«Интервьюирование» по развитию коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Ломова Юлия Юрьевна

Организация: МБДОУ «Детский сад № 25»

Населенный пункт: Томская область, г. Северск

В современном мире всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение. Вследствие чего увеличивается количество детей имеющих нарушения связной речи. Развитие связной и выразительной речи является центральной задачей речевого воспитания детей.

Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Если ребенок не научится правильно и последовательно излагать свои мысли, ему будет в дальнейшем очень тяжело при обучении в школе, а потом и во взрослой жизни.

Поэтому связную речь нужно развивать у детей, начиная с детского сада, и воспитатели должны обращать внимание на речь каждого ребенка в отдельности, проводить работу с детьми по развитию речи, индивидуальную работу, работу с родителями, чтобы речь детей достигла высокого уровня развития.

Одним из эффективных методов развития диалогической речи является интервьюирование.

Интервью – разновидность разговора, беседы между двумя и более людьми, при которой интервьюер задаёт вопросы своим собеседникам и получает от них ответы.

Интервьюирование проводится по определённому плану вопросов. В отличие от беседы, в которой респондент и исследователь выступают собеседниками, вопросы построены в определённой последовательности, задаёт их только исследователь, а респондент отвечает на них.

 

Этапы проведения интервьюирования: подготовительный, основной.

Подготовительный этап: изучение лексической темы, развитие поисковой активности в форме вопросов с помощью игр и упражнений.

Основной этап: проведение интервьюирования у детей.

Изучение каждой лексической темы с дошкольниками начинают с создания условий и такой образовательной среды, в которой ребенок может проявить такие качества личности, как инициативность, самостоятельность, ответственность, т. е. отталкиваюсь от интереса самого ребенка (Здесь очень хорошо использовать технологию группового сбора).

На начальном этапе воспитанникам демонстрируют предметные картинки по лексической теме, затем, в процессе беседы определяют, что их интересует, записывают детские вопросы. Отталкиваясь от интереса детей, провоцируют вопросами: «Что тебе интересно узнать? Кто хочет найти ответ? Кому вы хотите рассказать?» Ребята старшего дошкольного возраста часто сами проявляют инициативу для того, чтобы узнать, что – то новое об интересующем их предмете, явлении, событии и т. д.

Для поддержания интереса изучаемого материала, а также для формирования грамматического строя речи, часто используют разные технологии.

Например, одной из интересных игр для детей является «Напольный твистер», который направлен на формирование сенсорных эталонов, грамматического строя речи, формированию коммуникативной деятельности дошкольников.

Педагог просит подойти дошкольников к полотну и объясняет правила игры: «Ведущий задает вопрос, тот, кто знает ответ, кладет свою ладошку на карточку – ответ на полотне». Игра продолжается до тех пор, пока каждый из участников не закроет ладошкой правильный ответ.

Работой над обогащением словарного запаса, является совместная детско-родительская проектная деятельность, в содержание, которой входит изучение новых и сложных по разным темам, поиск загадок, пословиц, крылатых выражений, скороговорок и составление творческого рассказа.

Данная работа предполагает такой образовательный процесс, в котором каждый участник вносит свой вклад в создание проекта. Ребенок, овладев достаточной информацией изучаемой темы, защищает свой проект перед сверстниками. Далее следует следующий этап работы над интервью – это активизация поисковой активности в форме вопросов.

Развитие поисковой активности происходит в форме вопросов с помощью игр и упражнений.

Детские вопросы являются основополагающим фундаментом, в педагогической работе. Понятие детской вопросительности трактуется как психологическая способность и потребность задавать вопросы, одновременно удерживая и предмет обсуждения и собеседников.

Опираясь на лексические темы, проводят цикл игр, направленных на умение задавать детьми вопросы. Для этого используют вопросительные схемы, создают предметно – развивающую среду, в которой воспитанники устанавливают причинно–следственные связи, побуждающие к возникновению детских вопросов. Например, игра «Все ли мы увидели?». Педагог совместно с детьми рассматривает картину, беседует с детьми, затем закрывает фрагмент и просит вспомнить, что было нарисовано с помощью вопросов, например: «На картине была река? У ребят хорошее настроение? Что делали мальчики?» и так далее. Игры можно усложнить, разделив детей на команды.

Например, игра «Данетка» Опираясь на лексические темы, проводят цикл игр, направленных на умение задавать детьми вопросы. Для этого используют вопросительные схемы, создают предметно – развивающую среду, в которой воспитанники устанавливают причинно – следственные связи, побуждающие к возникновению детских вопросов.

Игра «Корреспондент» Ведущий (ребёнок или взрослый) по очереди передает микрофон каждому из детей и просит назвать себя и ответить на вопросы. Темы интервью могут быть разными – как связанными, так и не связанными с темой недели. Например: Что ты успел сделать по этой теме? Что тебе больше всего понравилось? С кем тебе приятно работать вместе? Что ты любишь делать в свободное время? • Есть ли у тебя старший брат? и т. д.

Нравится – не нравится» Можно играть с карточками, а можно словесно. Выбираем предмет, или явление и рассказываем что именно нравится, а что нет, то есть оцениваем предмет. Например, картинка кошки: нравится – мягкая, приятная на ощупь, игривая, ловит мышей…; не нравится – царапается, убегает и т.д.

В результате метода интервьюирования, дети не только приобретают знание норм речевого общения со взрослыми и сверстниками, но и используют эти знания, причем не только в ходе занятий, но и в реальных жизненных ситуациях. Дети стали относиться друг к другу намного внимательнее и доброжелательнее. Кроме того, значительно обогатился их лексический запас, он пополнился словами и выражениями из словаря речевого этикета. Ребята умеют вести диалог, составлять полный и краткий пересказ услышанного текста, описывать интересное событие. У детей громкая, яркая, выразительная речь, которая позволяет им стать хорошими собеседниками, выступать перед большой аудиторией и т. д., что свидетельствует о развитых коммуникативных способностях.

 

Литература

  1. Алексеева О., Круглова Н. «Кем быть?» //Ребенок в детском саду. 2005 №3. с.34.
  2. Белановский С. А. «Индивидуальное глубокое интервью». –М.: Никколо-Медиа, -320с.
  3. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. «Образовательные проекты в детском саду». Пособие для воспитателей. М.: Айрисс-пресс, 2008.-208с.
  4. Веракса Н. Е. , Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников». Пособие для педагогов дошкольных учреждений. –М.: Мозаика-синтез 2008.-112с.
  5. Касаткина Е. И. «Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ.» // Управление ДОУ.-2012.-№5.
  6. Никандров В. В. Вербально – коммуникативные методы в психологии. Спб.: Речь, 2002.
  7. Патранова И. Проектный метод //Дошкольное воспитание. 2007 №3. с.81.
  8. Солнцева О. Играем в сюжетные игры// Дошкольное воспитание. 2005. №4. с.33.
  9. Пенькова Л. А., Еоннова З. П. «Развитие игровой активности дошкольников».
Опубликовано: 14.10.2020