Фестиваль профессий как инновационная форма экологического просвещения дошкольников

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Борисова Наталья Ивановна

Организация: МАДОУ «ЦРР-детский сад №11»

Населенный пункт: Пермский край, г.Кунгур

Автор: Мальгина Ольга Вячеславовна

Организация: МАДОУ «ЦРР-детский сад №11»

Населенный пункт: Пермский край, г.Кунгур

Под экологией в современном обществе понимают, как учение о доме. Она изучает взаимодействия живых организмов между собой с их средой обитания и воздействия человека на природную среду. На текущем этапе, вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли во всемирную экологическую катастрофу. Актуальность проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой связана с вопросом ответственного отношения к природе, к людям, которые живут рядом с нами, к будущим поколениям, которым надо оставить планету пригодной для полноценной жизни.

Знакомить детей с основами экологического воспитания нужно уже в дошкольном возрасте, так как полученные ими знания, умения будут использоваться на протяжении всей жизни. Происходит это только при одном условии, если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Экологическое воспитание - это процесс непрерывного, систематического и целенаправленного формирования у подрастающего поколения сознательного и бережного отношения к природе, морально-этических норм поведения в окружающей среде.

Стандарт дошкольного образования требует использования в экологическом образовании инновационных методов и форм, обеспечивающих в образовательной деятельности постепенное нарастание активности, самостоятельности и творчества детей и родителей.

Одной из инновационных форм экологического просвещения дошкольников может стать Фестиваль профессий под названием «Лента экологических профессий» (далее - Фестиваль), направленный на знакомство детей с профессиями, связанными с экологией, который может проходить в детском саду в течение недели.

На этапе подготовки к Фестивалю определятся уровень сформированности представлений дошкольников о мире труда и профессиях экологического характера. В качестве методов диагностики могут быть использованы: наблюдение, методика неоконченных предложений, анализ продуктов трудовой деятельности.

Открытие мероприятия начинается с объявления темы Фестиваля «Лента экологических профессий» в формате информационного дайджеста «Фестиваль профессий в детском саду» (знакомство родителей с программой Фестиваля), музыкального плейлиста «Профессии в музыке», групповых флаеров, а также с запуска экспресс-опроса по выявлению отношения родителей к вопросу ранней профориентации дошкольников, включающего вопросы: С какого возраста необходимо начинать раннюю профориентацию дошкольников? Какие профессии считаете наиболее востребованными на современном рынке труда? В каких сферах профессиональной деятельности хотели бы видеть своего ребёнка в будущем?

Как показывает практика, востребованными профессиями, по мнению родителей, являются профессии IT-специалиста, врача, инженера, проектировщика, представителя МЧС. Больше всего родители хотели бы видеть своего ребенка в сфере здравоохранения, технической сфере, в том числе технической безопасности и IT- технологий. Профессии, связанные с экологией, не заслуженно уходят на второй план. Поэтому экологический фестиваль позволит обратить внимание детей и родителей не только на вопросы экологии в современном мире, но и на знакомство с профессиями экологической направленности.

Примерные названия и содержание тематических дней в рамках Фестиваля профессий.

1 день (понедельник) - торжественное открытие Фестиваля (тематические выставки, «музыкальные зарисовки», театрализация).

2 день (вторник) — «Погружаемся в профессии» (получение информации детьми и родителями о конкретной профессии через следующие формы работы: серия дидактических и интерактивных игр, оформление тематических альбомов для детей и родителей, информационных каталогов, в том числе и о том, как «Как рассказать дошкольнику о своей работе и о людях разных профессий?», познавательные минутки, видеоэкскурсы, просмотр познавательных мультфильмов, видеогостиные, игровые сеансы, виртуальные экскурсии, интерактивные квесты и т.д.);

3 день (четверг) — «Профессиональные пробы» (познавательные часы, мини-лаборатории, культурные практики, профи-мастерские, сюжетно-ролевые игры, «Встречи с интересным человеком», в том числе «Виртуальное гостевание»);

4 день (пятница) — «Творческий ПРОФИ-тур» (креатив-лаборатории, творческие мастерские, ПРОФИ-театр «Добрая сказка-детям подсказка», оформление мини-музеев).

Фестиваль включает в себя три направления, направленные как на решение задач ранней профориентации дошкольников, так и на экологическое просвещение детей и родителей:

1.Мотивационно-диагностическое направление. Ориентирован на формирование представлений о разнообразии экологических профессий, их назначении.

Перечень экологических профессий, с которыми можно познакомить дошкольников в рамках Фестиваля профессий: эколог, гидроэколог, агроэколог, биоэколог, лесник, ветеринар, садовод, овощевод.

2.Профессиональные пробы. Получение профессионального опыта путем создания специальной ситуации с параллельным раскрытием творческого потенциала.

Профессиональные пробы в рамках Фестиваля могут включать в себя: знакомство детей с профессией, например, овощевода, орудиями и результатами его труда, значением для жизнедеятельности человека.

Уточнить знания детей о содержании труда овощевода можно через организацию деятельности эко-лаборатории, оборудованной на подоконнике группы. Дети рассматривают смена, сравнивают по размеру, предполагают, какому овощу принадлежит семечко, играют в дидактические игры «Чье семечко?», «Вершки и корешки», «Что сначала, что потом», «Что нужно растениям?», «Фабрика питания», «Сад и огород: где что растет?», «Витаминки на грядке и на дереве, «Осенняя ярмарка», подвижные игры: «Бабка сеяла горох», «Кабачок», «Огород у нас в порядке», «Огородник», «Горелки», «Яблонька», участвуют в опытах-экспериментах: «Солнце-лучок», «Вода-лучок», «Человек-лучок».

После чего дети под руководством педагога сажают зелень и корнеплоды. Дальнейшая деятельность в эко-лаборатории будет направлена на ежедневное наблюдение за тем, как всходит то или иное растение, на какой день проросли всходы, что надо делать, чтобы рассада была крепкая, зелёная, ведут сравнительные эксперименты по росту растений в разных условиях. Свои наблюдения дети отмечают в календарях наблюдений «От семени к ростку». Параллельно могут быть организованы экскурсия в огуречную теплицу садового хозяйства, просмотр презентаций и познавательных фильмов «Моя профессия - овощевод», организация сюжетно-ролевых игр: «Тепличное хозяйство», «Овощевод», «Флорист», «Магазин «Все для сада и огорода», «Тракторная мастерская», креатив-лаборатория по разработке дизайн – проекта «Грядка мечты».

В процессе знакомства с профессией лаборанта-химика, дети в формате экологического часа по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Лаборатория чистой воды» могут познакомиться с тем, чем занимаются люди данной профессии, где они работают, какие необходимы инструменты, оборудование для их работы.

Также можно уточнить знания детей о свойствах воды, ее значении в жизни человека, в природе, познакомить со способами очистки воды при помощи различных материалов: промышленная очистка воды, очистка воды в домашних условиях, обучить навыкам проведения лабораторных опытов, соблюдая необходимые меры безопасности, отработать навык создания интеллект-карты «Вода-главное богатство планеты». А также организовать виртуальное гостевание «Как очищается вода на городском предприятии «Водоканал».

3. Творческое направление. Как сказал О.А. Сиваченко, руководитель детского экологического театра «Несмотря ни на что»: «Одним из самых эффективных путей формирования экологического сознания является детский экологический театр – соединение экологического образования с творчеством и экологическое воспитание по обе стороны рампы – и для самих юных актеров и для почтеннейшей публики». Детям можно предложить разыграть сказку «Лесная сказка» о леснике-человеке, который заботится о лесе и его обитателях. По ходу представления вспомнить о правилах, которые необходимо соблюдать в лесу.

Дошкольники с удовольствием перевоплощаются в полюбившиеся образы. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, дети в большинстве случаев хотят подражать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослых достойных поступков создаѐт у них ощущение удовлетворения, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением.

В холле детского сада в рамках Фестиваля можно разместить выставку «Экологические профессии». Экспозиции творческих работ, выполненных совместно детьми и их родителями, педагогами, станут не только украшением детского сада, но и положительно работают на раннюю профориентацию дошкольников.

Итогами Фестиваля могут служить следующие изменения:

  • Дети проявляют уважение, любознательность и интерес к деятельности людей, которые заботятся о природе.
  • Применяют полученные знания в самостоятельной игровой и продуктивной деятельности.
  • У детей сформировалось гуманно-ценностное отношение ко всему живому в окружающей среде.
  • Дети знают, как человек может навредить природе и имеют представления, как можно помочь ей.
  • Проявляют эмоциональную отзывчивость, стремление к участию в решении проблемы, желание помочь.
  • Умеют анализировать, делают выводы, имеют свое мнение.
  • Владеют знаниями о правилах поведения в природе, применяют их, отмечают нарушение правил поведения в живой природе.
  • Пополнилась развивающая предметно-пространственная среда по теме «Экологические профессии»: дидактические и интерактивные игры и пособия, оснащение уголков для сюжетно-ролевой игры, театрализации, центра природы, тематические альбомы, подборка аудио-видео материалов, познавательные презентации и виртуальные экскурсии.
  • У родителей появился интерес к образовательному процессу, развитию творчества, знаний и умений у детей, желание общаться с педагогом, участвовать в жизни группы.

Данная деятельность закладывает у детей основу отзывчивого, гуманно-ценностного отношения к окружающему миру и живой природе. Опираясь на данный опыт и полученный результат, можно утверждать, что знакомить детей с экологией, экологическими проблемами современности - это новая реальность, которая несет в себе колоссальные возможности для развития современных дошкольников. Дети с интересом осваивают новые знания, умения. Они готовы приобретать те умения, которые используют в своей профессиональной деятельности люди, связавшие свою жизнь с экологией.

Сотрудничество с семьями детей по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Литература:

  1. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашов - Балашов: Изд-во «Николаев», 2004.
  2. Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
  3. Мотыгуллина, Г. Создание экологической развивающей среды // Дошкольное воспитание. – 2012. - № 6. – С. 28-31.
  4. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В. Потапова - М.: ТЦ Сфера, 2008. Шорыгина Т.А. Профессии, какие они? / Т.А. Шорыгина, Издательство ГНОМ и Д, 2011.
  5. Потапова Т.В. Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет / Т.В,Потапова.-М.: ТЦ Сфера, 2008.- 64с.
  6. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях: информационно-методические материалы, экологизация развивающей среды детского сада, разработки занятий по разделу «Мир природы», утренники, викторины, игры.- 2-е изд., стереотип. / авт.-сост. О.Ф. Горбатенко. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286с.
  7. Экологические стихи и сказки клубов друзей WWF. / Сост. Е. Кузнецова. - Москва: Всемирный фонд дикой природы, 2006. - 104 с.

 

 

Опубликовано: 27.06.2023