Проблемы переучивания леворуких детей

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Жижина Светлана Михайловна

Организация: СОШ №1 «ОЦ» с/п «Детский сад «Солнышко»

Населенный пункт: Самарская область, п.г.т. Стройкерамика

В настоящее время в связи с переходом на федеральные государственные стандарты второго поколения, современные требования к образованию предусматривают необходимость уделять особое внимание развитию индивидуальности и воспитанию полноценной личности.

Во все времена  левши вызывали особый интерес и  «некоторое настороженное отношение окружающих, возбуждали удивление и любопытство»,  как писал И.Макарьев.

М.М. Безруких отмечает, что «стремление сделать леворуких «такими, как все», «выровнять», а иногда еще и «гармонично развить» создало проблему их переучивания». В нашей стране  только в последние годы перестали активно и насильно переучивать таких детей в детском саду и в школе. В процессе насильственного переучивания ребенок становится вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спит, у него снижается аппетит. Позднее появляются более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В практике есть примеры, когда переучивание приводило ребенка к писчему спазму. Такое состояние не поддается психолого-педагогической коррекции и требует длительного лечения.

Родителям будущих первоклассников необходимо помнить, что леворукие дети, переученные на письмо правой рукой, став взрослыми, ощущают более тонкую координацию левой руки, что и используют в быту. Они часто пишут правой рукой, но рисуют и подчеркивают левой. Переучивание словно дает толчок всему негативному, обостряет все противоречия, поистине создает стресс.

Профессор А.П. Чуприков, одним из первых начавший серьезное изучение неврозов у переученных левшей, и его сотрудники убедительно показали, «что фактор переучивания (стресс праворукой среды) является по существу высокоспецифичным психогенным фактором для возникновения неврозов у леворуких детей».

Нередко у леворуких детей при переучивании возникают неврозы навязчивых состояний, особенно в семьях, «где родители тревожно относятся к леворукости, считают, что она может послужить препятствием к дальнейшей жизни, выбору профессии». Если родители стараются заставить детей выполнять все действия правой рукой угрозами и запугиванием, дети обычно стараются, но это им плохо удается, а родители расценивают такое поведение как непослушание, каприз, упрямство и наказывают. Все это может усугубиться в школе, если учитель будет не только требовать  писать правой рукой, но и снижать оценки за качество и медленную скорость. Переучивание леворукого ребенка часто сказывается не только на речевых, но и на зрительно-пространственных способностях, так как угнетаются функции правого полушария. При этом страдают зрительно-двигательные координации, умение анализировать пространственные соотношения объектов, ослабляется внимание, резко замедляется темп интеллектуальной деятельности. Нарушение вследствие переучивания баланса полушарий приводит к неустойчивости психической деятельности. В конечном счете, это обусловливает трудности в учебной деятельности, особенно в письме, рисовании, математике.

У левши при переучивании может возникнуть невроз навязчивых состояний. М.М. Безруких отмечает: «Если родители заставляют детей выполнять все действия правой рукой, те обычно слушаются и стараются, хотя это плохо удается. Родители видят в этом непослушание, каприз, упрямство и наказывают. А если еще и учитель требует писать правой рукой и снижает оценки за качество письма и за медлительность, у бедных левшей появляется тревожное ожидание неудачи, а в дальнейшем — навязчивые мысли о своей неполноценности».

У переученных детей часто встречается и невротический энурез (недержание мочи). В большинстве случаев отмечается только ночной энурез; но незадачи могут быть и днем. Энурез вызывает чувство вины, страх наказания. Так к проблемам, связанным с переучиванием и школьными неудачами, прибавляются и эти неприятности... Еще больше, по мнению М.М. Безруких, «снижается работоспособность, ребенок не может сосредоточиться — образуется порочный круг, разорвать который могут только взрослые, следуя рекомендациям психолога и врача».

У переученных левшей может появиться и невротическое заикание.  Это обстоятельство отчетливо проявилось при сравнении речи этих детей, записанной на магнитофон до и после выполнения соответствующих заданий. М.М. Безруких считает: «Существует представление о том, что заикание, возникающее у леворуких при переучивании, обусловлено конкуренцией полушарий в управлении речью. Однако это достаточно спорно, так как нет доказательств, связи частоты заикания и распределения речевых функций между полушариями. Скорей всего, в возникновении этого расстройства имеют значение различные факторы, и наряду с постоянным стрессом, испытываемым ребенком при переучивании, нельзя исключить нарушение функциональной организации мозга». Заикание может возникнуть внезапно, но может нарастать постепенно в течение длительного времени. Если заикание возникло внезапно, прежде всего,  нужно обратиться к врачу. Рекомендуется ограничить речевое общение, некоторое время не водить ребенка в детский сад, школу, сменить обстановку. Безусловно, следует разобраться, что вызвало психотравму, и попытаться сгладить ситуацию. Необходимо по часам расписать режим дня, неукоснительно соблюдать последовательность действий. Это поможет ребенку подготовиться к началу работы, исключить неожиданности, предотвратит беспокойство. «Такие ритуализированные действия снижают нагрузку на нервную систему, успокаивают ребенка. Кроме того, можно помочь ребенку, если говорить с ним медленно, короткими предложениями, спокойно. Можно приучить его во время разговора сжимать мягкую игрушку, крутить ее – это будет отвлекающим элементом, который поможет не фиксировать внимание на заикании», - считает М.М. Безруких.

Говоря о проблемах переучивания, нельзя оставить без внимания невротические тики.  Как пишет М.М.Безруких: «Невротические тики редко вызывают беспокойство родителей, а педагог чаще всего принимает их за кривлянье, дурачество. А ведь ребенок не контролирует эти движения, они непроизвольны». Тики усиливаются, когда ребенок устает, нервничает.

Родители, педагоги должны знать, что, когда у  леворукого  ребенка, а  тем более переученного левши, случаются такие проявления, не нужно ждать, что все пройдет само собой, не заниматься  самолечением — обязательно обращаться  за советом к врачу-психоневрологу или педиатру. Только врач может дать необходимые рекомендации и назначить лечение. И конечно, необходима совместная согласованная работа родителей и воспитателя. Правильный выбор тактики совместной помощи ребенку определит успех общих усилий.

В современной системе дошкольного, начального образования переучивание левшей не используют, поэтому каждому педагогу необходимо знать особенности организации процесса обучения для леворуких детей, меры психолого-педагогической помощи им в процессе адаптации к школе. Основными этапами помощи являются следующие действия:

  1. Развитие мелкой моторики руки в системе игровых упражнений.
  2. Предупреждение характерных ошибок левшей - зеркального написания, через сравнения картинок с нормальным и зеркальным изображением.
  3. Индивидуальный темп для выполнения письменных упражнений (чаще более медленный для левшей).
  4. Правильная организация рабочего места (освещение, место на парте слева).
  5. Опора на правое полушарие в объяснении нового материала, развитие левого полушария в выполнении упражнений.
  6. Знакомство ребенка с методами релаксации и укрепления нервной системы.

При воспитании и обучении леворукого ребенка задача взрослого - развить в нем чувство оптимизма, уверенности в себе, самоценности, активного отношения к жизни. Леворуким детям пойдут на пользу занятия декоративным рисованием, аппликацией, которые основаны на ряде и чередовании элементов.  Хорошим подспорьем для леворуких детей и их родителей могут стать, имеющиеся в продаже книги об этой проблеме, прописи для левшей-первоклашек, различные методические пособия, направленные на освоение того или иного навыка, где ведущей была бы левая рука. Если не игнорировать индивидуальность ребенка, а всячески помогать ему, тогда он сможет гармонично существовать в праворуком мире.

Психологи, педагоги – практики дают несколько действенных рекомендаций, которые смогут помочь родителям, воспитателям леворукого  малыша.

1. Ни в коем случае не занимайтесь переучиванием, поскольку этот процесс является настоящим насилием для мозга малыша. Знайте, что, переучивая ребенка-левшу держать ложку и ручку в правой руке, вы тем самым и перекладываете врожденные функции ведущего у левшей правого полушария на левое, в котором у них нет так называемой проекционной базы для тонких движений пальцев и артикуляционного аппарата.

Результат:

- у ребенка с задержкой формируется речь, возникают разнообразные логопедические проблемы (дело в том, что развивающаяся на базе слухового восприятия речь просто «не понимает», в каком полушарии ей «осесть», ведь упрямые взрослые ее все время «направляют» в то полушарие головного мозга, которое для этого попросту не предназначено);

- настойчивое переучивание приводит к невротизации ребенка, самыми распространенными симптомами которой являются нарушения сна и аппетита, головные боли и боли в животе, энурез, заикание и т.п.;

- неумение взрослого человека ориентироваться на местности (тот самый пресловутый «топографический кретинизм»), неспособность танцевать, невозможность воспринимать мелодии и пр.

2. Не следует заострять внимание на леворукости ребенка. Ни он, ни окружающие не должны видеть в этом что-то необычное. В противном случае у ребенка может формироваться заниженная самооценка, застенчивость и жизненный сценарий неудачника.

3. На ребенка-левшу не следует кричать, иначе он замкнется в себе и со временем потеряет контакт с родителями. Причина в природной ранимости и повышенной впечатлительности.

Двигательная активность - самый эффективный способ предупреждения и своевременного снятия утомления. Особенно важны все виды физических упражнений для леворуких детей. В подвижных играх они утомляют жажду движения, разряжают накопившуюся энергию. Игра учит их смелости, предприимчивости, помогает самоутвердиться, проявить себя, узнать товарищей, учит взаимодействовать, считаться с другими детьми.

Главное – это вселить в ребенка уверенность в его полноценности, «нормальности», постараться, может быть, найти и преимущества его леворукости. Воспринимать ребенка нужно таким, каков он есть, и тогда леворукость не станет проблемой.

 

Список использованных источников и интернет – ресурсов

1.Безруких, М. М. Леворукий ребенок в школе и дома./М.М.Безруких. М., Вентана-Граф, 2005. - 230 с.

2..Великородова,И.В. «Леворукий ребёнок». [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://dohcolonoc.ru/metodicheskie-razrabotki/6663-levorukij-rebenok.html?start=1  

3.Макарьев, И.Если ваш ребёнок - левша./И. Макарьев .- СПб.:Лань,1995. – 128с.С

4. Особенности психической деятельности леворуких детей. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ronl.ru/referaty/pedagogika/171988/

5.Рахматуллина Д.Х.,Сайфуллова Н.Х. Леворукий ребенок. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/509717/  

6. Ремеева,А.Ф. К вопросу о недопустимости переучивания левшей. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://lib.komarovskiy.net/o-levshax-remeeva-af.html

7. Семенович,А.В.. Эти невероятные левши./ А.В.Семенович. М.: Генезис, 2009. -250с.

8. Чуприков, А. П. Мир леворуких. / А. П. Чуприков, Е. А. Волков. – К.: Институт нейропсихиатрии, 2008. – 86с.

Опубликовано: 22.12.2015