Использование ИКТ в качестве средств повышения уровня математического развития дошкольников

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Лапина Наталья Владимировна

Организация: ГБОУ СОШ №1 "ОЦ" п.г.т. Стройкерамика

Населенный пункт: Самарская область, п.г.т. Стройкерамика

Модернизация российской системы образования является одним из главных направлений развития российского общества и одним из главных условий формирования инновационной экономики России.

В процессе социальных изменений в нашей стране обострились проблемы развития математического образования и науки. Потребности будущих специалистов в математических знаниях и методах учитываются недостаточно. Данная проблема актуальна и в нашем индустриальном регионе, где машиностроение, аэрокосмическое производство требуют специалистов, имеющих высокий уровень математического образования.

Согласно Концепции развития математического образования в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 24.12.2013г. №2506-р, знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включая умственное, нравственное, эмоциональное (эстетическое) и физическое воспитание и развитие. Результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Математическое образование дошкольников необходимо организовать таким образом, чтобы малыш мог использовать полученные знания в своей самостоятельной деятельности. Это связано с необходимостью адаптации ребенка к процессам технологизации и информатизации общества, так как в наше время мощный поток новой информации, рекламы, применение компьютерных технологий, распространение игровых приставок, электронных игрушек, сотовых телефонов оказывает большое влияние на воспитание ребенка и его восприятие окружающего мира.

Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников. Информационные технологии - это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

В чем же польза ИКТ и почему их нельзя заменить просто дидактическими играми? На этот вопрос можно ответить, вспомнив об основных законах психического развития детей. У маленьких детей еще нет желания запомнить, они не могут сознательно обращать внимание на тот или иной материал и стараться его запомнить, то есть нет произвольного запоминания. Дошкольники запоминают только яркие, эмоционально важные для них случаи или детали. При этом значимость запомненного служит основой ее сохранения в памяти на длительное время.

Любое развивающее обучение не предполагает насильно создавать у детей новые психические структуры, оно только эффективно использует тот потенциал, который есть у ребенка, ускоряя темп формирования новых психических процессов. И в этом помогает использование ИКТ, так как они делают значимым и ярким содержание усваиваемого материала, что не только ускоряет его запоминание, но делает его более осмысленным и долговременным. Таким образом, используя электронные образовательные ресурсы, у детей улучшается память и внимание.

Не менее важно и то, что в этих играх ребенок начинает очень рано понимать что предметы на экране – это не реальные вещи, но только знаки этих реальных вещей. В различных играх эти знаки или символы реальных предметов усложняются, становятся все более и более обобщенными и все меньше походят на окружающие реальные предметы. Таким образом, у детей очень рано начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания,

то есть понимание того, что есть несколько уровней реальности окружающего нас мира, - это и реальные предметы, и картинки, схемы, это слова или уравнения и, наконец, это наши мысли, которые являются наиболее сложным, идеальным уровнем действительности. Их нельзя увидеть и потрогать, хотя они так же реальны, как и стоящий перед ребенком дом или написанные на экране буквы. Однако «знаковая функция сознания» не только дает возможность осознать наличие в природе всех этих уровней, но и лежит в основе самой возможности мыслить без опоры на внешние предметы. Компьютерные игры дают возможность облегчить процесс развития знаковой функции сознания, так что самые простые действия во внутреннем плане становятся доступны уже для детей 4-5 лет. Это происходит потому, что процесс преобразования, изменения происходит постепенно, наглядно для ребенка, что облегчает его понимание детьми.

Компьютерные математические игры помогают закрепить, уточнить конкретное математическое содержание, способствуют совершенствованию наглядно-действенного мышления, переводу его в наглядно-образный план.

Благодаря новой интерактивной форме обучения к концу учебного года у детей формируются элементарные формы логического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать предметы, сосредотачиваться на учебной задаче, запоминать условия, выполнять их правильно.

Компьютерные математические игры не навязывают детям темп игры, в них учитываются ответы детей при формировании новых знаний, тем самым, обеспечивается индивидуальный подход к обучению.

Целью работы при использовании ИКТ в НОД, является, повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий. Использование мультимедийных дидактических пособий обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;

Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

Использование мультимедийных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении дает возможность оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с разным уровнем познавательного развития и значительно повысить эффективность психолого-педагогической деятельности.

Однако при организации работы ребенка с использованием ЭОР необходимо учитывать многие факторы. Компьютер развивает множество интеллектуальных навыков, но нельзя забывать о норме.

- Так детям 3-5 лет рекомендуется находиться перед экраном не более 20 минут, ребятам 6-7 лет - до 30 минут.

- Чтобы игры приносили максимальную пользу необходимо подбирать их с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

- Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, т. к. при частом использовании ИКТ у детей теряется особый интерес к таким занятиям.

Таким образом, использование мультимедийных дидактических пособий по математике в дошкольном образовательном процессе ведет к повышению усвоения знаний дошкольниками на более высокий уровень, дают возможность проявлять самостоятельность, реализовывать свои знания в процессе математической деятельности. Несет в себе образный тип информации, обладает стимулом познавательной активности.

Литература и интернет-ресурсы:

- Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 32 с.

- Венгер Л.А., Марцинковская Т.Д., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе. – М.: Знание, 1994. – 192 с.

https://docviewer.yandex.ru/?url=http%3A%2F%2Fjournals.uspu.ru%2Fi%2Finst%2Fpedobraz%2Fped2009%2Fped_3_2009_3.pdf&name=ped_3_2009_3.pdf&lang=ru&c=56600b090fda&page=3 - Новосёлов С. А., Воронина Л. В., 2009

Опубликовано: 11.12.2015