упражнение «Мячики»

Знакомство с цифрой 9

Физкультминутка

Выполнение задания на листах

Итог занятия

 

Карточки с цифрами 1-9

9 картинок мячей

Лист с заданием на каждого ребёнка

Цветные карандаши

Занятие 18

Число 10. Порядок следования чисел в ряду.

Продолжать закреплять знания детей о порядке следования чисел в ряду, уравнивать множества различными способами.

Познакомить с количественной моделью и записью числа 10.

Развивать умение решать логические задания самостоятельно и аргументировать свой ответ.

Работа по картинке на листе с заданием

Знакомство с числом 10 и записью его с помощью цифр 1 и 0

Физкультминутка - прямой и обратный счёт в пределах 10 с выполнением упражнений

Выполнение логических заданий

Рефлексия

Листы с заданиями на каждого ребёнка

Цветные карандаши

Карточки с цифрами 9, 1, 0

Занятие 19

Сравнение групп предметов.

Закреплять умение находить предмет по указанному порядковому номеру.

Учить сравнивать множества путём пересчёта; уравнивать множества различными способами.

Продолжать формировать умение ориентироваться на листе с заданием.

Дидактическое упражнение «Поможем Алёше сосчитать игрушки»

Дидактическое упражнение «Ягоды для Нины и Алёши»

Физкультминутка

Дидактическое упражнение «Разделим поровну»

Итог занятия

Лист с заданием на каждого ребёнка

Цветные карандаши

10 одинаковых кругов

2 картинки корзин

Карточки с цифрами 1 и 0

 

Занятие 20

Логические задачи.

Продолжать учить детей решать логические задачи, аргументировать свой ответ.

Закреплять умение определять и называть геометрические фигуры, порядковый номер предмета.

Формировать умение работать в паре и помогать друг другу.

Дидактическое упражнение «Продолжи ряд фигур»

Дидактическое упражнение «Добавь недостающую фигуру»

Дидактическое упражнение «Найди лишнюю фигуру»

Игра малой подвижности «Море волнуется…»

Складывание картинки из нескольких частей

Рефлексия

Геометрические фигуры одинакового размера разного цвета (круг, квадрат, треугольник)

Карточки – задания с лишней фигурой

Наборы разрезных картинок(1 на пару детей)

Март

Занятие 21

 

Сравнение предметов по длине и ширине.

 

Учить детей сравнивать предметы по длине и ширине, применяя в речи правильные слова.

Формировать умение выполнять классификацию предметов по одному из признаков.

Продолжать развивать коммуникативные навыки: слушать поставленную задачу, отвечать простым предложением, помогать друг другу.

 

Дидактическая игра «Разные ленточки»

Дидактическое упражнение «Полотенца разложим по порядку»

Физкультминутка «Речка – ручеёк»

Выполнение классификации полосок по ширине

Итог занятия

 

3 ленты разного цвета и длины

Лист с заданием на каждого ребёнка

Цветные карандаши

2 набора полосок на каждого ребёнка

Занятие 22

Сравнение предметов по высоте и толщине.

Учить сравнивать предметы по высоте и толщине, употребляя в речи правильные слова.

Закреплять умение детей сравнивать предметы; выполнять классификацию предметов по одному из признаков.

Продолжать развивать коммуникативные навыки: слушать поставленную задачу, отвечать простым предложением, помогать друг другу.

Дидактическое упражнение «Сосчитаем мы полоски»

Дидактическое упражнение «Разложи полоски по порядку»

Игра малой подвижности «Карлики – великаны»

Дидактическое упражнение «Какое здание выше, ниже»

Дидактическое упражнение «Расставим книжки на полке»

Итог занятия

Набор полосок №2

Изображения зданий разной высоты

2 набора книг различной толщины

Занятие 23

Времена года.

Уточнить представления детей о временах года, их характерных признаках.

Формировать знания о последовательности времён года.

Продолжать формировать умение детей работать в коллективе дружно, помогая друг другу.

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Дидактическая игра «Чем отличается?»

Подвижная игра «Времена года»

Деление детей на 4 группы

Дидактическая игра «Что за чем идёт?»

Дидактическая игра «Сложи картинку»

Итог занятия

Дидактическая игра «Детям о времени»

4 набора иллюстраций времён года

4 разрезных картинки времён года

Занятие 24

Части суток.

Уточнить представления детей о частях суток, об изменениях временных признаков в зависимости от части суток.

Формировать знания о последовательности частей суток.

Продолжать формировать умение детей работать в коллективе дружно, помогая друг другу.

Дидактическая игра «Когда это бывает?»

Дидактическая игра «Чем похожи и чем отличаются?»

Физкультминутка

Дидактическая игра «Что за чем идёт?»

Дидактическая игра «Сложи картинку»

Итог занятия

Дидактическая игра «Детям о времени»

Различные сюжетные картинки с чётким изображением частей суток

Разрезные картинки изображения частей суток

Апрель

Занятие 25

 

Пространственная ориентация.

 

Обучать детей ориентироваться на плоскости и в пространстве, указывая направление справа – слева.

Учить находить предмет по заданному положению в ряду коробок, моделировать пространственные отношения на плоской модели.

Развивать внимание, мышление, координацию движений, мелкую моторику рук, речь.

 

Клоун Клёпа ставит проблему

Дидактическая игра «Угадай – в какой коробке?»

Дидактическая игра «Поможем Клёпе»

Игра малой подвижности «Пожалуйста»

Дидактическая игра «Кошки спрятались»

Рефлексия

 

Игрушка клоуна

5 коробок разного цвета и величины

Пол-листа А-4 и круг на каждого ребёнка

Мяч

Лист с заданием на каждого ребёнка

Цветные карандаши

Карточки с цифрами 6 и 9

Занятие 26

Пространственная ориентация.

Продолжать учить детей ориентироваться на плоскости и в пространстве, называя направление справа – слева.

Учить находить предмет по заданному положению в ряду коробок, называя порядковый номер.

Закреплять умение детей узнавать и называть цифры, соотносить их с количеством предметов.

Развивать внимание, память, мышление, координацию движений, мелкую моторику рук, речь.

Дидактическая игра «Посмотри и запомни»

Дидактическая игра «Сосчитай и покажи цифру»

Дидактическая игра «Найди игрушку»

Игра малой подвижности «День – ночь»

Дидактическое упражнение «Рыбки в аквариуме»

Рефлексия

Картинка клоуна

Цифровой веер на каждого ребёнка

5 разных по цвету и величине коробок

Маленькая игрушка рыбка

Лист с заданием на каждого ребёнка

Цветные карандаши

Занятие 27

Геометрические тела. Цилиндр, шар, конус.

Формировать представления детей о геометрических телах: шар, цилиндр, конус.

Закреплять знания детей о геометрических фигурах, активизировать счётные навыки.

Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, мышление, творческое воображение.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Знакомство с геометрическими телами: шар, цилиндр, конус.

Дидактическая игра «Найди похожий предмет»

Физкультминутка

Дидактическая игра «Составь фигуру»

Итог занятия

Мешочек из ткани

Шарик, кубик, квадрат и круг из картона, цилиндр, конусообразная пирамида

Предметы окружающей обстановки

Разрезные картинки геометрических форм

 

Занятие 28

Геометрические тела. Куб, пирамида, параллелепипед.

Формировать представления детей о геометрических телах: куб, пирамида, параллелепипед.

Закреплять знания детей о геометрических фигурах, активизировать счётные навыки.

Продолжать развивать психические процессы: память, внимание, мышление, творческое воображение.

Дидактическая игра «Волшебные фигуры»

Знакомство с геометрическими телами: куб, пирамида, параллелепипед

Дидактическая игра «Найди похожий предмет»

Игра малой подвижности «Да и нет - не говори, а в ладоши хлопай и ногами топай»

Итог занятия

Предметные картинки с схожими по форме с геометрическими фигурами

Куб, пирамиды, параллелепипед

Предметы окружающей обстановки

Май

Занятия 29

 

Логические и конструктивные задачи.

 

Закреплять умение детей решать логические и конструктивные задачи.

Закреплять знание и умение находить предмет по указанному номеру, соотносить число предметов и цифру.

Продолжать формировать психические процессы и коммуникативные навыки.

 

Дидактическая игра «Который по счёту?»

Дидактическая игра «Найди цифру»

Дидактическая игра «Что лишнее?»

Дидактическая игра «Поставь нужную фигуру»

Физкультминутка

Дидактическая игра «Сложи фигуру из палочек»

Итог занятия

 

Карточки с цифрами

Карточки-задания для игр

Счётные палочки на каждого ребёнка

Занятие 30

Логические и конструктивные задачи.

Закреплять умение детей решать логические и конструктивные задачи.

Закреплять знание и умение находить предмет по указанному номеру, соотносить число предметов и цифру.

Продолжать формировать психические процессы и коммуникативные навыки.

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Дидактическая игра «Найди лишнюю фигуру»

Дидактическая игра «Добавь недостающую фигуру»

Физкультминутка

Дидактическая игра «Составь рисунок»

Итог занятия

Предметные картинки или несколько маленьких игрушек

Карточки-задания для игр

Дидактический материал на каждого ребёнка

Занятие 31-32

Диагностика

Выявить уровень освоения знаний, умений и навыков пройденного материала.

Выполнение заданий диагностического материала

Необходимый материал для выполнения заданий

 

Опубликовано: 29.01.2020