Инновационные формы взаимодействия музыкального руководителя с родителями воспитанников
Конференция: Современные формы работы с родителями в ДОУ
Автор: Бурмагина Татьяна Андреевна
Организация: МБДОУ детский сад №5
Населенный пункт: Мурманская область, пгт. Умба
«Могучая духовная сила воспитания заложена в том, что дети учатся смотреть на мир глазами родителей. Только в совместной деятельности родители лучше узнают своих детей, становятся ближе».
В. А. Сухомлинский
Развитие детей дошкольного возраста осуществляется под влиянием, как семьи, так и детского сада. Поэтому эффективность педагогического процесса зависит от согласованных и взаимосвязанных действий родителей и всех участников педагогического процесса.
Одной из главных задач ФГОС является сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка, развитие его способностей и творческого потенциала. Это достигается использованием индивидуального подхода к детям, который должен пронизывать всю образовательную и воспитательную среду дошкольного образовательного учреждения.
Цель ДОУ - изменить позицию родителей из позиции "стороннего наблюдателя" в позицию "активного участника", решая при этом следующие задачи:
- установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
- объединение усилий для развития и воспитания детей;
- создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- активизация и обогащение воспитательных умений родителей;
- поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.
Одна из главных задач музыкального руководителя – познакомить детей с миром искусства и музыки, научить их понимать его, наслаждаться им, а также развивать музыкальные и творческие способности.
Я – музыкальный руководитель, и так же, как все педагоги нашего детского сада, стараюсь тесно сотрудничать с родителями воспитанников.
В своей работе я стараюсь находить новые формы и направления взаимодействия с семьями воспитанников, обеспечивая тем самым художественно - эстетическое развитие дошкольников.
Для улучшения качества работы, в поисках интересных методов и приемов я использую информационно – аналитические методы, такие как тестирование и анкетирование на темы:
- «Выявление у детей интереса к музыкальным занятиям»,
- «Музыкальное воспитание в жизни ребенка»,
- «Оценка работы музыкального руководителя в ДОУ» и др.
Также в своей работе я использую следующие направления:
- Познавательное направление. Главной целью в этом направлении стала цель обогащения родителей знаниями в вопросах музыкального воспитания детей дошкольного возраста.
- Проведение консультаций (очные, дистанционные)
- Создание картотек музыкальных игр
- Создание папок-передвижек
- Выступления на родительских собраниях
- Наглядно-информационное направление. Данное направление даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме. Детский сад начинается с раздевалки, очень важно, чтобы она была уютная и красивая, поэтому наши родительские уголки яркие, привлекательные.
- Музыкально-досуговое направление
- Открытые просмотры музыкальной деятельности в онлайн-группах
- Совместные праздники и развлечения
Совместное мероприятие позволяет родителям:
- устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями;
- увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях;
- укреплять детско-родительские связи;
- делиться опытом с другими родителями, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью группы.
Для прозрачности образовательного процесса использую образовательные формы работы - это организация открытых просмотров музыкальной деятельности детей, таких как «Космическое путешествие», «Детский сад – наш дом родной», а также театрализованных постановок и др.
В индивидуальных беседах знакомлю родителей с динамикой развития музыкальных способностей детей, с достижениями детей в области музыкального развития, с репертуаром, осваиваемым детьми в дошкольном образовательном учреждении.
Также в своей работе использую Интернет-ресурсы, использование социальной сети «Вконтакте».
Очень радует и то, что родители активно участвуют в совместном создании и оформлении музыкальной предметно-пространственной образовательной среды.
Результаты.
В результате использования новых форм взаимодействия с родителями наблюдается:
- повышение уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей: из «зрителей» и «наблюдателей» они становятся активными участниками музыкально-педагогического процесса, единомышленниками и помощниками педагогов в ДОУ;
- повышение внимание родителей к жизни ребенка в ДОУ;
- родители становятся более компетентны в вопросах развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста;
- обогащение опыта межличностного взаимодействия детей и родителей.
Конечно, такие формы работы с родителями требуют тщательной подготовки, поскольку необходимо определить содержание выступлений, ход встречи, оформить наглядные пособия, разработать рекомендации. Но такие встречи активизируют родителей, привлекают их к решению педагогических задач, которые осуществляет музыкальный руководитель в работе с детьми и, что очень важно, повышают личный авторитет педагога.
Список литературы:
- Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 112 с.
- Дебердеева Т. Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества/ Т. Х. Дебердеева// Инновации в образовании. — 2010. — № 3. – 79 с.
- Радынова О.П. «Дошкольный возраст: как формировать основы музыкальной культуры» // «Музыкальный руководитель»2005.-№1.- 3 с.
- Тарасова К.В. «Развитие музыкальных способностей в дошкольном детстве» // «Музыкальный руководитель» 2010.-№1.- 10 с.
- Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей / авт.-сост. Н. А. Кочетова, И. А. Желтикова, М. А. Тверетина. — Волгоград: Учитель, 2014. — 218 с
- Григорьева Н., Козлова Л. Как мы работаем с родителями // Дошкольное воспитание. 2014. № 9. С. 23 - 29.
- Михайлова-Свирская Л.В. Работа с родителями: пособие для педагогов ДОО М.: Просвещение, 2014. 128с.: ил. (Работаем по ФГОС дошкольного образования).