Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Конференция: Современные технологии в обучении детей с ОВЗ

Автор: Алферова Татьяна Вячеславовна

Организация: МБДОУ №77 «Родничок» г. Калуги

Населенный пункт: Калужская область, г. Калуга

Одним из серьёзных аспектов развития ребёнка в период дошкольного детства является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук, а именно, развитие графомоторного навыка. У дошкольников с общим недоразвитием речи (далее - ОНР), из-за особенностей когнитивного развития, формирование графомоторного навыка затруднено. Это связано с низким уровнем развития мелкой моторики, плохой координацией движений, недостаточностью пространственно-временной ориентировки и самоконтроля.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что проблема повышения эффективности коррекционно-развивающей работы формированию графомоторных навыков у дошкольников не теряет своей актуальности.

Проблема развития графомоторной деятельности детей раскрыта в работах М.М. Безруких, А.Д. Ботвинникова, Е.В. Гурьянова, В.А. Илюхиной и других. Развитие же непосредственно графомоторного навыка детей с ОНР освещено А.В. Антоновой, О.Б. Иншаковой, О.И. Крупенчук, С.Н. Лысюк, О.Н. Небыковой, Н.В. Новотворцевой и И.А. Подрезовой.

М.М. Безруких характеризует графомоторный навык как определённые привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. То есть, графомоторный навык заключается в:

- умении красиво и легко рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации, условные знаки и т. д.). Выполнять их с разной силой нажима, скоростью, темпом, ритмом, наклоном, соблюдая их правильную форму, величину и рисунок;

- лёгком и непринужденном удерживании пишущего инструмента, соблюдая необходимый угол наклона;

- устойчивом сохранении правильной позы у рисующего или пишущего ребёнка;

- выполнении графических движений с интересом, увлечённо.

Так как период дошкольного детства является сензитивным для развития мелкой моторики, то организуя различные виды деятельности в этом возрасте, систематически применяя упражнения и игры, можно достичь положительных результатов в развитии и совершенствовании графомоторных навыков у детей с ОНР.

Процесс формирования графомоторных навыков является довольно трудоёмким для ребёнка с ОНР, и своевременно проводимая коррекционно-развивающая работа будет способствовать сглаживанию дефектов. Поскольку, если не проводить данный вид работы в области графомоторной деятельности ещё в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в трудности освоения навыков письма, а именно: в небрежный неразборчивый почерк, быструю утомляемость руки, слабую фиксацию рабочей строки. Поэтому, именно в период дошкольного детства важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создавать условия для накопления ребёнком графомоторного опыта, развития навыков ручной умелости.

Опираясь на проанализированные теоретические исследования и описанный в методической литературе опыт, а также принимая во внимание состояние данной проблемы в условиях специального обучения дошкольников с ОНР, были сформулированы следующие исходные позиции для проведения коррекционно-развивающей работы.

1. Учитывать процессы, определяющие графомоторное развитие ребёнка в норме, принимая во внимание результаты ранее проведённых исследований М.М. Безруких, Е.В. Гурьянова, А.В. Запорожца, Т.С. Комаровой, А.Н. Леонтьева, В.М. Лыкова и других.

2. Подбирать материал для коррекционно-развивающей работы в соответствии с уровнем развития дошкольников с ОНР.

Правильно проведённая работа позволила:

• дать полное и точное заключение состояния графомоторных навыков обучающихся;

• подходить системно к анализу нарушений;

• выбрать эффективные пути, а также средства коррекционно-развивающей работы.

Была сформирована картотека игр, заданий и упражнений для дошкольников с ОНР, учитывающая особенности их развития. То есть, выполнение коррекционно-развивающих задач обеспечивалось благодаря концентрированному изучению материала и отбиралось с учётом этапа обучения, индивидуальных, психических возможностей детей, при этом принималась во внимание зона ближайшего развития ребёнка для обеспечения развития мыслительной деятельности и умственной активности.

Картотека игр, заданий и упражнений была разработана:

- на основе комплексно-тематического планирования;

- на основе методической литературы, содержащей игры, задания и упражнения для развития графомоторных навыков.

А также обеспечивала осуществление коррекционно-развивающего процесса в двух основных моделях, включающих:

1) совместную деятельность взрослого и детей,

2) самостоятельную деятельность детей не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Основной формой работы являлась игровая деятельность. Все коррекционно-развивающие задания и упражнения также носили игровой характер.

Основная деятельность велась по двум направлениям: коррекционно-развивающая работа с детьми, взаимодействие с родителями.

Подготовительная работа для формирования у дошкольников графомоторных навыков была начата во второй младшей группе и заключалась в укреплении руки и пальцев, чтобы сделать их послушными, ловкими, подвижными. Упражнения на начальном этапе были далеки от письменных, но приближали ребёнка к успехам. Они заключались в рисовании, лепке, аппликации, конструировании, играх с мозаикой и счётными палочками, играх и упражнениях с мячом, пальчиковых играх.

Сензитивный период для развития ручной умелости и графомоторных навыков начинается в среднем дошкольном возрасте и сложные графические навыки усваивались путём целенаправленного обучения в условиях специально организованных упражнений, заданий и игр. В результате многократных повторений способ выполнения графического действия совершенствовался, вырабатывались и автоматизировались более рациональные его способы, что позволяет считать упражнения, задания и игры основными методическими приёмами, обеспечивающими приобретение графомоторных навыков.

Для дошкольников среднего возраста использовались такие задания и упражнения как, дорисовка (превращение геометрических фигур дорисованными деталями в определённые предметы), штриховка (прямыми линиями, волнистыми линиями, круговая, с различным направлением штриха, разнообразными фигурами), игры со счётными палочками, рисование орнаментов, рисование по клеткам и точкам, игры с пуговицами, крупой и бобовыми, определение предметов на ощупь, работа с разрезными картинками, обрывная аппликация, сматывание нитки в клубок, катание массажных мячей, шнуровка, конструирование.

В старшем дошкольном возрасте работа по развитию графомоторных навыков усложнялась, расширились виды детской деятельности, добавились следующие задания и упражнения: обводка по шаблону, трафарету, по контуру и по точкам; штриховка рисунков в разных направлениях различными видами линий; письмо; игры «Клубочки», «Дорожки», «Волны»; «Дорисуй недостающий элемент», «Найди, кто спрятался», «Соедини по точкам», «Продолжи узор», «Графический диктант», «Нарисуй такую же фигуру» и др.

Используемые приёмы весьма разнообразны по содержанию. Дошкольники выполняли задания на штриховку, обведение заданных линий и контуров, проведение линий разной конфигурации, выполнение изображения в цвете, воспроизведение графических узоров по клеточкам, самостоятельное создание разных вариантов декоративных композиций по точкам и палочкам с учётом принципов ритма, симметрии, написание отдельных элементов знаков. Активно применялись упражнения «Узор из точек», «Домино», «Точки-крестики», «Забор», «Флажок», «Цветы», «Карандаши», «Соедини пары», «Следы», «Дорисуй», «Молния», «Домик», «Орнамент», «Хоровод», «Бордюр», «Забавные квадраты», «Конфеты», «Кастрюли», «Мышки», «Вишенки», «Гирлянда», «Цветы», «Нанесите штриховку», «Неваляшка», «Снеговики», «Светофор», «Пирамидки», «Ёлочки», «Укрась узором» и т. д. Выполнение подобных заданий и упражнений позволило детям к тому же научиться точному следованию инструкции, сформировать умение работать самостоятельно. Использование изобразительных материалов носило вариативный характер. На первых этапах работы воспитанникам предлагались фломастеры, оставляющие чёткий след и не вызывающие напряжения руки. Цветные карандаши позволяли выполнять изображения в цвете. Сочетание в работе цветных карандашей и фломастеров формировало опыт работы с различными материалами, позволяло учитывать их изобразительные особенности, закрепляло навык регуляции силы нажима.

Во взаимодействии с родителями целью являлось установление партнерских отношений, объединения усилий в процессе формирования и развитие у детей графомоторных навыков.

Участие родителей в коррекционно-развивающем процессе усиливало его эффективность и позволило добиться более высокого уровня развития графомоторных навыков у детей с ОНР.

Применялись следующие формы и методы работы с родителями:

- печатные консультации, памятки;

- консультирование и беседы;

- практикумы;

- методическая подборка для родителей (включающая подбор книг, материалов консультаций, специальных памяток, подборку с упражнениями пальчиковых гимнастик, дидактические игры для развития мелкой моторики. Родители могли взять любой материал домой во временное пользование).

Результаты проведённой работы видны в проявлении интереса детей к различным видам деятельности. Описанный выше опыт коррекционно-развивающей работы по формированию и развитию графомоторных навыков у детей дошкольного возраста возможно применять в практике дошкольного образования для детей с ОНР.

В месте с тем, необходимо продолжать изучение и подбор различных методик по развитию графомоторных навыков, знакомиться с опытом коллег. Также необходимо совершенствовать предметно-пространственно-развивающую среду группы, пополнить картотеку игр, заданий и упражнений, проанализировать возможность применения нетрадиционных способов рисования и аппликации для развития мелкой моторики и графомоторных навыков у дошкольников с ОНР.

И так, графомоторные навыки ребёнка формируются в онтогенезе постепенно. Их развитие представляет собой довольно сложный физиологический, психологический и педагогический процесс. И поэтому очень важно помогать ребёнку в развитии графомоторной деятельности, для того чтобы этот процесс был более успешным и интересным.

Графические достижения дошкольников с точки зрения взрослого выглядят достаточно скромными, но для самого ребёнка они имеют большое образовательное и воспитательное значение, что позволяет прийти к основному выводу: учитывая большое воспитательное значение дошкольных графических занятий, необходимо отнестись к ним с особым вниманием и обеспечить все возможности для их осуществления.

Задача педагога состоит в том, чтобы развить графомоторные навыки с помощью разнообразных методов и приёмов обучения, создать условия для накопления ребёнком двигательного и практического опыта.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа в области графомоторных навыков может вестись различными способами. Но самое главное, чтобы она стала важнейшей и неотъемлемой задачей дошкольного воспитания обучающихся с ОНР.

 

Литература

1.Авсюкевич, Н.И. Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ТНР // Н.И. Авсюкевич, И.А. Башкатова. – Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. - №3 (09). – С. 46-49.

2.Антонова, А.В. Развитие графических навыков у детей с общим недоразвитием речи / А.В. Антонова. – М.: Изд. Науч.-метод. Центра Юго-Вост. окр. упр. Москвы ком. обр. – 1997. – 55 с.

3.Безруких, М.М. Ступеньки к школе / М.М. Безруких. – М.: Дрофа – 2011. – 64 с.

4.Богданович, М. Подготовка к обучению письму / М. Богданович. – М.: Владос. – 2011. – 168 с.

5.Большакова, С.Е. Формирование мелкой моторики руки / С.Е. Большакова. – М.: ТЦ Сфера. – 2008. – 64 с.

6.Галкина, Г.Г. Пальцы помогают говорить / Г.Г. Галкина, Т.И. Дубровина. – М.: Издательство ГНОМ. – 2015. – 40 с.

7.Игнатьева, Л.В. Подружись с карандашами / Л.В. Игнатьева. – М.: Ювента. – 2015. – 24 с.

8.Игнатьева, Л.В. Послушные карандаши / Л.В. Игнатьева. – М.: Ювента. – 2013. – 48 с.

9.Иншакова, О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет / О.Б. Иншакова. – М.: ВЛАДОС. – 2003. – 112 с.

10.Крупенчук, О.И. Система работы по развитию мелкой моторики у детей с речевой патологией // Дошкольная педагогика: Петербургский научно-методический журнал для педагогов и родителей. – 2005. – № 6. – С. 36-41.

11.Нищева, Н.В. Современная система коррекционной работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи / Н.В. Нищева. – СПб.: Детство-Пресс. – 2016. –424 с.

12.Новотворцева, Н.В. Обучение письму в детском саду / Н.В. Новотворцева. – Ярославль: ООО «Академия развития». – 2012. – 160 с.

13.Развитие графических навыков у детей 3-4 лет / сост. И.В. Козлова. – М.: Школьная книга. – 2015. – 40 с.

14.Тренировочные задания по подготовке к письму / сост. И.В. Козлова. – М.: Школьная книга. – 2016. – 48 с.

15.Подрезова, И. А. Школа умелого карандаша / И.А. Подрезова. –М.: Издательство ГНОМ, - 2013. – 120 с.

16.Формирование моторно-двигательных умений посредством штрихографии у детей с ОВЗ 5-6 лет: программа, планирование, конспекты занятий / авт. – сост. О.Н. Небыкова. – Волгоград: Учитель. – 207 с.

 

Опубликовано: 15.12.2021