Нормативно правовые основы функционирования системы образования в РФ
Конференция: Современные подходы к реализации ФГОС ДО
Автор: Бортникова Наталья Юрьевна
Организация: МБДОУ «ДС№77»
Населенный пункт: Иркутская область, г. Братск
Нормативно-правовое регулирование является основой любой сферы жизни и образование не является исключением. С точки зрения Г.Е. Зборовского, образование как социальный институт занимает свое специфическое место в правовом пространстве общества посредством реализации важнейшей функции формирования правовой личности и, в конечном счете, правового общества [1, с. 405].
Системообразующим законодательным актом в системе российского законодательства об образовании выступает Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 (в ред. от 08.06.2020) [2]. Данный документ был подготовлен в целях систематизации и совершенствования законодательства в области образования. Он представляет собой комплексный документ, в который вошли как общие положения, так и нормы, регулирующие отношения в отдельных подсистемах образования (дошкольном, общем, среднем профессиональном, высшем образовании). В нем изложено отношение к процессу обучения и регламентирована его финансовая составляющая. Он выполняет интегрирующую функцию, объединяя разнообразие нормативно-правовых актов, которые регулируют правоотношения в области образования. По этой причине его следует назвать базовым либо основополагающим законом. Нормы базового закона, как правило, отражены в нормах прочих федеральных законов, которые имеют более узкий предмет регулирования, а также в нормативных правовых актах, которые издаются федеральными органами исполнительной власти.
Основными задачами правового регулирования отношений в сфере образования являются [3, с.909]:
- обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;
- создание правовых, экономических и финансовых условий для сво-бодного функционирования и развития системы образования в России;
- создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;
- определение правового положения участников отношений в сфере образования;
- создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;
- разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Закон «Об образовании в РФ», вступивший в силу 1 сентября 2013 года, значительно отличается от предыдущего закона № 3266-1 «Об образовании» от 10.07.1992 года (таблица 1). Помимо финансово-экономических и управленческих отношений, он регламентирует еще и содержание образования [4, с.63].
Таблица 1 – Характеристика изменений в законе «Об образовании»
Уровни образования |
Согласно закону №273-ФЗ от 29.12.2012. |
1 |
2 |
образование |
|
образовании |
|
профессиональное образование |
|
профессиональное образование |
|
Наряду с Законом «Об образовании в Российской Федерации» существует обширный перечень документов отражающих политику государства по вопросам развития образования, основные из которых представлены в таблице 2 [5-8]:
Таблица 2 – Характеристика основных нормативно-правовых актов
(НПА) в сфере образования
Наименование НПА |
Характеристика содержания НПА |
1 |
2 |
«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 |
Определяет национальные цели и стратегические задачи развития России до 2024 года. Среди главных целей развития страны на указанный период определены: прорывное научно-технологическое и социально-экономическое развитие, увеличение численности населения страны, повышение уровня жизни граждан и создание комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека. [5]. |
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 |
Цель Концепции долгосрочного социально-экономического развития – определение путей и способов обеспечения в долгосрочной перспективе (2008-2020 годы) устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе [6]. |
Национальная доктрина образования в Российской Федерации (до 2025 г.). Постановление Правительства РФ №751 от 04.10.2000 |
Определяет цели воспитания и обучения, пути их достижения посредством государственной политики в области образования, отражает интересы граждан многонационального Российского государства и призвана создать в стране условия для всеобщего образования населения, обеспечить реальное равенство прав граждан и возможность каждому повышать образовательный уровень в течение всей жизни. Призвана установить доминанту права человека на собственное образование. [7]. |
Конституция Российской Федерации |
Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Под понятием «каждый» подразумевается любой человек, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям, возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. право на образование включает следующие полномочия:
|
Негосударственное образование развивается в условиях честной конкуренции с государственным сектором за счет допуска аккредитованных программ к бюджетному финансированию. Это приводит к повышению качества образовательных услуг в этом секторе и в образовании в целом. Оно обеспечивает не менее 30% общего контингента профессионального образования.
Любые образовательные учреждения правомочны устанавливать прямые связи с иностранными образовательными учреждениями [9, ст. 57]. Наиболее значимые международные документы об образовании: «Всеобщая декларация прав человека», «Декларация прав ребенка», «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах», «Конвенция ООН о правах ребенка», «Декларация о создании общеевропейского пространства высшего образования» (Болонская система) [10-12]. Характеристика документов представлена в таблице 3.
Таблица 3 – Международные правовые акты об образовании
Название документа (дата принятия) |
Характеристика |
Всеобщая декларация прав человека (10.12.1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН) |
Провозглашает Всеобщую декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства. Инструментом реализации декларации выступает стремление каждого человека и каждого органа общества к просвещению и образованию путем содействия уважению этих прав и свобод и обеспечению национальных и международных прогрессивных мероприятий, всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств-членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией [10] |
Декларация прав ребенка (принята ООН 20.11.1959 г.) |
Право на имя и гражданство; на здоровые рост и развитие; образование и заботу; защита от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации; расовую, религиозную или какую-либо иную форму дискриминации и др. |
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (16.12.1966 года) |
Документ направлен на обеспечение населения равными и неотъемлемыми правами, ради всеобщего мира и справедливости [11] |
Конвенция ООН о правах ребенка (Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989 года (вступила в силу в сент. 1990 года)) |
Конвенция объединяет весь спектр прав человека – гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав – относящихся к детям в одном документе [12] |
Декларация о создании общеевропейского пространства высшего образования (в г. Болонье 19.06.1999 года) |
Данным документом установлено решение о введение Болонской системы образования. |
Система законодательства РФ об образовании усложняется наличием в ней не только единых общегосударственных (федеральных) нормативных правовых актов, но и актов органов субъектов РФ, а также локальных актов самих образовательных организаций. Таким образом, в России формируется четыре уровня регламентации образовательной деятельности (таблица 4).
Таблица 4 – Структура нормативного регулирования деятельности в сфере образования
Уровень управления |
Состав законодательной базы (основные НПА) |
1 |
2 |
Федеральный |
-Конституция Российской Федерации; -Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012; -"Об утверждении порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам». Приказ Минобрнауки РФ №1014 от 30.08.2013; -"Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг". Постановление Правительства РФ № 706 от 15.08.2013; -"Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно телекоммуникационной сети “Интернет” и обновления информации об образовательной организации". Постановление Правительства РФ № 582 от 10.07.2013; -"О государственной аккредитации". Постановление Правительства РФ № 1039 от 18.11.2013; -"О лицензировании образовательной деятельности". Постановление Правительства РФ № 966 от 28.10.2013; -"Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций". Постановление Главного государственного санитарного врача РФ №26 от 15.05.2013; -Трудовой Кодекс РФ; -другие федеральные законы и постановления Правительства. |
Региональный |
-Региональный закон об образовании (области, субъекта Федерации), поясняющий требования ФЗ "Об образовании" с учетом особенностей данного региона (организация приема в общеобразовательные организации, профильное обучение, платные образовательные услуги, развитие инновационной деятельности, проведение государственной итоговой аттестации, обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, дистанционное образование, поддержка одаренных детей, профилактика неблагополучия, организация питания детей, защиты прав участников образовательного процесса, государственно-общественное управление, ученическое самоуправление, отбор руководителей образовательных организаций, аттестация педагогических работников, социальные гарантии педагогам и пр.); -приказы, постановления, положения, утвержденные региональными органами управления образованием. |
Муниципальный |
НПА регламентирующие как функционирование, так и развитие образовательных организаций: (положения, распоряжения и др). В Приложении А представлен перечень муниципальных правовых актов органов местного самоуправления муниципальных районов и городского округа в сфере образования [18, с. 314]. |
Уровень образовательной организации |
-устав образовательной организации; -образовательные программы; -программа развития образовательной организации; -система локальных актов, регламентирующих деятельность по организации образовательного процесса: -органов самоуправления в образовательной организации; -административную и финансово-хозяйственную; -школьных комиссий; -учебную и внеурочную деятельность; -по обеспечению комплексной безопасности и организации условий образовательного процесса и пр. |
В рамках предоставленных им полномочий муниципальные органы местного самоуправления могут разрабатывать широкий перечень локальных нормативных правовых актов (таблица 5) – надлежащим образом утвержденный документ, который содержит обязательные для исполнения требования, адресованные определенному кругу лиц и рассчитанные на неоднократное применение [13, с.830]. Основное назначение локального нормативного акта – детализация, конкретизация, дополнение общей правовой нормы применительно к условиям образовательной организации с учетом специфики трудовых отношений, образовательного процесса и иных условий.
Таблица 5 – Характеристика локальных документов образовательной организации
Вид НПА |
Характеристика |
Постановление |
локальный нормативный или индивидуальный правовой акт, содержащий решение коллегиального органа управления образовательной организацией. Например, постановление Совета школы о сдаче в аренду закрепленного за школой имущества [13, с. 831]. |
Приказ |
локальный нормативный или индивидуальный правовой акт, издаваемый руководителем образовательной организации для решения основных и оперативных задач, стоящих перед организацией. Например, приказ о приеме на работу, приказ об утверждении правил внутреннего трудового распорядка [13, с. 832]. |
Решение |
акт, принимаемый общим собранием работников (обучающихся, их законных представителей) для реализации права на участие в управлении образовательной организацией (например, решение общего собрания об избрании представителей работников в комиссию по трудовым спорам школы) |
Положение |
документ, устанавливающий правовой статус органа управления школой, его структурного подразделения или основные правила (порядок, процедуру) реализации образовательным учреждением какого-либо процесса (например, положение о библиотеке школы, положение об оплате труда и премировании работников, положение о промежуточной аттестации и переводе обучающихся) [13, с. 832] |
Инструкция |
правовой акт, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения чего-либо. Инструкцией определяют правовой статус (права, обязанности, ответственность) работника по занимаемой должности (должностная инструкция, сленг - «функционал»), безопасные приемы работы (инструкция по безопасности для отдельных травмоопасных рабочих мест и учебных кабинетов), правила ведения делопроизводства (инструкция по делопроизводству). Для инструкции характерны императивные (повелительные, не допускающие выбора) нормативные предписания [13, с. 832] |
Правила |
локальный нормативный правовой акт, регламентирующий организационные, дисциплинарные, хозяйственные и иные специальные стороны деятельности общеобразовательной организации и ее работников, обучающихся и их законных представителей. Типичным примером этого вида локальных актов могут служить правила внутреннего трудового распорядка, правила приема детей в общеобразовательную организацию, правила поведения обучающихся, [13, с. 831] |
Таким образом, проанализировав систему нормативно-правовых актов в сфере регулирования образования, можно сделать вывод, что на сегодняшний день нормативно-правовое обеспечение образовательной деятельности в России, в целом, сформировано. Деятельность каждого образовательного учреждения все зависимости от своего статуса и функций регулируется обширным набором документов.
Список использованных источников
- Зборовский Г.Е. Образование как ресурс информационного общества // Интеграция образования. – 2017. - №3. – С. 405-420.
- Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 (в ред. от 08.06.2020) // СПС Консультант Плюс. Версия Проф.
- Дуброва А.Н. Право на образование как одно из конституционных прав человека // Молодой ученый. – 2015. - №10. – С. 909-911.
- Токарев Г.В. Образовательная деятельность в России на современном этапе // Молодой ученый. – 2018. - №10. – С. 63-65.
- О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента Российской Федерации № 204 от 07.05.2018 // СПС Консультант Плюс. Версия Проф.
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации № 1662-р от 17.11.2008 (в ред. с изменениями и дополнениями от 10.02.2017г) // СПС Консультант Плюс. Версия Проф.
- Национальная доктрина образования в Российской Федерации (до 2025 года). Постановление Правительства Российской Федерации №751 от 04.10.2000 // СПС Консультант Плюс. Версия Проф.
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием от 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС Консультант Плюс. Версия Проф.
- Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 (в ред. от 08.06.2020) // СПС Консультант Плюс. Версия Проф
- 10. Всеобщая декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 // СПС Консультант Плюс. Версия проф.
- 11. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 16.12.1966 // СПС Консультант Плюс. Версия проф.
- 12. Конвенция о правах ребенка: одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09. 1990 // СПС Консультант Плюс. Версия проф.
- 13. Рудыченко В.И. Законодательное регулирование права на образование // Педагогический вестник. – 2016. - №1. – С. 830-833.