Использование здоровьесберегающих технологий в работе в условиях ДОУ с детьми раннего возраста

Конференция: Здоровьесберегающие технологии по ФГОС ДО

Автор: Яминова Оксана Сергеевна

Организация: Детский сад «Эрудит»

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Введение.

В области актуальных проблем современного дошкольного образования одним из востребованных направлений исследований является изучение детей раннего возраста, в первую очередь именно речевого развития. Актуальность обусловлена тем фактором, что в последнее время отмечается значительное ухудшение состояния речевого здоровья детей дошкольного возраста. Связано это, прежде всего с тем, что наблюдается тенденция к увеличению количества детей именно раннего возраста, имеющих задержку речевого развития. Именно в этот период ребенок начинает осваивать речь. Крайне важно, чтобы родители и взрослые, окружающие ребенка, помогали ему в этом. Овладение речью в первые годы жизни влияет на перестройку всех психических процессов малыша, на качественное изменение мышления, восприятия, памяти, совершенствует все виды деятельности и социализацию ребенка. Если ребенок развивался с отставанием в развитии речи, не начал разговаривать до трех лет, то в старшем дошкольном возрасте можно заметить ряд проблем: низкий уровень общения, проблемы в эмоционально-волевой сфере, в личностных особенностях в понимании лексико-грамматических категорий.

В связи с этим педагоги и родители должны особое внимание уделять вопросу стимулирования и полноценного развития речи у детей раннего возраста. Такая работа должна проводиться как в семье, так и в условиях ДОО. Необходимо отметить, что при планировании и осуществлении данной работы особое внимание необходимо уделять средствам и методам речевого развития детей. Среди таких средств следует выделить здоровьесберегающие технологии. Здровьесберегающие технологии обладают огромным потенциалом для развития речи детей раннего возраста, однако, в литературе и практике ДОО данному вопросу уделяется незначительное внимание.

Теоретическую основу исследования составили:

  1. Вопросы онтогенеза речи и речевого общения у детей раннего возраста изучались в разных аспектах:
  • психологическом, рассматривающем генетические основания развития речи и её нейропсихологические основы, взаимосвязь с развитием мышления и другими психическими функциями, который представлен в работах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева и др.
  • психолингвистическом, исследующем механизмы порождения и восприятия речи и особенности этого процесса на разных этапа-онтогенеза, который представлен в работах С.Н. Цейтлин и др.
  • педагогическом, с позиции методики развития речи у детей раннего возраста, который представлен в работах М.М. Алексеевой, В.В. Гербовой ,К.В Шереметьевой .
  1. Вопросы здоровьесберегающих технологий в ДОУ раскрываются в работах Л.А. Волошиной, Н.И. Крыловой, Н.В. Седых..

 

Потенциал здоровьесберегающих технологий в речевом развитии детей раннего возраста

 

Целенаправленная организация здоровьесберегающей деятельности возможна только при наличии четких определений категории «здоровье».

Понятие «здоровье» является междисциплинарным, так как рассматривается в разных науках: медицине, философии, педагогике, психологии. И.М. Новикова отмечает, что в настоящее время понятие «здоровье» характеризует не только состояние человека, его физические и психические возможности, но и способности человека к самосохранению, принятию мер для субъективного благополучия, приспособления к окружающей среде и адаптации среды обитания к своим возможностям, увеличению продолжительности полноценной жизнедеятельности и жизненных сил; независимость от ограничений, обусловленных физическим недостатком; качество жизни как способность решить различные проблемы, а также как область культуры и результат собственной деятельности.

По определению Ю.В. Науменко, «здоровьесберегающие технологии – это система различных целенаправленных воздействий на целостный учебно-воспитательный процесс, организуемых образовательным учреждением для медико-психолого-педагогической профилактики и коррекции негативных психофизиологических и личностных состояний школьников в рамках традиционной системы образования.

При данном подходе здоровьесберегающие образовательные технологии представляются как функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью обучающихся, научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В современной педагогической литературе отсутствует единая классификация здоровьесберегающих технологий, они классифицируются по разным параметрам. Среди них выделяют: частный, комплексные, медицинские, образовательные, социальные, психологические, которые в свою очередь также подразделяются на определенные виды.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ – это технологии, которые направлены на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования: сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Эти технологии занимают ключевое место в оздоровительной работе детского сада в условиях реализации обновленного ГОС ДО.

Основные принципы использования здоровьесберегающих технологий в ДОО:

— доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастом детей);

— систематичности (реализация оздоровительных мероприятий постоянно);

— оптимальности (разумно сбалансированная психофизическая нагрузка);

— последовательности (последовательное усложнение и увеличение нагрузки);

— комплексного воздействия на все анализаторы;

— совместного педагогического воздействия (воспитателя, родителей) .

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Здровьесберегающие технологии необходимо использовать в образовательной деятельности по всем направлениям работы, в том числе и речевому развитию. Огромным потенциалом именно для развития речи детей, особенно раннего возраста, обладают технологии сохранения и стимулирования здоровья.

Одним из важных направлений развития малыша является развитие его моторики — как общей (разнообразные движения тела), так и мелкой (движения кистей и пальцев рук). Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше он развивается. Развитие моторных навыков включено в процесс речевого развития и играет в нем важную роль. Учеными доказано особое значение развития моторики рук и пальцев, ее связь с уровнем развития речи и мышления ребенка. Подражание движениям рук, разнообразные действия руками, игры с пальцами стимулируют, ускоряют процесс речевого и умственного развития ребенка. При этом особое значение имеет антиципация, не только как центральное психологическое новообразование, но и как базовый принцип освоения любого вида деятельности.

Цели и задачи использования пальчиковых игр в работе с детьми раннего возраста:

Развитие согласованных движений обеих рук.

Развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук.

Как было указано, ранний возраст – это период овладение ребёнком фонематической системой языка. В связи с этим необходимо проводить большую работу в данном направлении. Огромным потенциалом для этого обладают артикуляционная и дыхательная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика — комплекс специально подобранных упражнений для подвижности речевых органов с целью тренировки их мышц. Выполнение артикуляционной гимнастики развивает силу и координацию, переключаемость артикуляционных движений, что способствует не только формированию звукопроизношения, но и улучшению общего звучания речи, ее темпа, ритма, разборчивости.

Дыхательная гимнастика — комплекс упражнений, направленный на развитие физиологического и речевого дыхания. Дыхательная гимнастика способствует насыщению кислородом коры головного мозга и улучшению работы всех центров, а также профилактике и лечению заболеваний дыхательной системы.

Одним из способов оздоровления детей и формирования правильной речи – является логопедическая ритмика. Логоритмика – способ устранения речевых нарушений, в основе которого лежит музыка, слово и движение. Речь формируется благодаря системе дыхания, артикуляционных и ритмических упражнений. Основной задачей логоритмики является выработка правильной речи с помощью двигательной сферы, при котором главным инструментом преодоления нарушений будет играть музыка .

Ритм является компонентом, имеющим отношение к распределению движений во времени. Ритмичные движения легче усваиваются. Ритмичность движений облегчает их автоматизацию, что имеет огромное значение для работы по речевому развитию детей раннего возраста. Состояние двигательных функций влияет на осуществление речи. Известно, что мелодика родного языка является врожденной характеристикой просодии, в которую входят высота, ритм и интенсивность голоса, типичные для каждой нации. Звуковая, словесная, музыкальная формы речи усваиваются ребенком до восприятия их смыслового значения в виде повторения звуков. В процессе использования логоритмики развивается особого рода произвольная двигательная активность, которая выявляется как ритмически сформированные двигательный и речевой навыки. В основе использования логоритимик с целью развития моторного и речевого ритмов у детей раннего возраста лежат следующие базовые положения:

– моторная природа неречевых и речевых ритмических процессов;

– рассмотрение общей и речевой моторики в рамках физиологии формирования произвольных движений;

– двигательные компоненты речевого навыка (речевое дыхание, голос, артикуляция) и их координация;

– возрастная последовательность развития моторного ритма от временных характеристик движений к пространственным.

Таким образом, использование логоритмики в речевом развитии детей третьего года жизни создают благоприятный фон для работы по развитию речи.

Еще одним видом здоровьесберегающих технологий, которые можно активно использовать для речевого развития ребенка раннего возраста - это Су- Джок. Су Джок – это одно из направлений, которое основано на воздействии на определенные биологически активные точки кистей и стоп, где начинаются либо заканчиваются проходящие через всё тело человека энергетические меридианы (в переводе с корейского языка Су – кисть, Джок – стопа).

Формы работы с Су Джок – самые разнообразные. Применяя данную технологию с детьми раннего возраста, необходимо использовать пальчиковые упражнения с шариком Су -Джок. Движения могут быть различными – круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д. Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой и т.д.

Неоспоримыми достоинствами Су Джок терапии являются:

1) высокая эффективность – при правильном применении всегда наступает выраженный эффект; 2) абсолютная безопасность – стимуляция точек соответствия приводит к излечению, неправильное применение никогда не наносит вред человеку - оно просто неэффективно;

3) универсальность – упражнения с использованием Су Джок терапии могут применять и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях;

4) простота применения – для получения результата достаточно проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су Джок шариков, которые свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат.

Таким образом, подводя итог рассмотрению потенциала здоровьесберегающих технологий, можно сделать вывод, что они обладают огромным потенциалом в речевом развитии детей раннего возраста. Однако, необходимо отметить, что при их использовании и отборе игр и упражнений обязательно необходимо соблюдать принцип доступности, так как именно для детей раннего возраста доступны не все здоровьесберегающие технологии, поэтому в образовательной деятельности можно использовать лишь некоторые их элементы.

Выводы

На основе анализа теоретических источников, мы изучили современные подходы к развитию речи детей раннего возраста. Наиболее сензитивным для развития речи ребенка является ранний возраст, нами были выявлены этапе речевого развития детей данного возраста, рассмотрены особенности каждого из них.

Проведенный анализ позволяет сделать вывод о необходимости построения образовательной работы, позволяющей стимулировать речевую активность детей раннего возраста в условиях ДОО.

В настоящее время в практике ДОО активно используются здоровьесберегающие технологии. Нами был выявлен их потенциал как средства развития речи детей раннего возраста. Систематическая работа по с применением здоровьесберегающих технологий способствует повышению речевой активности детой, их включенность в совместную со взрослым деятельность. Однако, используя данные технологии, необходимо очень внимательно подходить к их отбору, так как не все они могут использоваться в образовательной работе с детьми данного возраста. Поэтому мы пришли к выводу, что необходимо использовать элементы здоровьесберегающих технологий как средства речевого развития детей раннего возраста.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 17.10.2013 года № 1115 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы Режим доступ : http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_13/m1115.html.
  2. Браудо, Т.Е. Онтогенез речевого развития. / Т. Е. Браудо , М. Ю. Бобылова, М. В. Казакова // Русский журнал детской неврологии. -2017 №12(1).-41-46
  3. Волошина, Л.А. Организация здоровьесберегающего пространства Дошкольное воспитание / Л. А. Волошина - М.: Изд-во МГОУ, 2004. 117 с.
  4. Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – М.: Лабиринт, 2008. – 462 с.
  5. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – СПб. : «Детство-Пресс», 2007. – 472 с.
  6. Громова, О.Е. Признаки речевых нарушений в раннем возрасте [Текст] / О.Е. Громова // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. – 2008. – № 4. – С. 56-64.
  7. Еромыгина, М.В. Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ / М. В. Еромыгина // Дошкольная педагогика. - 2014. - N 3. - С. 46-49
  8. Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения: модели программ, рекомендации, разработки занятий / Авт.-сост. М.А. Павлова, М.В. Лысогорская. Волгоград: Учитель, 2014.-192с.
  9. Крылова, Н.И. Здоровьесберегающее пространство дошкольного образовательного учреждения: проектирование, тренинги, занятия / Н. И. Крылова -Волгоград: Учитель, 2009. 218 с.
  10. Литвинова, О.Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Словарь. Звуковая культура речи. Грамматический строй речи. Связная речь. Конспекты занятий. Ч. 1. / О. Э. Литвинова — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016, — 128 с.
  11. Литвинова, О. Э. Речевое развитие детей раннего возраста. Владение речью как средством общения. Конспекты занятий. Ч. 3. / О. Э. Литвинова — СПб. : ООО «ИЗДА-ТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. — 128 с.
  12. Лямина, Г.М. Развитие речи ребенка раннего возраста / Г. М. Лямина – М.: Айрис, 2006. – 96 с.
  13. Францева, Е.Н. Здоровьесберегающие образовательные технологии в системе дошкольного образования / Е.Н. Францева, И.А. Диденко// Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации : материалы научно-практической конференции (заочной) с международным участием, 21-22 октября 2015 г. - Ульяновск : Зебра, 2015. - 613 с. : ил.-С.76-79

 

Опубликовано: 18.04.2021