Система работы ДОО по формированию у дошкольников ОБЖ

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Глазкова Виктория Юрьевна

Организация: МАОУ СОШ№2 СП ДС №6

Населенный пункт: Амурская область, пгт. Серышево

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей в нашем дошкольном учреждении является актуальной и значимой проблемой. По результатам диагностики выявлено, что преобладает средний и низкий уровень сформированности представлений о безопасности жизни у детей. Поэтому на педагогическом совете было принято решение, что необходимо систематизировать знания воспитанников по данному направлению.

Одним из направлений реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», согласно Федеральному государственному образовательному стандарту ДО, является формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей и решается через интеграцию всех образовательных областей (познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие).

Система работы детского сада по данной проблеме входит в в вариативную часть образовательной программы и реализуется с помощью парциальных программ Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной «Безопасность» и «Ребенок и дорога».

Главная цель:

Формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

 

Цель предусматривает реализацию при решении следующих задач:

  • создать условия по ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения;
  • формировать представление дошкольника о безопасности поведения в различных ситуациях;
  • воспитывать у детей осознанное отношение к правилам и нормам поведения;
  • учить детей выходить из сложных, проблемных ситуаций, не навредив своему здоровью и здоровью окружающих.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется по трем направлениям:

1.Работа с педагогическим коллективом;

2.Работа с родителями воспитанников;

3.Работа с детьми.

 

1. Работа с педагогическим коллективом.

Задачи в работе с педагогами :

  • повысить профессиональную компетенцию педагогов в вопросах организации и воспитания детей по ОБЖ;
  • создать систему мониторинга для всех участников педагогического процесса ( воспитатели, родители, воспитанники ).
  • создать предметно развивающую среду по теме во всех возрастных группах.

Особое значение имеют условия для ознакомления детей с основами безопасности жизнедеятельности:

  • Микроклимат в ДОУ;
  • Пространственно-предметное окружение;
  • Игровая среда. (центр безопасности, центр сюжетно-ролевых игр).

Для повышения педагогического мастерства воспитателей создаётся перспективный план работы для всех возрастных групп, определяются цели и задачи, подбираются и систематизируются печатные и дидактические материалы и пособия для дошкольников, рекомендации по созданию предметно - развивающей среды по данной проблеме.

Педагоги используют разные методы и формы работы для ознакомления с ОБЖ.

МЕТОДЫ: наблюдение, повторение, игровые, моделирование ситуаций, сравнение, придумывание сказок на разные темы.

Формы работы с педагогами:

  • Изготовление дидактических игр и пособий;
  • семинары-практикумы;
  • мастер- классы;
  • консультации;
  • открытые просмотры НОД.

2. Работа с родителями воспитанников.

Взаимодействие с родителями воспитанников - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Ведь круг проблем, связанный с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, поэтому необходим тесный контакт с родителями.

Цель работы с родителями - объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Первоочередная задача – выработка единого подхода, единых педагогических требований к ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов и родителей; Разработка плана сотрудничества с семьей по данной проблеме.

Педагоги используют разные формы работы с родителями.

Формы работы с родителями воспитанников:

  • организация собраний (общих и групповых);
  • открытые просмотры образовательной деятельности, тематические видеофильмы;
  • выставки художественно - продуктивной деятельности детей и взрослых;
  • вовлечение родителей в различные акции, конкурсы, соревнования;
  • мастер классы с участием родителей.

В ДУ были проведены групповые и общие родительские собрания с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней с участием инспектора ГИБДД Волошиной И.И.

Ознакомление родителей с работой детского сада по данной проблеме проходит через:

  • Открытые просмотры организованной образовательной деятельности.
  • Организуются выставки художественно - продуктивной деятельности детей и взрослых.
  • Участие родителей в акциях, соревнованиях.

В работе с родителями педагоги используют и инновационные методы работы. В первую очередь это метод проектной деятельности. Включение родителей в проектную деятельность способствует вовлечению родителей в сферу интересов ребёнка, совместному поиску решения, достижению цели. Педагогами совместно с инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем, медработником, администрацией ДОУ и родителями разработаны проекты по ОБЖ «Быть здоровым я хочу!», «Поселок наш дом не мусори в нём».

Ведь успех педагогической работы с детьми зависит от правильного организованного взаимодействия всего коллектива ДОУ.

Мастер классы с участием родителей.

В помощь родителям в каждой группе имеется наглядно – информационный материал по данной проблеме представленный в виде стендов «Светофор», «Здоровье дошкольника», «Советы Айболита», «Пожарная безопасность» и в виде папок – передвижек и буклетов.).

3. Работа с детьми.

Формы работы с детьми:

  • ознакомление с правилами безопасности на НОД;
  • ознакомление с правилами безопасности посредством чтения и обсуждения литературных произведений, познавательных бесед;
  • организация тематических конкурсов детских рисунков и поделок;
  • использование тематических альбомов и плакатов, дидактических игр и пособий;
  • встречи с интересными людьми профессии «пожарный», «инспектор ГИБДД», «врач», и др.;
  • экскурсии на предприятия, отнесенные к структуре МЧС;
  • просмотр презентаций по данной тематике;
  • игры-драматизации, развлечения;
  • проекты;
  • самостоятельная деятельность;
  • продуктивная деятельность;
  • целевые прогулки.

 

Создание предметно-развивающей среды.

Одним из определяющих условий успешного обучения детей основам безопасности является создание соответствующей предметно - развивающей среды, что позволяет стимулировать познавательную активность в игровой и учебной деятельности детей. В неё входит: центр безопасности со схемами различных дорожных перекрёстков, установленными дорожными знаками, с помощью детей и родителей изготовлен и собран наглядный материал, различные виды транспорта, знаков, фигурки людей и животных (для обыгрывания различных ситуаций).

В группах имеются большая подборка игр: словесно-наглядные, настольно - печатные, дидактические, сюжетно-ролевые.

В группах имеются небольшие библиотеки, в которых находится познавательная и художественная литература по данной проблеме фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.

Особое место в системе работы по формированию основ безопасности и жизнедеятельности занял проектный метод. Педагогами разработаны проекты: «Пожарная безопасность», «Огонь друг, огонь враг», «Правила дорожного движения», «Безопасность на дороге», «Школа пешеходных наук», «Мы с природой друзья!».

Большую роль по данной проблеме имеют современные средства ИКТ (информационно-коммуникативные технологии). С их помощью педагоги осуществляют инновационные подходы в данном направлении, что позволяет разнообразить образовательную деятельность.

С этой целью педагогами разработан цикл презентаций для занятий с детьми по данной проблеме: «Пожар в лесу», «Кто работает с огнем», «О здоровье», «Я и мое тело», «Советы светофора», «Ребенок и природа». «Ознакомление детей с правилами дорожного движения».

А также ведется работа по использованию интерактивной доски. Созданы интерактивные упражнения: «Классификация предметов», «Расставь по порядку». Для создания этих упражнений педагоги работают на сайте Learning Apps org (лёнинг апс).

Наши воспитанники принимают участие в конкурсах, в районных соревнованиях.

Педагоги выступают с демонстрацией непосредственно образовательной деятельности на уровне ДУ и на муниципальном уровне.

Заключение.

По результатам диагностики мы видим, что преобладает средний и низкий уровень освоения необходимыми знаниями, умениями, навыками детей по ОБЖ. Динамика была достигнута благодаря тому, что работа по данной проблеме проводилась в системе. С применением здоровье сберегающих, игровых, ИКТ технологий, методов и приемов, индивидуальная работа с детьми.

У детей появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме. Появилась потребность следовать правилам поведения в определенных ситуациях.

Этим самым мы сохраняем жизнь и здоровье детей, способствуем формированию осознанного поведения в опасных ситуациях.

На будущее планируем:

  • продолжить работу кружка дополнительного образования по формированию ОБЖ у детей;
  • преемственность между детским садом и ПЧ.
Опубликовано: 07.04.2020