Система работы ДОО по формированию у дошкольников ОБЖ
Конференция: Развитие детей дошкольного возраста
Автор: Глазкова Виктория Юрьевна
Организация: МАОУ СОШ№2 СП ДС №6
Населенный пункт: Амурская область, пгт. Серышево
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в нашем дошкольном учреждении является актуальной и значимой проблемой. По результатам диагностики выявлено, что преобладает средний и низкий уровень сформированности представлений о безопасности жизни у детей. Поэтому на педагогическом совете было принято решение, что необходимо систематизировать знания воспитанников по данному направлению.
Одним из направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», согласно Федеральному государственному образовательному стандарту ДО, является формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей и решается через интеграцию всех образовательных областей (познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие).
Система работы детского сада по данной проблеме входит в в вариативную часть образовательной программы и реализуется с помощью парциальных программ Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Безопасность» и «Ребенок и дорога».
Главная цель:
Формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Цель предусматривает реализацию при решении следующих задач:
- создать условия по ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения;
- формировать представление дошкольника о безопасности поведения в различных ситуациях;
- воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения;
- учить детей выходить из сложных, проблемных ситуаций, не навредив своему здоровью и здоровью окружающих.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется по трем направлениям:
1.Работа с педагогическим коллективом;
2.Работа с родителями воспитанников;
3.Работа с детьми.
1. Работа с педагогическим коллективом.
Задачи в работе с педагогами :
- повысить профессиональную компетенцию педагогов в вопросах организации и воспитания детей по ОБЖ;
- создать систему мониторинга для всех участников педагогического процесса ( воспитатели, родители, воспитанники ).
- создать предметно развивающую среду по теме во всех возрастных группах.
Особое значение имеют условия для ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности:
- Микроклимат в ДОУ;
- Пространственно-предметное окружение;
- Игровая среда. (центр безопасности, центр сюжетно-ролевых игр).
Для повышения педагогического мастерства воспитателей создаётся перспективный план работы для всех возрастных групп, определяются цели и задачи, подбираются и систематизируются печатные и дидактические материалы и пособия для дошкольников, рекомендации по созданию предметно - развивающей среды по данной проблеме.
Педагоги используют разные методы и формы работы для ознакомления с ОБЖ.
МЕТОДЫ: наблюдение, повторение, игровые, моделирование ситуаций, сравнение, придумывание сказок на разные темы.
Формы работы с педагогами:
- Изготовление дидактических игр и пособий;
- семинары-практикумы;
- мастер- классы;
- консультации;
- открытые просмотры НОД.
2. Работа с родителями воспитанников.
Взаимодействие с родителями воспитанников - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями.
Цель работы с родителями - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.
Первоочередная задача – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов и родителей; Разработка плана сотрудничества с семьей по данной проблеме.
Педагоги используют разные формы работы с родителями.
Формы работы с родителями воспитанников:
- организация собраний (общих и групповых);
- открытые просмотры образовательной деятельности, тематические видеофильмы;
- выставки художественно - продуктивной деятельности детей и взрослых;
- вовлечение родителей в различные акции, конкурсы, соревнования;
- мастер классы с участием родителей.
В ДУ были проведены групповые и общие родительские собрания с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней с участием инспектора ГИБДД Волошиной И.И.
Ознакомление родителей с работой детского сада по данной проблеме проходит через:
- Открытые просмотры организованной образовательной деятельности.
- Организуются выставки художественно - продуктивной деятельности детей и взрослых.
- Участие родителей в акциях, соревнованиях.
В работе с родителями педагоги используют и инновационные методы работы. В первую очередь это метод проектной деятельности. Включение родителей в проектную деятельность способствует вовлечению родителей в сферу интересов ребёнка, совместному поиску решения, достижению цели. Педагогами совместно с инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, медработником, администрацией ДОУ и родителями разработаны проекты по ОБЖ «Быть здоровым я хочу!», «Поселок наш дом не мусори в нём».
Ведь успех педагогической работы с детьми зависит от правильного организованного взаимодействия всего коллектива ДОУ.
Мастер классы с участием родителей.
В помощь родителям в каждой группе имеется наглядно – информационный материал по данной проблеме представленный в виде стендов «Светофор», «Здоровье дошкольника», «Советы Айболита», «Пожарная безопасность» и в виде папок – передвижек и буклетов.).
3. Работа с детьми.
Формы работы с детьми:
- ознакомление с правилами безопасности на НОД;
- ознакомление с правилами безопасности посредством чтения и обсуждения литературных произведений, познавательных бесед;
- организация тематических конкурсов детских рисунков и поделок;
- использование тематических альбомов и плакатов, дидактических игр и пособий;
- встречи с интересными людьми профессии «пожарный», «инспектор ГИБДД», «врач», и др.;
- экскурсии на предприятия, отнесенные к структуре МЧС;
- просмотр презентаций по данной тематике;
- игры-драматизации, развлечения;
- проекты;
- самостоятельная деятельность;
- продуктивная деятельность;
- целевые прогулки.
Создание предметно-развивающей среды.
Одним из определяющих условий успешного обучения детей основам безопасности является создание соответствующей предметно - развивающей среды, что позволяет стимулировать познавательную активность в игровой и учебной деятельности детей. В неё входит: центр безопасности со схемами различных дорожных перекрёстков, установленными дорожными знаками, с помощью детей и родителей изготовлен и собран наглядный материал, различные виды транспорта, знаков, фигурки людей и животных (для обыгрывания различных ситуаций).
В группах имеются большая подборка игр: словесно-наглядные, настольно - печатные, дидактические, сюжетно-ролевые.
В группах имеются небольшие библиотеки, в которых находится познавательная и художественная литература по данной проблеме фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
Особое место в системе работы по формированию основ безопасности и жизнедеятельности занял проектный метод. Педагогами разработаны проекты: «Пожарная безопасность», «Огонь друг, огонь враг», «Правила дорожного движения», «Безопасность на дороге», «Школа пешеходных наук», «Мы с природой друзья!».
Большую роль по данной проблеме имеют современные средства ИКТ (информационно-коммуникативные технологии). С их помощью педагоги осуществляют инновационные подходы в данном направлении, что позволяет разнообразить образовательную деятельность.
С этой целью педагогами разработан цикл презентаций для занятий с детьми по данной проблеме: «Пожар в лесу», «Кто работает с огнем», «О здоровье», «Я и мое тело», «Советы светофора», «Ребенок и природа». «Ознакомление детей с правилами дорожного движения».
А также ведется работа по использованию интерактивной доски. Созданы интерактивные упражнения: «Классификация предметов», «Расставь по порядку». Для создания этих упражнений педагоги работают на сайте Learning Apps org (лёнинг апс).
Наши воспитанники принимают участие в конкурсах, в районных соревнованиях.
Педагоги выступают с демонстрацией непосредственно образовательной деятельности на уровне ДУ и на муниципальном уровне.
Заключение.
По результатам диагностики мы видим, что преобладает средний и низкий уровень освоения необходимыми знаниями, умениями, навыками детей по ОБЖ. Динамика была достигнута благодаря тому, что работа по данной проблеме проводилась в системе. С применением здоровье сберегающих, игровых, ИКТ технологий, методов и приемов, индивидуальная работа с детьми.
У детей появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме. Появилась потребность следовать правилам поведения в определенных ситуациях.
Этим самым мы сохраняем жизнь и здоровье детей, способствуем формированию осознанного поведения в опасных ситуациях.
На будущее планируем:
- продолжить работу кружка дополнительного образования по формированию ОБЖ у детей;
- преемственность между детским садом и ПЧ.