Роль детского сада в развитии ребенка

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Пыряева Юлия Александровна

Организация: МБОУ ОДПО ЦРО г.о.Самара, дошкольные группы

Населенный пункт: Самарская область, г. Самара

Пребывание ребенка в детском саду значительно влияет на его развитие. Именно в этом учреждении развиваются основные психологические процессы малыша, происходит его становление, как личности; обновляются и дополняются знания, получаемые от родителей.
Основные направления развития детей в детском саду – речевое, социальное, интеллектуальное, физическое, эмоциональное и творческое. Каждая из этих сфер способствует всестороннему детскому развитию у ребенка:
• Основных знаний, необходимых для пребывания в социуме.
• Творческого потенциала.
• Способности контролировать эмоции, правильно их выражать.
• Физической формы, которая предопределяет хорошее самочувствие, полноценную активность органов.
• Элементарных навыков, которым находится ежедневное применение на практике.
Совместно методы, которые применяют во время обучения малышей в детских садах, выполняют несколько большую функцию, чем просто подготовка к поступлению в школу. Ребенок учится общению, правильному поведению, адекватной реакции на события, дисциплине, ответственности, соблюдению режима дня.

Речевое развитие детей в детском саду

Развитие речи детей в детском саду предполагает формирование навыков общения, ведения диалога. Задача воспитателей – поспособствовать пополнению словарного запаса малыша, помочь ему правильно выстраивать предложения, мотивировать к коммуникации.
Обмен репликами – диалог, служит неотъемлемой частью общения: кроме устного произношения слов, он предполагает усвоение новых знаний, передачу информации. Воспитатели детсада помогают детям освоить правильное ведение устного общения. Для этого используют 3 методики: неподготовленный диалог; чтение литературы, где отражается общение героев произведения; подвижные игры, предполагающие наличие сюжета/инсценировки.

Важный момент в том, что воспитатели не только обеспечивают речевое развитие детей в детском саду, но и проводят контроль соответствия его уровня установленным нормам.

На этом этапе у дошкольника могут быть обнаружены проблемы с речью, вызванные:
• Стрессовыми событиями.
• Заболеваниями.
• Отсутствием контакта с родителями.
• Индивидуальными особенностями развития ребенка.
• Родительской гиперопекой.
Навыки, которым обучают на этапе пребывания малыша в детсаде – умение слышать, понимать, формулировать ответ. Основные требования, которым должна соответствовать устная речь: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность, богатство и уместность.
Согласно установленным нормам, ребенку дошкольного возраста нужно знать не менее 3000 слов. Недостатки произношения отдельных букв считаются нормой, когда малыш не достиг 7 лет. Если ближе к завершению периода обучения в ДОУ дошкольники не выговаривают « Р» или «Л», нужно обратиться к логопеду, пройти лечение.

 

Социальное развитие ребенка в детском саду

Посещая детсад, дошкольник адаптируется к пребыванию в обществе, усваивает ценности, культуру, традиции, правила и нормы поведения. Методы, которые используют для того, чтобы адаптировать детей социально:

  • Наблюдение.
  • Анкетирование.
  • Индивидуальная или групповая беседа.
  • Приучение к конкретному действию.
  • Коррекционная работа, выполняемая на индивидуальной основе.
  • Создание ситуаций воспитывающего типа.
  • Поощрение, эмоциональное влияние.

Работники ДОУ организуют для воспитанников дошкольного возраста специальные развивающие занятия, применяют социализирующие программы. Такой подход направлен на то, чтобы каждый малыш освоился в социуме, научился правильно общаться со сверстниками и взрослыми. Познавательное развитие ребенка в детском саду происходит за счет рисования/АРТ-терапии, сказко-, музыкотерапии. Малыша приобщают к социально полезной деятельности, мотивируют к участию в сюжетно-ролевых играх. Кроме того, благодаря перечисленным методикам, воспитатели выявляют асоциальную или антисоциальную тенденцию, определяют психологическую обстановку внутри семьи малыша.

Поскольку в дошкольном возрасте происходит первичное формирование самооценки, перечисленные направления и методики способствуют ее сохранению на уровне нормы. Кроме того, социальное развитие ребенка в детском саду направлено на понимание добра и зла, четкого разграничения этих двух понятий. Правильно развитый дошкольник на этапе пребывания в ДОУ имеет сформированное мировоззрение, морально-этические ценности, навык коммуникации с людьми разного возраста.

Интеллектуальное развитие ребенка в детском саду

Дошкольный возраст – это период формирования обобщенных норм мышления, интенсивного прогрессирования и расширения спектра воображения. Интеллектуальное развитие ребенка в детском саду – это целенаправленный процесс, который преследует одновременно 2 цели: совершенствование ума и мотивацию к получению новых знаний. Дошкольнику недостаточно иметь только базовую способность: например, умение читать или писать.

  • детского сада на развитие ребенка, в частности, его интеллектуальных способностей, заключается в выполнении нескольких задач – воспитатели:
    1. Формируют правильное представление об окружающей среде, социуме.
    2. Помогают развить познавательные психические процессы (память, воображение, восприятие, мышление).
    3. Формируют элементарные способы интеллектуальной деятельности.
    4. Способствуют развитию любознательности, интеллекта.
    5. Мотивируют к приобретению умственных навыков, умений.

Чтобы развивать у ребенка умственные способности, воспитатели ДОУ используют 3 тактики: эмоциональную, логическую и речевую модель.
Первый вариант предполагает обеспечение дошкольника психологически комфортной обстановкой – атмосферой заботы, поддержки, понимания.
Логическая модель предполагает формирование у дошкольника задатков к построению причинно-следственных связей, развитию мышления. Для совершенствования этой способности с воспитанником решают задачи, приобщают его к собиранию конструктора.

При выполнении речевой модели дошкольнику помогают сформировать способность к запоминанию информации, полученной за счет ее прослушивания. Чтобы улучшить эту способность, с воспитанниками изучают стихи и песни, читают сказки.
Эффективное направление интеллектуального развития – логические игры и головоломки. Эти методы способствуют правильному, стимулирующему воздействию на детское сознание.

Физическое развитие в детском саду

Физическое развитие в детском саду представляет собой мотивацию к совершенствованию ловкости, быстроты действий, силы, выносливости, гибкости. Благодаря правильной организации занятий, у дошкольника формируется правильная осанка и полноценная физическая форма, соответствующая его возрасту.

Дополнительная задача, которую решают воспитатели, развивая у ребенка физическую форму – мотивируют его к ведению здорового образа жизни, выполнению упражнений. Основные формы взаимодействия с детьми: прогулки, элементарные упражнения физкультуры, гимнастика с элементами закаливания (при условии отсутствии противопоказаний). Также используют подвижные игры, оздоровительный бег на свежем воздухе.

Дополнительно физическому развитию дошкольников способствует обеспечение здорового питания в детских садах. Оно организовано таким образом, чтобы обогатить растущий организм минералами, витаминами.
Мероприятия, проводимые в ДОУ для физического развития дошкольников, эффективны тогда, когда и родители ребенка поощряют ведение здорового образа жизни.

Эмоциональное развитие ребенка в детском саду

Особенность работы воспитателей детских садов заключается в обеспечении правильного эмоционального развития малышей. Дошкольник не может сдерживать свои чувства, что отражается на его поведении, препятствует полноценному развитию.

Работа воспитателя направлена на то, чтобы помочь малышу:

  • Сформировать уверенность в себе.
  • Избавиться от тревожности, страхов.
  • Овладеть языком эмоций.
  • Избавиться от агрессивной реакции на определенные события.
  • Предотвратить появление негативных эмоций в ответ на воздействие различных факторов.
  • Сделать ребенка эмоционально здоровым.
  • Развить стремление к сопереживанию, состраданию, сочувствию.

Эмоциональное развитие ребенка в детском саду предполагает формирование нравственного сознания, стремления к установлению дружеских взаимоотношений. Результат деятельности воспитателей ДОУ должен закрепляться созданием в семье благоприятной психологической обстановки. Ее неотъемлемые составляющие – похвала, сопереживание, взаимопонимание.

Творческое развитие детей в детском саду

Творческое развитие детей в детском саду направлено на формирование навыков рисования, лепки, пения, танцев. Дошкольник уже имеет достаточный словарный запас. В это же время активно развивается его умение анализировать, обобщать, запоминать, фантазировать. Чтобы развить ребенка творчески и облегчить нагрузку, которую вызывает образовательный процесс, воспитатели детских садиков включают в ежедневные занятия задания креативного типа. К ним относятся такие направления:

  • Развивающие игры.
  • Лепка.
  • Рисование.
  • Изучение окружающего мира посредством обсуждений.
  • Занятие музыкой.
  • Танцы.
  • Инсценировки (непродолжительные театральные постановки).

Чтобы развить детей, занятия проводят группой, а не индивидуально. Во время творческого процесса дошкольники учатся применять на практике свои знания, выражают свое психологическое состояние. Малышей, которые демонстрируют стремление к изучению новой сферы (изобразительного искусства, музыки, танцев), нельзя ограничивать. Поскольку в дошкольном возрасте творческие занятия – это не только времяпрепровождение, но и эффективный способ выражения эмоций.

Развитие детей в детском саду – это важный этап становления полноценной личности. Воспитатели имеют соответствующее педагогическое образование, наличие которого позволяет сделать ребенка ответственным, дисциплинированным, развитым (психологически, интеллектуально, физически, творчески). Воспитание в детском саду и в семье – это не взаимозаменяемые действия, но их можно и нужно дополнять друг другом. Методы, применяемые в ДОУ, обеспечат еще больший эффект, если они одобряются и реализуются в семье дошкольника.

Опубликовано: 03.10.2021