Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творчества с детьми раннего возраста

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Ануфриева Ольга Эдуардовна

Организация: МБДОУ № 13

Населенный пункт: Нижегородская область, п. Юганец

Цель: Развитие у детей художественно – творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования. Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве; формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками; развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Задачи:

Формировать умение выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.

Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования.

Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение.

Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.

Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.

Развивать творчество, фантазию.

Активизировать детей при выборе тематики.

Способствовать чувству сопереживать настроению, переданному в рисунке.

 

Предполагаемый результат: сформировать умение детей самостоятельно решать творческие задачи, выбирать материал и технику для работы.

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:

  1. Изучение методической литературы и интернет ресурсов по теме,
  2. Посещение НОД у воспитателей своего ДОУ,
  3. Посещение педсоветов, семинаров,
  4. Самоанализ и самооценка НОД в своей группе,
  5. Проведение открытых мероприятий.

Методы и приёмы обучения:

  • Создание игровой ситуации.
  • Показ воспитателя.
  • Использование движения руки.
  • Проговаривание последовательности работы.
  • Педагогическая диагностика.
  • Использование фольклора и игры.

 

Методические рекомендации

Организуя образовательную деятельность детей по знакомству с нетрадиционными техниками, важно помнить, что для успешного овладения детьми умениями и навыками необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их желания и интересы. С возрастом ребёнка расширяется содержание, усложняются элементы, выделяются новые средства выразительности.

Формы проведения

С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:

  • рисование пальчиками;
  • оттиск печатками из картофеля;
  • рисование ладошками;
  • тычками жесткой полусухой кистью;
  • печать поролоном;
  • печать пробками;
  • рисование ватными палочками;
  • рисование мятой бумагой.

Итог работы: выставка детских поделок в нетрадиционных техниках.

Форма отчета по проделанной работе: сообщение на педсовете, презентация по теме.

 

Актуальность

 Ранний возраст - период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.

Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя незнакомый окружающий мир. Чем разнообразнее детские занятия, тем успешнее идет их развитие, реализуются потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Изобразительная деятельность приносит много радости маленькому человеку, потребность в рисовании заложен на генетическом уровне, копируя окружающий мир, они изучают его. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.

Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых детям предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.

Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Интерес к изобразительной деятельности детей обусловлива­ется его важностью для развития личности ребенка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а все более увеличивается.

Формирование психических процессов и основных видов дея­тельности взаимосвязано. Восприятие, воображение, память, вни­мание ребенка, развиваясь в играх и на занятиях, проявляются по-разному, в зависимости от организации его деятельности, зависящей от приемов и средств воспитания и обучения, соответствующих возрасту ребенка.

Изобразительная деятельность ока­зывает непосредственное влияние на развитие сенсорных процес­сов, образного мышления, воображения, а дошкольный возраст является благоприятным для их развития, и наибольшие возмож­ности открывает именно изобразительная деятельность. Сенсор­ное воспитание является основой умственного воспитания, обес­печивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка. Сен­сорное воспитание - это целенаправленное развитие ощущений и восприятий, с которых и начинается познание окружающего мира. Цель сенсорного воспитания - формирование у детей рацио­нального чувственного познания окружающего мира на основе усвоения сенсорных эталонов.

Влияние детского творчества на общение развитие ребенка.

Развитие речи

Занятия рисованием, аппликацией, лепкой, конструированием одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе обыгрывания сюжета и выполнения практических действий ведется непрерывный разговор с детьми, взрослый эмоционально комментирует происходящее на занятии. Игровая организация  детей повышает их речевую активность, вызывает речевое подражание. Можно говорить о том, что эти занятия стимулируют развитие коммуникативной функции речи, способствуют расширению активного и пассивного словаря детей.

На каждом занятии с ребенком необходимо вести беседу. В зависимости от возраста ребенка диалог с должен строиться с учетом его интересов, возросших возможностей, конкретной ситуации.

Ознакомление с окружающим миром

Для занятий подбираются сюжеты, близкие опыту детей раннего возраста. Они помогают систематизировать уже имеющиеся у них представления об окружающем мире, расширить их, применить первые варианты обобщения. Сюжеты занятий я  обыгрываю с помощью игрушек.

Занятия позволяют дать детям знания о цвете, величине, форме, количестве предметов и их пространственном расположении, а также знания о природе и человеке.

Развитие фантазии и творчества

Занятия предполагают совместную работу взрослого и ребенка. Для того чтобы заинтересовать малышей, надо обыграть ситуацию и эмоционально прокомментировать сюжет. В начале обучения необходимо показать способы и приемы работы в разных видах деятельности. После того как сформируются основные навыки работы, у детей появляется больше возможностей для самостоятельной деятельности: предоставьте им определенную свободу при изготовлении поделок, рисунков, построек,  дайте возможность придумать собственные сюжеты и различные способы их воплощения. Такой подход позволяет развивать воображение детей, их креативность (творческое начало личности).

Социальное развитие

Нередко предлагаю  детям под своим руководством  создать вместе одну большую творческую работу. Такое занятие позволяет приобрести малышам важные социальные навыки: дети учатся действовать вместе, дожидаться своей очереди, радоваться общему результату. У них развиваются такие важные черты личности, как умение общаться, договариваться и т.п.

Личностное развитие

Следует внимательно и осознанно относиться к дальнейшей судьбе детских работ. Очень важно, чтобы дети чувствовали уважение к своим творениям.

Поэтому на каждой работе я пишу дату ее создания и имя автора. Работы каждого ребенка складываются в отдельную папку. Можно подшивать работы — получится альбом, а если дополнить его небольшими текстами (1-3 коротких предложения), то получится книжка. Ее можно читать вместе с ребенком и его друзьями, показывать знакомым. А красивые работы, например, открытки станут хорошим подарком близким и друзьям.

Стараюсь организовывать выставки детских работ (после каждого занятия). Не забывайте, что малышам необходимо постоянное внимание значимого взрослого, его похвала и одобрение. Ожидание такого внимания является одним из самых сильных психологических мотивов, побуждающих детей к деятельности и достижению результата. Поэтому хвалите малышей и не бойтесь перехвалить! Ведь такое отношение сегодня позволит им чувствовать себя компетентными и уверенными в себе людьми в будущем.

Эстетическое развитие

На занятиях я предлагаю детям разные материалы. Стараюсь, чтобы выбор цветов и оттенков был разнообразным.

Для старших детишек предоставляю выбор:  каждый ребенок может выбрать тот вариант, который нравится ему больше всего (разные способы, материалы). Затем рассматриваем с детьми каждую работу, выделяем ее особенности. Именно таким путем, вовлекая детей в практическую деятельность, пробуждая в них желание пробовать различные варианты воплощения задуманного сюжета, можно вызвать у них эстетическое чувство, научить видеть красоту.

Каждый из этих видов занятий имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.

Наблюдая за детьми в группе и изучая  различную литературу, я сделала вывод, что занятия наиболее увлекательны и познавательны с использование нетрадиционных методов и материалов.

На занятиях по рисованию я использую краски гуашевые и пальчиковые, штампы, губки и т.д. Детям очень нравится рисовать пальчиками и ладошками, красивая фактура получается «тычком жёсткой полусухой кистью»,  интересно работать, делая «оттиски пробкой, яблоком, морковью», причудливые картинки можно нарисовать с помощью ватных палочек или поролона. У детей развивается чувство ритма, ориентировка в пространстве (на листе).

Нетрадиционные методы и материалы, используемые мной на занятиях, позволяют сделать процесс обучения увлекательным. А заинтересованные своей работой дети, получат больше знаний и навыков.

Предметно-развивающая среда

          Для успешного развития детского творчества также необходима правильно организованная предметно-развивающая среда в группе. Я стараюсь создать такую развивающую среду в группе, чтобы она воспитывала и обучала, ориентируясь на конкретную личность; объединяла детей в группы по способностям и возможностям; стимулировала детей к разным видам деятельности с использованием разнообразных материалов.

         Все материалы в группе безопасны, соответствуют возрасту и санитарно-гигиеническим требованиям, стимулируют развитие ребёнка. Материалы эстетически оформлены, подобраны с учетом педагогической целесообразности.  Вся среда разделена на несколько зон деятельности.

Выводы, перспективы работы

         Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей. Они с удовольствием рисуют разные узоры не испытывая при этом трудностей. Дети смело берутся за художественные материалы, малышей не пугает их многообразие и перспектива самостоятельного выбора. Им доставляет огромное удовольствие сам процесс выполнения. Дети готовы многократно повторить то или иное действие. И чем лучше получается движение, тем с большим удовольствием они его повторяют, как бы демонстрируя свой успех, и радуются, привлекая внимание взрослого к своим достижениям.

         Сравнивая результаты можно сделать вывод о том, что при целенаправленном, систематичном, поэтапном обучении у детей улучшились показатели развития детей, возрос  интерес  к теме и содержанию, увлеченности процессом работы, проявление творчества и воображения.

         Таким образом, исследования подтвердились, поставленные задачи работы осуществлены.

         В дальнейшем я продолжу работу в этой теме, буду искать новые материалы для занятий: хочу попробовать начать работу с природным материалом (сухие листья, цветы, шишки, веточки и т.д.)

 

Список используемой литературы:

  1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования,  Дошкольное образование , № 18 - 2010
  2. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие, Яр. - 1998
  3. Давыдова  Г.Н.  Нетрадиционные техники рисования в детском саду –  Скрипторий,  М. – 2003
  4. Григорьева Г.Г.  Малыш в стране Акварелии, Просвещение, М. - 2006
  5. Комарова Т.С. Как можно больше разнообразия  Дошкольное воспитание, № 9 – 1991
  6.  Комарова Т. С.  Обучение детей технике рисования - М., 1994.,               
  7. Лыкова А.И.  Изобразительная деятельность в детском саду, Карапуз-Дидактика, М.- 2010
  8. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа, М. – 2010
  9. Программа  воспитания  и развития  детей  раннего возраста в условиях дошкольных учреждений  /Кроха    под ред. Г.Г.Григорьевой, Н.П. Кочетовой,  Д.В.Сергеевой  и др./ -  Просвещение,  М. - 2007.
  10. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники /под редакцией Р.Г.Казаковой/ , Творческий центр Сфера, М. - 2005
  11. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р.Г. Казаковой/ М. - 2007
  12. Тюфанова И.В.  Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников, Детство-Пресс, С.-П. - 2004
  13. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки., Академия развития-Академия холдинг, Яр.
  14. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме, Дошкольное воспитание, № 11 - 1995
  15. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – Москва, 1995г.
  16. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашеными опилками, на самоклеющейся пленке,  Обруч, № 2 - 1999
  17. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста,  М. - 2010
Опубликовано: 13.12.2015