Основные направления работы по патриотическому воспитанию дошкольников

Конференция: Современные подходы к реализации ФГОС ДО

Автор: Бетехтина Оксана Васильевна

Организация: МБДОУ «Детский сад №43»

Населенный пункт: Республика Коми, г. Сыктывкар

Актуальность:

Основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становление и развитие. Тот дух, который царит в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребенка, оказывается определяющем в формировании внутреннего мира ребенка. Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является приобщение ребенка к культуре своего народа, поскольку раскрытие личности в ребенке полностью возможно только через включение его в культуру собственного народа. Приобщение детей к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Для маленького ребенка Родина начинается с родного дома, улицы, на которой живет он и его семья, в семье начинает «расти» будущий гражданин своей страны. «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается
с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». Д. С. Лихачёв

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей – одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения, важным условием которой является тесная взаимосвязь детского сада с родителями, семьей, как ячейкой общества и хранительницей национальных традиций.

 

Развивающая предметно-пространственная среда, направленная на развитие патриотического воспитания в младшем дошкольном возрасте.

Цель работы в младшем дошкольном возрасте — ознакомление детей с ближайшим окружением. Поэтому в уголке можно разместить, следующий материал по патриотическому воспитанию:

1. Взрослые люди, семья, дом, в котором ты живёшь (Альбомы «Моя семья», «Наша группа», «Наш детский сад», «Профессии», Д/игра «Профессии», Лото «Мой дом»);

2. Материал для знакомства детей с малой родиной (макеты своего дома (квартиры);

3. Материалы по приобщению детей к истокам русской народной культуры (матрёшки, куклы-закрутки, предметы народного декоративно – прикладного искусства (керамическая утварь, изделия из соломы, бересты), куклы мальчик и девочка в национальном костюме; предметы декоративно-прикладного искусства (вышитые скатерти, полотенца);

4. Художественная литература по фольклору и декоративно – прикладного искусства (потешки, прибаутки, сказки, иллюстрации к русским народным сказкам, иллюстрации с изображением природы по временам года, животных наших лесов, растительный мир; альбомы или иллюстрации с изображением народных и государственных праздников).

Формы работы: досуги, проведение патриотических и спортивных праздников, занятия, выставки детских работ, театрализованные представления, участие в конкурсах, экскурсии, детские проекты. Помимо специально организованных занятий, бесед, целевых прогулок большая роль в реализации данных блоков отводится совместной деятельности взрослых с детьми. Используются дидактические, подвижные, настольные, сюжетно-ролевые игры с детьми, которые помогают формировать соответствующие знания и навыки.

Мероприятия образовательной деятельности: Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, способствующие развитию патриотических чувств: Тематический досуг ко Дню матери, Новогодний утренник, День защитников Отечества, Масленица, День Победы, День защиты детей. Чтобы достичь поставленных целей, необходимо организовать работу по патриотическому воспитанию, создавая для детей теплую, уютную атмосферу, стараясь, чтобы каждый день ребенка в детском саду был наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родной семье, родному детскому саду, родной улице, начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

Сотрудничество с родителями по патриотическому воспитанию детей.

Работа с семьей – важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач:

– установление единства в воспитании детей;

– педагогическое просвещение родителей;

– изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;

– ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.

Привлекать родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Необходимо широко применять как групповые, так и индивидуальные формы работы с родителями:

– беседы;

– консультации: «Воспитание самостоятельности и ответственности», «Как воспитать маленького гражданина»;

– совместные конкурсы: «Дары Осени», «Мой гербарий», поделки из природного материала, поделки из овощей, сезонные выставки совместных работ «Новогодние игрушки»;

– совместные работы детей и родителей на темы: «Моя семья», «Спортивная семья», «Как я провел лето». Оформляется фотоальбом, к которому ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику. Это может получить подкрепление в виде семейной проектной деятельности на тему «Я и вся моя семья». Данный детско-родительский проект относится к долгосрочным и включает в себя: «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Герб семьи», «Девиз семьи», обычаи и традиции семьи. Основной целью является воспитание любви к своим родным, семье;

– досуги, праздники: «День матери», «День Отца», «Папа, мама, я – дружная семья», «Веселые старты»;

– поручения родителям.

Необходимо отметить, что в настоящее время у людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:

– корни каждого – в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края и страны;

– семья – ячейка общества, хранительница национальных традиций;

– счастье семьи – счастье и благополучие народа, общества, государства.

У каждой семьи своя собственная история, но она тесно переплетается с историей всей страны. Ведь семья – частица народа! Зная историю своей семьи, можно лучше узнать историю своего народа. Задача воспитателя прививать детям мысль, что семья – это где живут в согласии. Каждый и старый и малый – ощущает любовь и поддержку всех остальных членов семьи, испытывает чувство защищенности, не стесняется открыто проявлять свои чувства, высказывать желание и уверен, что его поймут.

Самые близкие люди – его родители. И для родителей дети – смысл и радость всей жизни! «Родительское сердце – в детках», «Дети не в тягость, а в радость» – так говорится в мудрых пословицах. Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи. Когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи. (Знают ли они, за что их прадедушка и прабабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.). В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо прививать детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому. Что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названии городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники. Осознание ребенком своей роли в семье и понимание связи с близкими людьми, принадлежности к своему роду, знание родословной помогает познанию ребенком самого себя. Такое осознание способствует развитию эмоциональной устойчивости личности, воспитанию уверенности в себе, чувства собственного достоинства. Поэтому успешно решить задачи воспитания у дошкольников гордости за свою семью, развития представлений об индивидуальном своеобразии семей, воспитания культуры поведения возможно только при взаимодействии детского сада и семьи.

 

Источники:

  1. Журнал «Молодой учёный» . № 7 (42) . Июль, 2012 г.
  2. https://урок.рф/presentation/17917.html

 

 

 

Опубликовано: 30.10.2022