Основные направления работы с семьей в ДОУ

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Чуканова Нина Васильевна

Организация: МДОУ – д/с № 1 « Рябинка» комбинированного вида

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Черепаново

Роль семьи в воспитании и развитии ребенка нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности.  Другая важная роль семейного воспитания - влияние на ценностные ориентации, мировоззрение ребенка в целом, его поведение в разных сферах общественной жизни. Известно также, что именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.

Важность семейного воспитания в процессе развития детей определяет важность взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. Однако на это взаимодействие влияет ряд факторов, прежде всего то, чего родители и педагогический коллектив ожидают друг от друга. Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

В то же время, поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия. Поэтому, вопрос поиска и осуществления разных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из актуальных. Рассмотрим основные формы и направления работы ДОУ с семьей.

Презентация дошкольного учреждения

Необходимо познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов, показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.

В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, бесплатных услугах, оказываемых специалистами (логопедом, психологом,  инструктором по физическому воспитанию,  музыкальным руководителем, учителем английского языка ).

Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей

Важно познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.

Воспитатель в процессе занятия может включить в него элементы беседы с родителями (ссылаясь на их компетентность в каких-то вопросах, или наоборот, стимулируя детей рассказать новое гостям).

Педагогический совет с участием родителей

Необходимо привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.

Структура педсовета предполагает теоретическую часть, которую готовят в соответствии с темой педсовета педагоги; анкетирование родителей проводится заблаговременно, чтобы выявить основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме; подведение итогов анкетирования.

Интервью с родителями.

Помогает педагогам установить соответствующую атмосферу в общении с родителями и обратную связь в сфере влияния дошкольного учреждения на ребенка и семью.

Педагогические ситуации.

Обсуждение ситуаций активизирует родителей и делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон.

Телефон доверия.

В игровой форме родители могут задать любые интересующие их вопросы, как вслух, так и в письменном виде. Записки рассматриваются, а на основе анализа планируется работа с родителями в соответствующей форме.

Посещение семьи.

Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи всех своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель. При первом посещении необходимо выяснить общие условия семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например: проверка выполнения рекомендаций, которые были ранее даны воспитателем; знакомство с положительным опытом семейного воспитания; выяснение условий подготовки к школе и т.д.

Есть другая форма посещения семьи - обследование, проводимое обычно с участием общественности (членами актива родителей) с целью оказания материальной помощи семье, защиты прав ребенка, воздействия на одного из членов семьи и т.д.

Педагогические беседы с родителями.

Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семей, на родительском собрании, в период консультации. Цель - оказать родителям своевременную помощь либо обменяться мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижения единой точки зрения по этим вопросам.

Ведущую роль здесь отводится воспитателю, он заранее планирует тематику и структуру беседы.

Рекомендуется при проведении беседы выбрать наиболее подходящие условия и начинать ее с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к сути основного дела.

Тематические консультации.

Консультации близки к беседам, главное их отличие - педагог стремится дать родителям квалифицированный совет.

Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и групповыми.

Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: 3-4 раза в год в каждой возрастной группе и столько же общих консультаций согласно годовому плану. Внеплановые возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.

Консультация, как и беседа, требует подготовки для наиболее содержательных ответов педагогов родителям.

Тематические и индивидуальные консультации

Консультации проводятся по запросам родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут.

Тематические и индивидуальные консультации проводятся для родителей по рекомендации воспитателя, если он видит, что они не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой, или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации.

При подготовке к консультации необходимо побеседовать с ребенком, его ближайшим окружением, педагогами, причем делать это необходимо тактично и умело. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению. Не всякий воспитатель может провести такую консультацию, поэтому всегда уместно привлечение компетентных людей и специалистов к поиску решения в трудной ситуации.

Требования к проведению консультации:

1. Консультация проводится по запросам родителей.

2. Проблема, которая будет обсуждаться, воспитателю хорошо известна и рассматривалась им с позиций ребенка, родителей, воспитателей.

3. В ходе консультации дается возможность заинтересованным сторонам высказать свое мнение и отношение к проблеме.

4. Участники консультации, пытающиеся помочь родителям, должны быть компетентны в решаемой проблеме.

5. Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз.

6. В ходе консультации необходимо обратить внимание на все хорошее и положительное, что есть в ребенке, и только потом говорить о проблемах.

7. В ходе консультации неуместно сравнивать детей друг с другом, можно лишь говорить о прежних качествах, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем.

8. Консультация должна дать родителям реальные рекомендации по проблеме специалистов, педагогов.

9. Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье в лучшую сторону.

10.Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей.

 

Групповые собрания родителей

На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях ДОУ и семьи.

Повестка дня групповых родительских собраний включает:

-педагогическую беседу (доклад, презентацию и т д) по наиболее важной теме на данный момент;

-выступление медицинской сестры, музыкального работника, педагога психолога, учителя логопеда, учителя начальных классов;

-сообщение кого-либо из родителей об опыте семейного воспитания;

-обсуждение текущих организационных вопросов.

В течение учебного года проводим 2-3 групповых собрания, готовят их, как правило, оба воспитателя поочередно.

После окончания собрания родители задают вопросы, которые  волнуют их и не были освещены на собрании, советуются с воспитателем и, может быть, высказывают претензии.

Конференция с родителями.

На конференции в занимательной форме педагоги, специалисты и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это дает возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и способствует установлению доверительных отношений с педагогами и специалистами.

Общие собрания родителей

На этих собраниях обсуждаются общие организационные вопросы совместной работы всего дошкольного учреждения.

На каждом собрании избираются председатель и секретарь (из родителей), ведется протокол, выносится решение; обязательна личная регистрация присутствующих.

Планирует и проводит общее родительское собрание заведующий ДОУ совместно с родительским комитетом и воспитателями. Собраний должно быть не менее трех в год.

Родительские собрания бывают очные, заочные, групповые и общие.

Проведение родительских собраний по старой структуре не оправдывает ожидания родителей. В соответствии с нормативно-правовой базой дошкольных учреждений родители являются заказчиками образовательных услуг и имеют право принимать участие в организации образовательного процесса, создавать свои органы самоуправления и решать некоторые вопросы самостоятельно на родительских собраниях и конференциях. Обычно родительские собрания проходят традиционно — доклад воспитателя на какую-то тему и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа не проявляют никакой активности, а пассивность - показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей.

Некоторые родительские собрания можно делать открытыми, чтобы на нем могли присутствовать воспитатели других групп и специалисты ДОУ.

Организуя родительские собрания по такой схеме, можно за короткое время добиться поразительных результатов: родители становятся активными, заинтересованными.

Наглядная пропаганда.

В работе дошкольных учреждений рекомендуется использовать разные средства наглядной пропаганды. Одно из них - эпизодическое привлечение родителей к посещению детского сада с постановкой перед ними конкретных педагогических задач: наблюдение за деятельностью воспитателя группы, отношениями между сверстниками, а также взрослыми и детьми, за играми, поведением своего собственного ребенка; ознакомление с бытовыми условиями в группе и детском саду.

Наглядное знакомство родителей с жизнью детей в ДОУ осуществляется также при проведении 3-4 раза в год, в назначенные числа дней открытых дверей. В эти дни родители могут свободно, без специальной договоренности, побывать в детском саду, в той или иной возрастной группе. После просмотра проводится небольшая коллективная беседа, родители задают вопросы, делятся впечатлениями.

С целью побывать в дошкольном учреждении не только в специально отведенные для этого дни проводятся дежурства. Дежурных родителей привлекают к участию в экскурсиях и прогулках детей за пределы детского сада, досугах и развлечениях.

Количество дежурств в течение недели, месяца, года может устанавливаться по усмотрению руководства детского сада и родительского комитета, а также в зависимости от возможностей самих родителей.

В ходе дежурства родители не должны вмешиваться в педагогический процесс. Свои соображения, замечания они могут высказать воспитателю или заведующему, позже - записать в специальную тетрадь.

Тематические листовки.

Педагоги и родители выпускают тематические листовки по пропаганде здорового образа жизни, проводится день диагностики, профилактики заболеваний плоскостопия, сколиоза.

Анкетирование.

Метод анкетирования пришел в педагогику из социологии предполагает жестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способа ответов.

Различают открытые вопросы (варианты ответов не предполагаются) и закрытые (варианты ответов заранее предусмотрены).

При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах и особенностях воспитания ребенка.

Диалог

Диалог - разговор двух или более людей, их беседа, свободный обмен мнениями, зачастую дополняющими характеристику различных сторон той проблемы, о которой идет речь. Спора при этом не возникает, поскольку каждый участник разговора высказывает свою точку зрения.

Педагогические дискуссии - рассмотрение, исследование, публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса или проблемы в области воспитания детей. Это более мягкая разновидность спора, это метод обсуждения, при котором необходимо прийти к общим позициям, выбрав золотую середину среде разных точек зрения. В дискуссии нужна не только критика наложение позиции, путей решения проблемы. Участник дискуссии должен высказать свое отношение и обосновать его

Обучение родителей практическим умениям

Педагог показывает родителям оптимальные приемы общения с ребенком или способы ухода за ним. Следует соблюдать краткость при показе приемов.

Конкурс среди родителей «Если бы я был воспитателем»:

- прием детей;

- организация питания;

- составление плана работы для показа родителям и т. д.

Решение педагогических кроссвордов

Помогает уточнить знания родителей по определенной теме, развивает их кругозор, а значит, влияет на качество воспитания детей.

Анализ детских высказываний, поведения, творчества

Родители знакомятся с видеозаписью или материалами, собранными педагогами, рассматривают детские поделки, коллективные работы, дают оценку умениям, навыкам, развитию, воспитанности детей, формулируют несколько конкретных предложений в помощь воспитателю.

Вручение медалей родительской гордости

«Детская ладошка» после благополучного окончания периода адаптации к ДОУ (обводится реальная детская ладошка, указывается дата поступления в ДОУ).

«Орден родительской славы» на выпускном вечере.

«Медаль гордости» за успехи ребенка в освоении культурно-гигиенических навыков, проявлении лидерских качеств и т.д.

Недописанный тезис

Помещается как актуальная тема для обсуждения на предстоящем собрании, родители анонимно продолжают тезис: «счастливая семья - это...», «хороший воспитатель - это...», «успешный ребенок - это...», «мой ребенок не хочет идти в детский сад, потому что...».

Экспресс-опрос

Следите ли Вы за статьями в журналах, программами радио и телевидения, посвященным вопросам воспитания? Читаете ли Вы книги на эту тему?

Если «да», то хлопните в ладоши; если «нет» — топните ногой.

Единодушны ли Вы с супругой/супругом в вопросах воспитания ребенка?

Если «да», то помашите рукой, если «нет» — дотроньтесь до кончика носа.

Кого Вы считаете ответственным за воспитание ребенка?

Если «семью», то улыбнитесь; если «окружение, среда, социум» - вытяните руку вперед.

Работа с трудными семьями

Неблагополучные семьи по укладу жизни очень различны. М.М. Плоткин и В.И. Ширинский выделяют четыре типа семейного неблагополучия:

  • конфликтная семья, с преобладанием конфронтационного стиля отношений;
  • аморальная, с отсутствием моральных и этических норм (пьянство, драки и сквернословие);
  • педагогически несостоятельная, с низким уровнем общей и отсутствием психолого-педагогической культуры;
  • асоииальная, пренебрегающая общепринятыми социальными и моральными нормами, в которой дети усваивают отклоняющееся и противоправное поведение.

Особенно заметны семьи, где есть пьющие родители, ведущие аморальный образ жизни. Другой тип семьи — внешне благополучный, где родители обеспеченные. Дети таких родителей рано начинают осознавать свое особое положение среди других. Воздействие на таких детей и родителей крайне затруднительно.

Этим семьям необходимо оказать помощь в воспитании детей со стороны педагогов, психологов, руководителя ДОУ. Наиболее эффективны индивидуальные формы общения, доверительные беседы, необходимо привлекать таких родителей к наблюдению за детьми.

Школы для родителей

Школы для родителей создаются при детских садах и ставят своей целью освещать вопросы воспитания и ухода за детьми от рождения до семи лет, подготовки их к школе. В некоторых дошкольных учреждениях, в зависимости от специфики района, города, более актуальны школы «Молодых родителей», «Школа будущих мам и пап», «Университет отца». Особенно перспективно создание таких школ совместно с женскими консультациями, среднеобразовательными школами, профессиональными училищами.

Читательские конференции по книгам о воспитании

Читательские конференции организуются в библиотеках и проводятся по книгам и публикациям современных педагогов и психологов. На них могут выступать социологи, писатели, поэты. В Алтайской краевой детской библиотеке им. Н.К. Крупской создана авторская программа «Книжкин дом», рассчитанная на работу с детьми дошкольного возраста и их родителями.

В детских библиотеках организуются «Дни сказок», обсуждение произведений детских писателей, на которые приглашаются родители вместе с детьми.

Тематические выставки

Выставки, организуемые в ближайших клубах, кинотеатрах, выставочных залах, Домах культуры, домоуправлениях, поликлиниках пропагандируют общественное дошкольное воспитание, лучший опыт семейной педагогики, рассказывают о лучших воспитателях района, творчестве родителей и детей.

Информационные бюллетени

Они вывешиваются в родительском уголке. В бюллетенях для  родителей даются рекомендации:

-какая игрушка нужна ребенку в определенном возрасте;

-как организовать игровой уголок дома;

-какие книги необходимы дошкольнику;

-какая одежда и обувь нужны ребенку для определенных занятий и в разное время года и т.п.

Дни открытых дверей в ДОУ

На мероприятия по педагогическому просвещению приглашаются

родители, имеющие детей дошкольного возраста, проживающих в вашем микрорайоне.

Родительские конференции

Их организуют дошкольные учреждения на базе клубов, библиотек, Домах культуры. Участвуют в них педагоги, учителя, юристы, писатели. Темы конференций многообразны и посвящены физическому, умственному, эстетическому и нравственному воспитанию детей, а также вопросам, заинтересовавшим родителей.

Консультации для родителей

К ним привлекаются не только педагоги, но и учителя, врачи, художники, представители других профессий (в зависимости от содержания вопросов, с которыми обратились родители).

Выступления воспитанников детских садов

Песни, танцы, чтение стихотворений, игры-хороводы, инсценировки могут быть иллюстрацией к той или иной теме, освещаемой в лектории, школе для родителей и т.д. Цель - показать результаты воспитания в общественных детских учреждениях.

Выступления педагогов (а также врачей, учителей, юристов, писателей, самих родителей) по радио и телевидению, в местной и центральной печати

Педагогические проблемы, обсуждаемые в местной печати и радио, имеют в основном практический характер, раскрывают педагогические ситуации, дают советы, как поступать в том или ином случае.

Характерная черта - перестройка традиционной схемы взаимодействия, в практике называемая «работой с семьей» в сторону партнерского участия основных субъектов воспитания в жизни ребенка. Только при таком подходе можно говорить об ответственности родителей и социальном партнерстве ДОУ.

К сожалению, или к счастью, педагогика не имеет рецептов: для работы с семьей не существуют примеры для подражания, поскольку родители, как и дети, уникальны. Данное замечание справедливо и для педагогов: современное воспитание имеет одну цель.- самовоспитание, как условие технологии и результат реализации партнерского стиля отношений всех субъектов воспитания детей.

Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу.

В настоящее время необходимость общественного дошкольного воспитания не вызывает ни у кого сомнений. В последние годы к дошкольным учреждениям предъявляются повышенные требования.

Отношения дошкольного учреждения с семьей должны быть основаны на сотрудничестве и взаимодействии при условии открытости детского сада внутрь (вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада) и наружу (сотрудничество ДОУ с расположенными на его территории социальными институтами: школами, библиотеками и т.д.).

Основная цель всех форм и видов взаимодействия ДОУ с семьей - установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

 

 

Список литературы:

 

1. Байбородова Л. В. Взаимодействие школы и семьи: Учебно-методическое пособие. - Ярославль: Академия развития, 2003.

2. Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Оренбургский ИПК, 2003.

3. Далинина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. 2000. - № 1.

4. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004. - №1.

5. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. - М.: Линка-Пресс. - 2001.

6. Макаренко А.С. Книга для родителей / А.С.Макаренко - М.: Педагогика, 1988.

7. Маленкова Л.И. Теория и методика воспитания. / Л.И.Маленкова. - Учебник,  М., 2004

8. Маркова Т.А. Воспитание дошкольника в семье /Под ред. Т.А. Маркова, М., 1979.

9. Портнягин И.С. Этнопедагог К.С. Чиряев: «Педагогические мысли, идеи, взгляды» / И.С.Портнягин - Якутск: ЯГУ, 2002.

Опубликовано: 23.12.2015