Развитие математических способностей дошкольников через игровую деятельность
Конференция: Развитие детей дошкольного возраста
Автор: Тюменцева Светлана Владимировна
Организация: МБДОУ «Детский сад 25»
Населенный пункт: Томская область, г. Северск
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра — это искpa, зажигающая огонек пытливости и любознательности. »
В. А. Сухомлинский
Формирование и развитие математических способностей у детей – одна из главных задач в дошкольной педагогике.
Согласно ФГОС перед воспитателями стоит задача развивать у детей такие качества как восприятие, мышление, память. Полученные знания, умения и навыки дети смогут применять в различных жизненных ситуациях.
Для детей игра имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них - серьёзная форма воспитания, игра для дошкольников способ познания окружающего мира.
Ознакомление детей с окружающим миром начинается с изучения свойств и признаков предметов. Освоенность таких свойств и отношений объектов, как цвет, форма, величина, пространственное расположение - даёт возможность дошкольнику свободно ориентироваться в разных видах деятельности.
Наша работа по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста ведётся через различные дидактические игры. Дидактическая игра - явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности.
Сейчас я расскажу о том, какие игры я использую для формирования элементарных математических представлений у детей.
Знакомя детей с цифрами, я даю различные игры такие, например, как «Слепи цифру из пластилина», «На что похожа цифра», «Найди предметы, окружающие нас, которые напоминают цифру». Дети учатся отгадывать загадки математического содержания, учат стихи о цифрах, знакомятся со сказками, в которых присутствуют цифры. При знакомстве с какой-либо цифрой предлагаю детям такие задания, как: назвать пословицы, поговорки, крылатые выражения, название сказок, где бы присутствовала цифра («один в поле не воин», «7 раз отмерь и один раз отрежь», «2 жадных медвежонка» и т.д.).
Я часто использую такую игру, как «Нарисуй что-нибудь с использованием цифр» - здесь дети могут нарисовать лицо человека, узор, снеговика или какой-нибудь другой предмет, что развивает фантазию детей. Также детям очень нравиться игра «Изобрази цифру». Дети показывают цифры пальцами, руками, используя свое тело, парами. В парах детям нравиться писать на спине друг у друга или на ладошке
Игры на ориентирование в пространстве. Моя задача – научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т. д. Для того чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей: "Найди похожую", "Расскажи про свой узор", "Мастерская ковров", "Художник", "Путешествие по комнате" и многие другие игры. Играя в эти игры, дети учатся употреблять слова для обозначения положения предметов.
Для закрепления знаний о форме геометрических фигур детям предлагается узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата. Например, спрашивается: "Какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки? " (поверхность крышки стола, лист бумаги т. д.). Проводится игра "Лото". Детям предлагаются картинки (по 3-4 шт. на каждого), на которых, они отыскивают фигуру, подобную той, которая демонстрируется. Затем, предлагается детям назвать и рассказать, что они нашли.
Также на закрепление знаний о геометрических фигурах предлагаю следующие игры:
• «Геометрическая мозаика» (Составь картинку).
• «Назови фигуру» - найди такую же с кубиком.
• «Найди дорогу к дому» - использование кодированной информации, чтение ориентиров.
• «Найди следующую фигуру» - поиск закономерностей.
• «Составь из частей» и назови сколько треугольников.
• «Волшебные картинки» - создание образов на основе схематического изображения геометрических фигур
• Использование трафаретов геометрических фигур в самостоятельной деятельности. (Дорисуй и назови предмет).
• «Назови геометрические фигуры и сколько их? ».
• «Собери бусы из геометрических фигур»
• «Ковёр – самолёт» с прорезями геометрических фигур.
Любая математическая задача на смекалку, для какого бы возраста она ни предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку. Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении. Начинать надо с самых простых головоломок – с палочками, где в ходе решения идут, как правило, трансфигурация, преобразование одних фигур в другие, а не только изменение их количества.
В ходе решения каждой новой задачи ребенок включается в активную мыслительную деятельность, стремясь достичь конечной цели.
Ежедневные упражнения в составлении геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник) из счетных палочек дает возможность закреплению знаний о формах и видоизменениях.
Знакомлю детей со способами присоединения, перестроения одной формы из другой. Первые попытки не всегда приводят к положительному результату, но методы «проб и ошибок» приводят к тому, что постепенно количество проб сокращается. Дети осваивают способ перестроения фигур путем деления геометрической фигуры на несколько (четырехугольник или квадрат на два треугольника, на два квадрата). Работая с палочками, дети способны представить возможные пространственные, количественные изменения.
Не надо забывать и о том, что важное место при развитии математических способностей играют пальчиковые игры и физкультминутки:
Сколько ёлочек зелёных,
Столько выполним наклонов.
Сколько здесь у нас кружков,
Столько сделаем прыжков.
Пальчиковые игры вырабатывают у детей представление об устойчивости порядка счёта, о последовательности указательных движений пальцем при пересчёте предметов, развиваются количественные и временные представления, ручная моторика. «Пальчиковый счёт» формирует у детей первоначальные представления о числовой системе, о смысле действий сложения и вычитания.
Использую загадки математического содержания. Они оказывают неоценимую помощь в развитии самостоятельного мышления. Отгадывая задачи математического содержания – дети радуются, если правильно ответили. Ведь отгадывание загадок – это мыслительный процесс. Но не достаточно только отгадать. Каждая загадка - это еще и логическая задача, решая которую ребенок должен совершать сложные мыслительные операции.
Загадываю задачи-шутки. Построение, содержание, вопрос в этих задачах необычны. Оно лишь косвенно напоминают математическую задачу. Сущность задачи, т. е. основное, благодаря чему можно догадаться о решении, найти ответ, замаскировано внешними условиями. Например:
1) Ты да я, да мы с тобой, сколько нас всего? (двое).
2) Как с помощью одной палочки образовать на столе треугольник? (положить ее на угол стола).
3) Сколько концов у палки? У двух палок? У двух с половиной? (шесть).
Загадки, пословицы, поговорки, считалки, стихи и сказки могут быть использованы не только на занятиях по математике, но и на индивидуальной работе, в играх детей, с целью закрепления пройденного материала.
Использую в своей работе:
• Физкультминутки математического содержания.
• Задачи в стихах.
• Считалки.
• Скороговорки.
• Пословицы математического характера.
• Игры с пальчиками.
В индивидуальной работе с детьми использую рабочие тетради. Ведь именно в самостоятельной деятельности ребёнок сам:
• воспринимает игровую задачу,
• выбирает пути и способы достижения результата,
• высказывается по поводу игровых действий,
• располагает большим количеством времени для выполнения намеченной цели,
• самостоятелен в преодолении возникающих трудностей.
Использую в работе с детьми различные виды игр:
1. словесные игры с использованием мяча:
• «Что длиннее» (носки короткие, а гольфы.., платье длинное, а юбка… ., шорты короткие, а брюки… .)
• «высокий – низкий»; «широкий – узкий» (дерево высокое, а куст… ., стул низкий, а шкаф… ., дверь узкая, а окно… ., и т. д.)
• «толстый – тонкий»; «большой – маленький».
2. Игра на различие временных отрезков (утро, день, вечер, ночь)
«Назови пропущенное слово»
Утром пришёл в д/с, а ушёл… .,
Завтракаем утром, а обедаем,
В д/с спим днём, а дома спим… .,
Светло бывает… ., а темно…. ,
Луна видна, а солнце… .,
Небо голубым бывает… ., а звёзды блестят… .,
Днём бывает… ., а ночью…. ,
Ночью видна, а днём… .,
Ночью небо… ., а днём… .
Назови, на что похожа заданная цифра, чего бывает по 1, по 2, по 3 и т. д.
3. Игры на различие предлогов (на, под, в, за) :
«Где птичка? », «Угадай, куда положили? »
4. Игры на пространственную ориентацию
«Угадай где? » (где спрятали загаданную игрушку)
«Угадай, кого загадали? » (впереди от тебя, справа, слева, сзади)
5. Игры на ориентировку на листе бумаги
«Где мячик? », «Самолёт в небе» (вверху, внизу листа, в правом верхнем углу и т. д.)
Проводя каждую игру я ставлю перед собой помимо математических, и речевые задачи:
• по развитию связной речи,
• обогащению словаря,
• развитию грамматического строя речи,
• по звуковой культуре речи.
Вся работа ведется в тесной взаимосвязи с родителями. Родителям предлагаю работу по разучиванию загадок, пословиц, поговорок, стихов математического содержания.
Таким образом, в игровой форме происходит прививание ребенку знания из области математики, он обучается выполнять различные действия, развивается память, мышление, математические способности. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать. Самое главное - это привить малышу интерес к познанию.
Литература :
1. Коротовских Л. Н. Планы – конспекты занятий по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста. - СПб. : ООО «Издательство «Детство – Пресс», 2013.- 224 с .
2. Михайлова З. А. Игровые задачи для дошкольников. СПб: «Детство-Пресс», 2001.- 94 с.
3. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике -М. : Просвещение, Учебная литература, 1996. – 144 с .
4. Тарунтаева Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников. - М ., 1980. -128 с.
5. Щербакова Е. И. Методика обучения математике в детском саду. -М. : Издательский центр «Академия», 2000 .- 272 с.