Виды и причины конфликтов в ДОУ, игры и упражнения, как метод обучения конструктивному поведению в конфликтных ситуациях

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Орлова Ольга Викторовна

Организация: МАДОУ ЦРР ДС №123 г. Тюмени

Населенный пункт: Тюменская область, г. Тюмень

Конфликт- наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающих в процессе социального взаимодействия.

Наиболее часто причиной конфликтных ситуаций становятся авторитарные утверждения, недопонимание, устойчивые заблуждения. Неудивительно, что есть такая мудрость: каждый по-своему прав.

Рис. «Две точки зрения»

Умение человека с разных сторон посмотреть на ситуацию, встать на место другого, становится полезным в конфликтной ситуации.  Но не всегда человек можем сдержать эмоции. Часто эмоции «вспыхивают» раньше, чем можно это осознать. 

В конфликтной ситуации каждый выбирает свою стратегию поведения.  Каждая из стратегий успешна в определённой ситуации.

Одна из стратегий –избегание, которая предполагает отказ от участия в конфликте с сохранением имеющихся противоречий. Данная стратегия поведения не является удачной, так как конфликт не решён, но в случае, если есть угроза жизни и здоровью, тогда бегство (избегание) может стать успешной.

Соперничество: наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах, выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Человек, использующий стиль соперничества, не заинтересован в сотрудничестве с другими и достигает цели, используя свои способности доминировать, принуждать их принимать нужное ему решение проблемы. Но в случае конкурса, где выиграть может только 1 человек, важно сохранять дух соперничества.

Приспособление: означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого человека. При использовании этого стиля имеет место участие в ситуации и согласие делать то, чего хочет другой. Оно уместно, если участники общения разные по статусу, так спорить с руководителем о принятом решении, может закончится «печально» для подчинённого.

Компромисс: компромисс как соглашение между участниками конфликта, достигнутое путем взаимных уступок. При использовании стиля компромисса обе стороны немного уступают в своих интересах, чтобы удовлетворить их в остальном, часто главном. Это делается путем торга и обмена, уступок.  В некоторых случаях следует «зарыть топор войны» ради достойной цели.

Сотрудничество: когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон. Этот стиль требует более продолжительных затрат времени, чем другие, так как сначала выдвигаются нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем идет их обсуждение. Среди других стилей сотрудничество - самый трудный, но наиболее эффективный стиль в сложных и важных конфликтных ситуациях.

Стратегии поведения взаимодействия в конфликте (по К.Томасу)

Причиной конфликтного поведения может быть недостаток сформированности коммуникативных навыков. Вместо просьбы ребёнок тянет игрушку на себя. Стремиться укусить или ударить, если встречает сопротивление. Для воспитателя важно вводить в общение основополагающие правила взаимодействия, они формируют у ребёнка границы дозволенного. Если ты хочешь поиграть в игрушку, которой играет другой или вступить в игру, ты должен обратиться с просьбой. В этот момент ребёнок должен ощутить, что правила работают. Пользуясь своим авторитетом, воспитатель так же обращается с просьбой к ребятам и помогает им понять, что хочет малыш. Данное обращение должно звучать в уважительной форме. Если тот, к кому обращаются с просьбой, не соглашается, воспитатель объясняет, что нужно немного подождать, и в этот момент может предложить не менее интересный вариант другой игры. Как правило, дети легко осваивают подобное взаимодействие. Но в случае тревожного, стрессового состояния, ребёнок может капризничать. Тогда стоит разобраться в чём причина эмоционального неблагополучия. И помочь преодолеть негативные эмоции.

Анцупов А. Я., один из авторов книги «Конфликтология», выделяет семь основных причин возникновения конфликтов в игре, данные критерии могут служить классификацией для видов конфликтов. 

1. «Разрушение игры» — сюда входят такие действия детей, которые прерывают или затрудняют процесс игры, — например, разрушение игровых построек, игровой обстановки, а также воображаемой игровой ситуации.

2. «По поводу выбора общей темы игры» — в этих случаях спор возникает из-за того, в какую именно совместную игру собираются играть дети.

3. «По поводу состава участников игры» — здесь решается вопрос о том, кто именно будет играть в данную игру, т. е. кого включить в игру, а кого исключить.

4. «Из-за ролей» — данные конфликты возникают главным образом в силу разногласий между детьми о том, кто будет выполнять наиболее привлекательную или, наоборот, малопривлекательную роль.

5. «Из-за игрушек» — сюда отнесены споры из-за обладания игрушками, игровыми предметами и атрибутами.

6. «По поводу сюжета игры» — в этих случаях дети спорят из-за того, каким образом должна проходить игра, какие в ней будут игровые ситуации, персонажи и каковы будут действия тех или иных персонажей.

7. «По поводу правильности игровых действий» — это споры о том, правильно или неправильно действует тот или иной ребенок в игре.

Вашему вниманию предлагается ряд игр, направленных на формирование бесконфликтного поведения, развитие коммуникативных навыков.

Игра «Доброе животное»

Цель: сплочение детского коллектива, обучение детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ход игры. Ведущий тихим таинственным голосом говорит: «Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит. А теперь подышим вместе! На вдох делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем два шага вперед, на выдох — два шага назад. Так не только дышит животное, так же ровно и четко бьется его большое доброе сердце, стук — шаг вперед, стук — шаг назад, и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

 

Игра «Паровозик»

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие произвольного контроля, умения подчиняться правилам других.

Ход игры. Дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет «вагончик», преодолевая различные препятствия.

 

Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»

Цель: сплочение группы.

Ход игры. Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок — это голова дракона, последний — кончик хвоста. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего — «дракон» ловит свой «хвост». Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок.

 

Игра «Жучок»

Цель: раскрытие групповых отношений.

Ход игры. Дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Водящей должен узнать, кто из детей дотронулся до его руки, и водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью считалки.

 

Игра «Аплодисменты по кругу»

Цель: формирование групповой сплоченности.

Ход игры.

Воспитатель. Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля — стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю.

Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей. Смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем вместе с этим ребенком воспитатель выбирает следующего, который также получает свою порцию аплодисментов, затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил аплодисменты всей группы.

 

Игра «Кому трон, кому пень»

Цель: формирование умения передавать заданные эмоции, характер героев 

Предложите ребенку изобразить пантомимой характер сидящего и его чувства:

а) царь на троне (властность, грозность, достоинство);

б) золушка на скамеечке (скромность, смирение);

в) разбойник в лесу на пне (злость, свирепость, глаза сверкают, точит нож);

г) бабушка в кресле (усталость, доброта, спокойствие);

д) красавица на стуле (элегантность, уверенность в своей красоте и неотразимости, с улыбкой ловит восхищенные взгляды).

 

Игра «И мы тоже»

Цель: формирование позитивного отношения к друг другу и коллективу в целом

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас всех сегодня. Я делюсь с вами хорошим настроением!

Дети:

Мы «тоже»

В.: «Я дарю вам улыбку»

Д.: «Мы тоже»

В.: «Я радуюсь»

Д.: «Мы тоже»

В.: «Я прыгаю от счастья»

Д.: «Мы тоже»

В.: «Я вас люблю»

Д.: «Мы тоже»

В.: Я вас обнимаю»

Д.: «Мы тоже»

 

Опубликовано: 04.05.2020