Интеллект – карты в музыкальной деятельности дошкольников

Конференция: Современные подходы к реализации ФГОС ДО

Автор: Савинова Светлана Фёдоровна

Организация: МДОУ «Детский сад №18 комб. вида» МОГО «Ухта»

Населенный пункт: Республика Коми, пгт. Водный

В докладе представлен опыт работы музыкального руководителя о внедрении метода интеллект – карт в музыкальную деятельность детей старшего дошкольного возраста, при расширении и уточнении знаний детей о музыкальных инструментах.

 

Главная задача, которую ставит государство и общество перед образовательными учреждениями, - ориентир на всесторонне развитую личность. ФГОС ДО предполагает необходимость поиска новых средств развития ребенка, применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками таких качеств личности, как любознательность и активность, умение анализировать и обобщать полученные знания. Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет все больше задумываться о том, как помочь детям охватить поток ежедневной информации, поступающий к ним в большом объёме, увидеть взаимосвязь событий и явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. В связи с этим разрабатываются новые методы развития творческих способностей детей, стимулирующие развитие мышления. Одним из таких эффективных методов развития ребёнка является использование в дошкольном образовании интеллектуальных карт.

В музыкальном образовании большое значение придаётся знакомству детей с музыкальными инструментами, их историей, свойствами, навыкам инструментального исполнительства. Чтобы поддерживать интерес современных детей к миру музыки, знакомству с музыкальными инструментами, педагогу важно искать и находить новые формы сотрудничества, выстроить свою работу таким образом, чтобы каждый музыкальный инструмент стал для ребёнка его собственным открытием, создать ему практическую базу для запоминания полученных знаний о новом инструменте.

Творчески работающий педагог стремится сам проектировать образовательный процесс, учитывая и уровень развития детей группы, и возможности ДОУ, и собственные интересы. При этом появляется необходимость умело встраивать материал в сложившуюся базовую систему работы с детьми, сохраняя основные задачи музыкального воспитания, не нарушая логику представления учебного материала, а лишь обогащая его по смыслу, а также внедрять новые современные методики, например – методом внедрения интеллектуальных карт в музыкальную деятельность.

К сожалению, разнообразие различных видов деятельности и накопление знаний в дошкольном образовании, требует от детей хранение в памяти огромного объёма информации. Не все дети дошкольники способны «поместить» и «удерживать» полученные знания, с целью их дальнейшего использования. Интеллектуальные карты на сегодняшний день – это один из самых универсальных и простых в использовании приёмов для увеличения эффективности умственной деятельности. Они позволяют упорядочить материал и сконцентрировать внимание на нужной информации. Также, интеллект - карты – это уникальный метод запоминания информации. Это технология изображения информации в графическом виде, наглядный способ представления информации, который отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области. На примере использования метода интеллект-карт возможно выстроить и единую линию развития личности, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер. Использовать данную карту можно во всех видах детской деятельности, в том числе и музыкальной.

Содержание интеллект – карт в музыкальном образовании детей – дошкольников направлено на решение задач:

Создать условия для овладения детьми технологией заполнения интеллект – карты;

Формировать познавательные действия, умение анализировать и обобщать полученные знания;

Способствовать становлению сознания, развитию воображения, любознательности и творческой активности детей;

Расширить представления детей о музыкальных инструментах, их отличительных особенностях и свойствах;

Развивать устную речь ребенка, умение использовать речь для выражения своих мыслей;

Организовать целенаправленную просветительскую работу с родителями с целью привлечения их к активному участию к образовательному процессу ДУ;

Обогатить развивающую предметно – пространственную среду ДОУ.

Внедрение метода интеллект – карт в музыкальную деятельность дошкольников строится на принципах:

Доступности, постепенности, систематичности, сознательности и активности, наглядности,

прочности, индивидуализации, единства с семьёй и подготовки к обучению в школе.

На первом этапе следует познакомить детей с интеллект – картой и принципами работы с нею. Также необходимо выявить интересы и предпочтения детей при знакомстве с музыкальными инструментами.

Второй этап включает в себя уже систематическое и планомерное применение интеллект – карт при знакомстве с любым музыкальным инструментом, а также текущий контроль качества и при необходимости внесение изменений в образовательный процесс.

Третьим этапом может стать подведение итогов и анализ результатов, который поможет выявить уровень полученных знаний у детей о интеллект – картах и спроектировать дальнейшую работу в этом направлении.

Подводя итоги, можно отметить, что использование карт позволяет не только выявить первичные представления ребёнка о музыкальных инструментах, но и пополнить их знания, через мобильную интерактивную работу детей, родителей и педагогов.

 

Использованные ресурсы:

1. Турковская Н.В. О реализации нетрадиционных форм занятий в вузе// Профессионал года 2017: Сборник статей III Междунар. науч.-практ. конкурса / Под общ. ред. Г.Ю. Гуляева. – Пенза: МЦНС «Наука и просвещение». – 2017. – С. 80–84.

2. Бруннер Е.Ю. Применение технологии mind map в учебном процессе // Развитие международного сотрудничества в области образования в контексте Болонского процесса: Материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Ялта, 5–6 марта 2008 г.). – Ялта: РИО КГУ, 2008. – Вып. 19. – Ч. 1. – С. 50–53.

3. Мюллер Х. Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей / Пер. с нем. В.В. Мартыновой, М.М. Демина. – М.: Омега-Л, 2007. – 126 с.

4. Бьюзен Т. Супермышление / Т. Бьюзен, Б. Бьюзен. – 2-е изд. – Минск: Попурри, 2003. – 304.

Опубликовано: 31.10.2020