Опыт построения системы взаимодействия с социальными партнерами и участниками образовательных отношений в вопросах формирования ОБЖ у воспитанников
Конференция: Развитие детей дошкольного возраста
Автор: Паневчик Татьяна Алексеевна
Организация: МАДОУ детский сад № 16
Населенный пункт: г. Екатеринбург
Правила поведения и безопасности непосредственно связаны с жизнью ребенка и нахождением его в обществе и дома. В связи с этим важнейшей задачей дошкольных учреждений является необходимость обезопасить ребенка от случайных травм, приводящих к инвалидности и смерти, научить правилам поведения и техники безопасности на улице, в быту, общественных местах и на природе, отработать навыки реагирования в экстренных ситуациях.
В нашем детском саду – МАДОУ № 16 г. Екатеринбурга, справиться с поставленной задачей, внести весомый вклад в накопление опыта безопасного поведения детей помогает взаимодействие с социальными партнерами и участниками образовательных отношений- педагогов, родителей, сотрудников ГИБДД, МЧС, медицинских работников.
Так в рамках сотрудничества по пожарной безопасности были проведены неоднократные встречи детей и сотрудников МЧС- пожарной части № 4, на которых были освещены темы: «Огонь друг или враг», «Чем опасен дым», «Пожар в квартире». В ходе моделирования ситуаций, в игровой форме ребята осваивали правила поведения, отрабатывали навыки чего нельзя делать в отсутствии взрослых, как вести себя в экстремальной ситуации.
Для закрепления темы по пожарной безопасности педагогами были проведены экскурсии:
- по детскому саду (знакомство с уголком пожарной безопасности, эвакуационными планами, щитами, выходами),
- в прачечную (знакомство с работой утюга, стиральных и сушильных машин),
- на кухню (знакомство с бытовыми электроприборами и правилами обращения с ними).
Для ознакомления с работой пожарных, детей вывозили на экскурсию в пожарную часть. Они увидели пожарную технику, защитную форму пожарных, чем и как тушат огонь, приняли участие в тушении нарисованного огня из настоящих огнетушителей.
Не остались без внимания и родители. Сотрудниками МЧС и педагогами были проведены
- консультации и родительские часы по темам: «Обучение детей основам пожарной безопасности», «Ребенок и огонь», «Как правильно себя вести на природе»,
- анкетирование «Что должен знать ребенок о пожарной безопасности»,
- конкурс семейных работ на противопожарную тематику (рисунки, поделки, книжки самоделки с придуманными рассказами.
Решая задачи по ознакомлению воспитанников с правилами поведения на дорогах, в общественном транспорте, на улицах города с посторонними людьми нами приглашались сотрудники полиции и ГИБДД Чкаловского района, которые в ходе проведения сюжетно-ролевых игр, викторин обучали детей правилам поведения на улицах города.
Мной проводились экскурсии по улицам города, к пешеходным переходам.
С целью обогащения родительского кругозора в вопросах безопасного поведения детей на улицах и дорогах города, вовлечения родителей практическую деятельность ДОУ велась активная работа по оформлению стендов, папок-передвижек, проведению консультаций. Давались задания прочитать детям литературу по безопасности жизни и здоровья, посмотреть познавательные фильмы на данную тематику.
Формируя представления о ценностях здоровья, необходимости вести здоровый образ жизни, профилактики заболеваний мной на родительские собрания приглашались врач и медицинская сестра детской поликлиники, которые убедили родителей в том, что в формировании у дошкольников потребности быть здоровым, сильным одних нравоучений не достаточно. Нужно самим приобщаться к здоровому образу жизни, заниматься физической культурой, закаливанием организма, употреблять здоровую пищу и дети будут подражать родителям.
Во избежание плоскостопия, травматизма на участке, улице и дома, инфекционных и простудных заболеваний, с родителями проводились мастер классы по одежде и обуви детей в разные сезоны года, по из правильной подборки, консультации о необходимости вакцинации, профилактике травматизма-
В результате работы, проведенной мной по ознакомлению детей с основами безопасности жизнедеятельности во взаимодействии с социальными партнерами и участниками образовательных отношений, был сделан вывод, что планомерная и систематическая деятельность взрослых по данному направлению является важным условием по безопасному поведению ребенка. Система планирования формирует чувство безопасности у ребенка, он осознает цену жизни и здоровья, ответственно относится к своим поступкам и своему здоровью.