Проектная деятельность как фактор развития познавательной инициативы дошкольников

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Забородько Светлана Викторовна

Организация: МБДОУ д\с № 20 «Красная шапочка»

Населенный пункт: Краснодарский край, с.Михайловский перевал

Цель работы – выявление особенностей проектной деятельности и этапов её реализации в дошкольных образовательных учреждениях. В статье также

рассматривается влияние метода проектов на когнитивную деятельность детей.

Проект; познавательная инициатива; реализация; презентация; рефлексия; предметно-содержательная область.

В настоящее время государство поставило перед образовательными учреждениями важную и достаточно ясную задачу: подготовить как можно более активное и любознательное молодое поколение.

В основных программах дошкольного образования прописаны требования, которым на сегодняшний день должен отвечать выпускник детского сада [3]. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) указывает на то, что реализация основных программ дошкольного образования происходит в формах, специфических для детей, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности [1]. Цель педагога - научить ребенка стремлению получать новые знания самостоятельно, по желанию, а не по принуждению, поэтому в процессе воспитания любознательного человека педагогу необходимо активно использовать проектную деятельность. Важно также понимать роль проектно -исследовательской работы с детьми, в поддержке детской познавательной инициативы. Этим обусловлена актуальность исследования особенностей проектной деятельности и этапов её реализации в дошкольных образовательных учреждениях.

Использование метода проекта в дошкольном образовании позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности. Кроме того, проектная деятельность способствует тому, чтобы система дошкольных образовательных учреждений (далее ДОУ) стала открытой площадкой для активного участия родителей. Именно проектная деятельность в ДОУ позволяет превратить любой коллектив в сплоченную команду, члены которой смогут сообща работать над решением даже самых сложных и нетривиальных задач. В таких условиях каждый ребенок может почувствовать себя нужным, заинтересованным в выполнении важной задачи.

Что такое проект? Слово “проект”, позаимствованное из классического латинского языка, означает в переводе на русский “выброшенный вперёд”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”. Метод проектов возник в 1920-х годах в США и связан с развитием гуманистического направления в философии и образовании, начало которому положил американский философ, психолог и педагог Дж. Дьюи. Он предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика, сообразуясь с его личным интересом. Дальнейшее развитие метод получил в работах В. Килпатрика и Э. Коллингса.

В ДОУ проект понимается, прежде всего, как способ усвоения ребенком знаний об окружающем мире, при котором он самостоятельно разыскивает информацию и готовит ее оглашение перед сверстниками. Важно помнить, что проектная деятельность в ДОУ обязательно должна подразумевать получение социально значимого результата. Проще говоря, в основе работы должна лежать некая проблема, для решения которой нужен последовательный поиск, выяснение наиболее ответственных моментов. Результаты этой деятельности анализируются и объединяются в единое целое. Любой проект обязательно должен иметь не только познавательную, но и прагматическую ценность, а ребенок должен понимать, какие конкретно данные он получает и где он сможет их использовать на практике. Это основной тезис технологии проектной деятельности в ДОУ. Сегодня такой точки зрения придерживаются практически все современные образовательные учреждения, которые стараются отыскать разумный баланс между получением практических и теоретических знаний.

Проекты могут быть разных видов и классифицируются по разным основаниям.

1) По предметно-содержательной области:

- монопроекты;

- межпредметные проекты.

2) По характеру доминирующей в проекте детской

деятельности:

- творческо-игровые;

- исследовательско-творческие;

- информационно-практические;

- творческие;

- продуктивные.

3) По количеству участников:

- индивидуальные;

- групповые;

- парные;

- коллективные;

-массовые.

4) По длительности реализации:

- краткосрочные;

- среднесрочные;

- долгосрочные

Среднестатистический план работы над проектом. Чаще всего творческая проектная деятельность в ДОУ организуется в рамках специально отведенных занятий. Они имеют строго определенную структуру и включают в себя следующие этапы:

  • создание положительной мотивации воспитанников;
  • введение в проблему и рассказ о ее важности;
  • выработка поэтапного плана решения задач, который реализуется в ходе исследовательской
  • деятельности.

После этого происходит обсуждение результатов, систематизация полученных данных, изыскивается возможность показа детьми полученных на практике навыков.

Специфика работы с дошкольниками. Чем же должен характеризоваться любой метод проектной деятельности в ДОУ? В большинстве случаев ребенка приходится «наводить» -способствовать обнаружению проблемы, а иногда, даже ее возникновению. Нужно постараться «затянуть» детей в какое-то совместное предприятие, но крайне важно в этом случае не переусердствовать с опекой. На каждом из этапов необходимо использовать личностно-ориентированные технологии, так как способности одного ребенка могут значительно отличаться от способностей другого, что является причиной для обучения дошкольников так распределять проект по определенному временному отрезку, чтобы на решение каждого этапа проблемы оставалось достаточное количество времени.Итак, проектная деятельность в ДОУ характеризуется тем, что учит детей четко распределять и планировать свое время.

Планирование проекта. С чего начинать планирование проекта? Планирование любой проектной деятельности в обязательном порядке должно начинаться с обсуждения и обдумывания следующих вопросов: “Для чего вообще нужна эта работа?”, “Ради чего ее стоит осуществлять?”, “Что станет с конечным результатом труда после завершения работы?”, “В какой форме следует реализовывать продукт?».

На этапе планирования предстоит правильно и обоснованно выбрать подходящую тему. В этом случае нужно понимать, что углубленный выбор какой-то темы должен осуществляться только совместно с ребенком. Конечно же, темы проектной деятельности в ДОУ должны быть достаточно простыми, способными заинтересовать каждого ребенка.

Работа над проектом. На первом этапе работы над проектом важно правильно организовать процесс сбора информации: эта работа должна быть увлекательной, она не может утомлять детей. Воспитатель или педагог должны создать такие условия, в которых детям было бы максимально комфортно и необременительно работать. Если педагог окажется способен организовать правильный диалог с детьми, то он будет способствовать не только развитию их самооценки, но и их способностей к оценке полученных данных с точки зрения их пользы в повседневной деятельности [2].

Реализация проекта. Необходимо помнить, что проектно- исследовательская деятельность в ДОУ должна активно использовать не только творческий метод познания. Очень важны эксперименты, в ходе которых ребенок получает бесценный научный опыт, который наверняка пригодится ему и в дальнейшей жизни. Что же касается побудительных мотивов исследовательской деятельности, то в таком амплуа должны выступать обсуждения проблемной темы [2]. Это не только помогает ребенку обнаруживать новые стороны и нюансы интересующей его темы, но и позволяет вовлечь в обсуждение весь коллектив. Это в любом случае очень полезно, так как «совместный разум» может помочь в решении действительно сложных задач.

Презентация. Заканчивается проектная деятельность организацией презентации по пройденной теме. В ходе данного мероприятия отлично раскрывается творческий потенциал каждого дошкольника, а также находят практическое применение все сведения, которые дети получили в ходе работы над своим проектом. Задача воспитателя состоит в том, чтобы каждый ребенок мог рассказать о проделанной им работе, осмыслить все проделанное, а также испытать гордость за свои успехи. Чрезвычайно важным является то обстоятельство, что дети приобретают навыки выступления перед аудиторией, а также осваивают невербальные средства общения (мимика, жесты и прочее).

Рефлексия. Исходя из положений личностно- ориентированных способов обучения известно о том, что вначале преподавателю принадлежит роль учителя и организатора, а затем наставника и корректировщика, который только направляет детские устремления в нужное русло. Так и в проектно-исследовательской работе по мере нарастания  активности ребёнка, позиция воспитателя по отношению к нему может изменяться. Очень важно всячески поощрять самостоятельные действия, как самих детей, так и их родителей, которые могут искать материал путем самостоятельного «расследования»  в заданной области.

Выводы. Итак, в ходе реализации проекта у каждого ребёнка формируется определённая позиция по конкретному вопросу, вместе с тем появляется возможность раскрыть свою творческую жилку, показать всем свою индивидуальность, что крайне благоприятно сказывается на развитии личности, способствует формированию нормальной самооценки и, как следствие, познавательной инициативы дошкольника.

 

Библиографический список:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (п.1.2,пп. 4)
  2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Организация проектной деятельности дошкорльников. М.: «Мозаика-Синтез», 2008. - 112 с.
  3. Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г.  Детство. Примерная образовательная программа дошкольного образования. СПб.: ООО «Издательство «Детство Пресс»,2014.-321 с.
Опубликовано: 25.12.2015