Использование современных технологий в коррекционно-развивающей работе по развитию познавательно-речевой активности у детей с задержкой психического развития (ЗПР)

Конференция: Современные технологии в обучении детей с ОВЗ

Автор: Филиппова Мария Валерьевна

Организация: МБДОУ детский сад №5

Населенный пункт: Мурманская область, пгт. Умба

В настоящее время постоянно растет количество детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. Особое место среди этих детей занимают дети с задержкой психического развития (далее – ЗПР).

Обучение и воспитание ребенка с ЗПР осуществляются мною с учетом возрастных психофизиологических особенностей в условиях организованного педагогического воздействия, которое на современном этапе предполагает использование современных педагогических технологий.

Здоровьесберегающие технологии

Моя задача состоит в такой организации коррекционно-развивающего процесса, когда необходимо сформировать основы здорового образа жизни у дошкольников, а также осознанно реализовать элементарные правила сохранения здоровья.

Чтобы достичь целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте на своих занятиях я использую: пальчиковую гимнастику, самомассаж, артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику, зрительную гимнастику, физкультминутки.

Для создания позитивного психологического настроя в начале занятия я использую фразы:

- «Улыбнитесь!»

- «Как вы себя чувствуете?»

- «У вас хорошее настроение?»

- «Я рада вас видеть!»

Занятия провожу в режиме смены динамических поз. Часть занятия дети проводят стоя: они могут слушать, рассматривать удаленные предметы. Часть занятия дети проводят сидя. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка. Дети в начале занятия могут стоять не более 3-5 минут. В это время проходит организационный момент и мы играем в игры с мячом, например – «Один много», «Скажи ласково», «Повтори».

 

Пальчиковая гимнастика

Пальчиковые игры сами по себе обеспечивают здоровье наших детей, поскольку они воздействуют на кожные покровы кистей рук, где есть множество точек, связанных с определенными органами.

Проводится они согласно лексической теме недели. Провожу пальчиковую гимнастику в виде движений пальцев рук в сочетании их с речью. Это служит развитию не только мелкой моторики, но и развитию речи, развитию речевого слуха. Эта деятельность вызывает интерес у детей, эмоциональный настрой.

Также использую различные упражнения на развитие мелкой моторики: графические диктанты, обводка шаблонов и штриховка изображений, работа в тетрадях и др.

Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка.

 

Самомассаж кистей, пальцев и ладоней рук

 

Самомассаж использую 2-3 раза в день. Показываю приёмы самомассажа не только детям, но и обучаю их родителей. Лучше сопровождать все движения короткими стихотворениями.

 

Артикуляционная гимнастика

Использую ежедневно на индивидуальных занятиях и иногда на фронтальных. Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребёнка к правильному произнесению нужных звуков.

Дыхательная гимнастика

Также в занятия включаю упражнения с использованием различных игровых материалов: сдувание ватных шариков, снежинок и бумажных бабочек, задувание свечи, дутье во всевозможные дудки, надувание мыльных пузырей, дутье на вертушки, упражнение «Буря в стакане» и многое другое.

Зрительная гимнастика

Зрительную гимнастику провожу после просмотра презентаций, видеоматериала. С целью недопущения переутомления глаз.

Физкультминутка

Стараюсь проводить физкультминутки при первых признаках утомления, в середине занятия. Комплексы физминуток подбираю согласно лексической теме недели. Они направлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.

Таким образом, правильно организованные коррекционно-развивающие занятия учителя-дефектолога с детьми с ЗПР с применением здоровьесберегающих технологий позволяет сохранить уровень их здоровья и повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса.

Игровые технологии

Детям с ЗПР свойственна низкая познавательная активность, так как у них слабо формируются или формируются с опозданием все познавательные процессы.

Развить познавательную активность детей с ЗПР возможно только в том случае, когда заинтересован сам ребенок. А заинтересовать его можно только через игру, так как именно игра является ведущим видом деятельности.

На фронтальных занятиях я использую элементы игровых технологий в виде дидактических игр.

На занятиях по формированию элементарных математических представлений использую следующие дидактические игры.

Игра «Лесенка цифр» незаменима на занятиях по развитию элементарных математических представлений. С помощью неё ребенок зрительно видит соотношение цифр и состав числа, находит последующие, предыдущие числа, пропущенное число. Детям трудно понять — почему 2 меньше, чем 5, а 3 больше, чем 1, просто цифры им не о чем не говорят. На «Лесенке цифр» это наглядно видно, ведь полоска с цифрой 2 короче, чем полоска с цифрой 5, а значит она меньше. С помощью этой игры можно учить прямой и обратный счет от 1 до 10.

С целью совершенствования навыка счетной деятельности детей предлагаю считать звуки (удары бубна, молоточка и т.д.), движения, предметы на ощупь, использую дидактические игры и упражнения «Считай дальше с любого числа».

Иногда я использую только игровые элементы. Для этого я беру героя, которому дети помогают в течение занятия. Таким образом, интерес детей растет, им не скучно, нет переутомления.

На индивидуальных занятия использую следующие игры:

– «Умные клеточки» – развивают зрительное восприятие, внимание, память, мелкую моторику рук, фантазию. Учат ориентироваться на листе бумаги в клетку;

– головоломки с палочками;

– игры «Сложи узор», «Собери квадрат», «Лабиринты»;

– «Числовая гусеница»;

– игровые задания: «Цифры по порядку», «Прямой счет», «Обратный счет», «Какая цифра пропущена?», «Выложи гусеницу только зеленого (желтого, белого и т. д. цвета).

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что усвоение знаний происходит намного проще и эффективнее при использовании игровых технологий в образовательном процессе. Дети гораздо меньше устают на занятии, более сближаются с педагогом, больше ему доверяют. После занятий, которые вызывают у них положительные эмоции (а именно этого мы добиваемся) они чувствуют себя более уверенно.

Информационно-коммуникативные технологии

Информационный компонент играет важную роль в структуре основных компетенций личности современного дошкольника, что обусловлено реалиями жизни. Современная жизнь дошкольника, мир электронных игрушек, социальная среда, полная средств массовой информации и носителей – все это обновляет информационный опыт детей. Информационная компетентность дошкольника – это основы, элементы знаний, умений и ценностного отношения к информации и информационным процессам, позволяющие включить ребенка в доступные ему виды информационной деятельности: познавательной, игровой и т.д.

Информационно-коммуникативные технологии (далее – ИКТ) целесообразно применять в работе с детьми старшего дошкольного возраста в связи с тем, что особенностью ИКТ является работа с образами предметов, и это соответствует физиологически обусловленному переходу старших дошкольников от наглядно-предметного мышления к наглядно-образному.

Первым компьютеризированным продуктом, с которым знакомятся дошкольники, является игра, в которой дети работают в основном с символами и знаками, что положительно сказывается на развитии их интеллекта.

Играя в компьютерные игры, ребенок учится планировать, выстраивает логику конкретных событий, развивает способность предвидеть исход действий, начинает думать, прежде чем делать это (что является важным моментом в подготовке детей к школе). Компьютерные игры структурированы таким образом, что ребенку может быть дано не одно понятие или конкретная учебная ситуация, а обобщенное представление обо всех таких предметах или ситуациях. Таким образом, у него формируются такие важные операции мышления, как обобщение, классификация.

Учитывая особенности развития детей с особыми образовательными потребностями, я также использую информационно-коммуникативные технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

Предлагаю детям презентации по изучаемым темам. Если на занятии нужен качественный и красочный демонстрационный материал, в этом случае ИКТ выступают в качестве наглядного пособия. Использование в презентациях цветной графики, звукового сопровождения, позволяет создать реальный предмет или явление. Дети с ЗПР лучше запоминают предложенный материал в виде презентации, развивающих видеофильмов, мультфильмов и хорошо сосредотачивают своё внимание на нем.

По результатам использования игровых приемов ИКТ на занятиях выявлены положительные аспекты когнитивного развития детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, детям стало интереснее воспринимать материал. Кроме того, положительная динамика наблюдается у детей в развитии основных психических функций (память, внимание, мышление, восприятие, воображение).

В своей работе применяю и использую с детьми технологию проектной деятельности.

Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Виды проектов:

1. Исследовательско-творческие проекты: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде драматизации, детского дизайна («Как Луковичка друзей искала», «Овощи и фрукты – полезные продукты», «В гостях у сказки», «Как найти букву?»)

2.. Информационно-практико-ориентированные проекты: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы («Пожарная безопасность», «Край родной, навек любимый», «Моя семья», «День Победы» и другие).

Технология исследовательской деятельности

Целью исследовательской деятельности в детском саду является формирование основных базовых компетенций детей дошкольного возраста, способность к исследовательскому типу мышления.

Чтобы дети были заинтересованы в исследовательской деятельности, необходимо выбрать содержание, доступное их пониманию, создать проблемные ситуации, решая которые ребенок будет открывать для себя что-то новое.

Для исследовательской деятельности можно использовать те виды исследований, которые доступны и интересны для детей старшего дошкольного возраста:

1. Опыты (экспериментирование) - усвоение причинно-следственных связей и отношений.

2. Коллекционирование (классификационная работы) – освоение родовидовых отношений.

3. Путешествие по карте – освоение пространственных схем и взаимосвязей (представлений о пространстве мира).

4. Путешествие по «реке времени» – освоение временных отношений (понятие исторического времени – от прошлого к настоящему).

Эти современные технологии ориентированы на развитие деятельности ребенка и формируют навыки взаимодействия, представления и прогнозирования собственной ситуации, достижения результатов, овладения социальными навыками и поведением. И все эти качества лежат в основе подготовки детей дошкольного возраста к условиям современной жизни.

 

Используемая литература:

1. Гаргуша Ю.Ф. Черлина Н.А. Новые информационные технологии в логопедической работе // Логопед. – 2004. – № 2.

2. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Технологии, укрепляющие здоровье, в системе обучения коррекционно-развивающих специальных дошкольных учреждений // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. – № 2.

3. Екжанова Е.А. Задержка психического развития у детей и пути ее психологопедагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2002. – № 1.

4. Зак А. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. – М., 1996.

5. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. В.И. Лубовского. – Ярославль.: Академия развития, 2014.

6. Фатихова Л.Ф. Компьютерные технологии в психолого-педагогической коррекции детей // Логопед. – 2014. – № 2.

Опубликовано: 27.12.2022