Организация физкультурно-оздоровительной работы в группе раннего возраста ДОУ

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Кузьмина Татьяна Алексеевна

Организация: МБДОУ д/с «Колькольчик»

Населенный пункт: Липецкая область, село Тербуны

В наше время, в условиях плохой экологической обстановки + финансовых трудностях в семье + нехватки   времени у молодых родителей, становится актуальной задача применения здоровьесберегающих технологий в детском саду. А основы здоровья закладываются, в первые годы жизни, вырабатывается сопротивляемость организма к неблагоприятным условиям окружающей среды. Поэтому изучила методическую литературу, сделала много пособий своими руками, привлекаю родителей. Много оборудования и пособий приобретает д/с для занятий физической культурой.

Провожу физкультурные занятия сама. Инструктор по физической культуре проводит в старших группах. Прилагаю все усилия, чтобы развивать, обогащать, поддерживать здоровье детей с ясельного возраста.

Я расскажу  о физкультурно-оздоровительном направлении, здоровьесберегающей технологии.

Одним из факторов, формирующим здоровье ребёнка, является двигательная активность. Это количество движений, которые малыш производит в течение всего бодрствования (ходьба, прыжки, бег, лазание, ползание, метание). Они  закаливают  сердечнососудистую, дыхательную, костно-мышечную, нервную систему.

Правильная организованная двигательной активности способствует формированию личности ребёнка. У малыша появляются такие важные качества как самостоятельность, активность, инициативность. Формируется смелость и разумная осторожность.

Важно так организовать жизнь ребёнка, чтобы он полностью удовлетворил свою потребность в движении. Недостаток двигательной активности, так же как и её избыток, отрицательно сказывается на развитии детей.

Чтобы узнать уровень двигательной активности в начале учебного года  заполняю листок здоровья, где отражаются сведения о состоянии здоровья, наличии хронических заболеваний, группа здоровья. Веду листы динамики физического развития вместе с медсестрой.

На основе полученных данных проще определить перспективы работы с конкретным ребёнком. Затем планирую работу по физическому воспитанию на год.

Создавая условия для их полного удовлетворения в движении, ориентировалась на их: 1) возрастные; 2) индивидуальные особенности; 3) уровень их двигательной активности.

Мальчики и девочки двигаются по-разному. Мальчики предпочитают движения, требующие большей затраты энергии (бег, лазанье, прыжки), девочки - более плавные движения.

Летом потребность в движении у детей больше, чем зимой. Это связано с изменением обмена веществ, который в зимнее время понижается.

Меняется потребность в движении и в течение суток. Так, наибольшая двигательная активность проявляется в первую половину дня с 9 до 12 часов и во вторую - с 17 до 19 часов.

Двигательная активность должна занимать 50 - 60 % времени всего периода бодрствования ребёнка. Это учитываю при планировании здоровьесберегающих технологий.

Потребность в движениях у всех детей разная. Обязательно учитываю эти индивидуальные особенности детей. Делю  на три группы: дети средней, большой и малой подвижности.

В индивидуальной работе с гиперактивными детьми слежу, чтобы нагрузка была адекватна возрасту, не навредила развитию организма малыша и, наоборот, малоподвижных детей активизирую различными игровыми приемами (заинтересовываю, вселяю уверенность при движении, подстраховываю при выполнении упражнений).

Так как, на протяжении нескольких лет занимаюсь проблемой физического воспитания детей раннего возраста. Изучила методическую литературу и опираюсь в работе с детьми на эти пособия:

Ползаем. Ходим. Бегаем. Прыгаем. М.Г.Борисенко. Н.А.Лукина. Т.А.Датешидзе.

Движения + движения. В.А.Шишкина.

Второе место в двигательном режиме занимает, технология развития физических качеств  (ходьба, ползание, повороты в обе стороны, бег).

Основной формой организованной двигательной активности являются физкультурные занятия. Они также имеют особое значение в воспитании здорового образа жизни детей.

Проводя физкультурные занятия, решаю следующие задачи:

  • содействие развитию основных движений;
  • развитие  навыков ходьбы;
  • обучение основным движениям;
  • закрепление уже имеющихся у детей двигательных умений;
  • содействие формированию правильной осанки и стопы;
  • развитие физических качеств (координация, гибкость);
  • воспитание личностных качеств (самостоятельность, смелость и т. п.);
  • развитие положительных взаимоотношений между детьми;
  • постепенно усложнять способы взаимодействия взрослого и ребёнка;
  • воспитывать положительное эмоциональное отношение, интерес к двигательной деятельности.

Физкультурные занятия провожу три раза в неделю  в групповой комнате и на улице, в соответствии с рабочей программой, применяя разные формы организации: традиционные и игровые. При проведении занятий учитываю уровень подготовленности ребёнка, его группу здоровья, соблюдаю принцип постепенного увеличения нагрузки и постепенного снижения её; чередования разных видов движений, обеспечивая активный отдых детей.

Подвижные игры занимают большое место в жизни маленького ребёнка. В них детям также приходится проделывать разнообразные движения: ходить в разных условиях, бегать, прыгать, бросать, лазать и т. п.  У них развиваются такие физические качества как ловкость, быстрота, выносливость. Благодаря разнообразию движений в играх весь организм ребёнка вовлекается в работу: учащается сердцебиение, углубляется дыхание, усиливается обмен веществ, что в целом оздоравливает его.

Наиболее целесообразно проводить подвижные игры на свежем воздухе. Игры, в которых участвуют все дети группы, лучше проводить в начале прогулки, а игры с небольшими подгруппами можно проводить в течение всей прогулки.

Стараюсь, чтобы каждый ребёнок в течение дня принял участие в подвижной игре. В дни, когда проводятся физкультурные и музыкальные занятия, на прогулке провожу игры малой и средней подвижности. Во второй половине дня можно проводить игры разной подвижности, учитывая состояние детей. На прогулке также использую игровые упражнения, стимулирующие двигательную активность: «Пролезь в обруч», «Колокольчик», «Попади в обруч», «Птички». И в группе использую игровые упражнения. Например: «Перелезь через бревно», «Проползи в воротики», «Я люблю свою лошадку». Методическая литература: «Играем с малышом».Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Г.В.Груба.

Утренняя гимнастика является одним из важнейших мероприятий в ДОУ и в семье. Утреннюю гимнастику провожу каждый день в течение пяти- семи минут до завтрака на свежем воздухе или в помещении (в зависимости от погодных условий).  В структуру утренней гимнастики входят: разминка, оздоровительный бег, комплекс общеразвивающих упражнений, расслабление.

Для проведения общеразвивающих упражнений в начале года использую свободное построение. Важно, чтобы малыши не мешали друг другу. Постепенно приучаю детей строиться в круг, используя сначала нарисованный круг на полу или на земле.

Общеразвивающие упражнения для детей этого возраста чаще всего основаны на подражании. Малыши могут подражать известным персонажам, махать. Например, крылышками как бабочки, воробышки, изображать качающиеся деревья. Не требую от детей чёткого воспроизведения общеразвивающих упражнений. Важно, чтобы малыши выполняли их радостно, получили удовольствие от самих упражнений и совместных действий с воспитателем. Постепенно в результате многократных повторений дети овладевают исходным положением, выполняют заданное направление движения и могут выполнять его уже по слову взрослого.

При организации утренней гимнастики, особенно впервые дни посещения малышом ДОУ, дифференцированно подхожу к каждому ребёнку. Некоторые дети не сразу включаются в упражнения. Настаивать на их непременном участии не надо. Важно, чтобы ребёнок постепенно сам захотел участвовать в утренней гимнастике и включался по собственному желанию. Постепенно дети привыкают и охотно занимаются вместе.

Они охотно строятся на утреннюю гимнастику (провожу под бубен, под музыкальное сопровождение), становятся и ждут команды от меня. Это результат того, что я учитываю возрастные и индивидуальные особенности детей, даю нагрузку по возрасту детей.

Все здоровьеукрепляющие гимнастики провожу в игровой форме с приподнятым настроением и положительными эмоциями. От правильного дыхания зависит здоровье детей. В работе использую методическое пособие Л.В.Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». В группе есть картотека дыхательных упражнений, картотека упражнений для горла. Дыхательные упражнения провожу  три раза в день: во время утренней гимнастики, на прогулке и после сна. Например подуем на платочек, подуем на ватку, снежинку, на вертушку, султанчик (все эти атрибуты и пособия, имеются в группе), лошадка (цок-цок), гудок паровоза. Использую прием релаксации: минуты тишины, музыкальные паузы, ежедневно несколько раз в день.

Ещё одной формой развития двигательной активности является гимнастика после сна. Её цель - поднять настроение и мышечный тонус детей. Форма организации разная. На кроватках, под музыку. Технология музыкального воздействия.

Затем проводятся корригирующие упражнения, направленные  на профилактику плоскостопия (ходьба по ребристой дорожке). Заканчивается гимнастика упражнениями на дыхание. Пальчиковую гимнастику в группе ясельного возраста провожу с детьми индивидуально, с подгруппой и со всей группой ежедневно. Для пальчиковой гимнастики использую русский фольклор «Ладушки», «Сорока-сорока», «Коза рогатая». Дети учат движения и пытаются повторять слова за мной. Эти комплексы советую проводить родителям дома.

Для развития мелкой моторики детей сделала пособия своими руками: набор «Божьи коровки».  

И, наконец, хочется сказать о самостоятельной двигательной деятельности детей, она  занимает наибольшее время в режиме дня. Она является менее утомительной из всех форм двигательной активности, значительно облегчает привыкание детей к д/с. Содержанием самостоятельной двигательной деятельности являются движения.

В раннем возрасте самостоятельная двигательная деятельность имеет свою специфику.

Самостоятельную двигательную деятельность малышей стремлюсь связать с игрой, предметами, пособиями.

Много сделано пособий своими руками. Пособия, стимулирующие движения.  Сделаны «дорожка движения», разноцветные султанчики, ленточки, мешочки с солью, платочки. На видном месте, в уголке физкультуры лежат мячи, обручи, шнур, мягкие модули. Есть горка. Дети сами по своей инициативе лазают и спускаются с ней под моим контролем. 

В группе много машин,  каталок, для стимулирования самостоятельной двигательной деятельности. Дети за веревочку катают машины по дорожкам положенным на пол, по нарисованным мелом на полу, мягкие модули.

Для повышения уровня двигательной деятельности,  создаю препятствия в группе т. е. игрушки, пособия располагаю так, чтобы малыши, доставая их, проделывали дополнительные движения. Полки с игрушками расположены на разных уровнях. К одной полке, чтобы достать игрушку, дети должны, подняться на носки, а к другой, наоборот, наклониться и т. п.

В группе есть уголок « ряженья», здесь всевозможные костюмы, шапочки. Всё это очень привлекает детей, побуждает их к двигательной деятельности (они одеваются, крутятся, танцуют) и в это время получают физическую нагрузку.

Вызвать интерес у детей к движениям помогают стихи, короткие песенки, потешки. А когда в стихотворение или потешку вставляется имя ребёнка, это вызывает ещё большее желание двигаться. «Дима шёл, шёл, шёл и шишку нашёл», «Мишка, не уходи, наших деток подожди». «Все грибочки соберём и Танюшке принесём».

Пособий и игрушек должно быть в группе в достаточном количестве, однако, не слишком много. Нужно помнить, что это рассеивает внимание детей и утомляет их нервную систему. В то же время, для детей раннего возраста, характерна большая подражаемость. Увидев в руках соседа мяч, ребёнок хочет непременно завладеть им. Поэтому важно, чтобы однотипных игрушек было несколько. Мячей в группе несколько одинаковых, кубиков, машин и кукол.

Большие возможности для развития самостоятельной двигательной деятельности открываются на прогулке. Важно чтобы на участке помимо стационарных пособий были и выносные пособия: мячи, обручи, кегли, ведёрки, метёлки, лопатки, санки, каталки и т. п. Этот выносной материал стимулирует детей к самостоятельной двигательной активности.

Двигательный опыт у малышей ещё не велик, поэтому самостоятельная двигательная деятельность проходит под наблюдением,  принимаю сама участие, это активизирует малышей, создаёт у них радостное настроение (ползаю с неуверенными детьми рядом , по дорожке).

Двигательную деятельность организовываю на основе годового, квартального, ежедневного планирования. Двигательная активность способствует:

  • повышает устойчивость к различным заболеваниям,
  • развивает физические качества детей группы раннего возраста (координацию, гибкость, равновесия).

Большое внимание уделяю работе с родителями.  Моя задача - помочь родителям осознать значимость физической культуры как важного фактора укрепления здоровья малыша. Познакомить с возрастными показателями физической подготовленности ребёнка; обучить самым элементарным навыкам игры и физическим упражнениям.

В начале года провожу анкетирование. Выясняю, занимаются ли родители каким-либо спортом, соблюдается ли режим дня, какие игрушки есть у ребенка, делают ли дома утреннюю гимнастику, проводятся ли закаливающие мероприятия, ведёт ли семья здоровый образ жизни.

Провожу родительское собрание «Физическое развитие детей раннего возраста», совместное мероприятие с родителями «Вместе весело шагать». С интересом родители выслушивают информацию, задают вопросы. Родителей интересуют вопросы физического развития и закаливания детей в детском саду.  Провожу консультации: «Организация двигательной активности детей раннего возраста», «Режим дня в жизни детей», «Чем занять маленького ребенка дома». Даю рекомендации «Прогулка с малышом», советую родителям не спешить с запретами, помнить, что движение является биологической потребностью растущего организма. Обращаю внимание родителей, что даже на ходу малыш действует с предметами. Советую родителям не подавлять двигательную активность, а всячески поддерживать ребёнка в его стремлении двигаться, быть активным, самостоятельным и создавать условия для этого.

Рассказываю родителям, какие игрушки должны быть в семье, стимулирующие двигательную активность у детей (каталки, машины, мячи, коляски, лопатки, разнообразные коробки).

Советую родителям выделить в комнате место для игр, где малыш может свободно двигаться, использовать для движений ближайшее природное окружение (полянки, дорожки, детские площадки). Родителям  советую не слишком опекать малыша. Нужно дать ему возможность взобраться на горку, спуститься с неё, побегать по полянке. В условиях деревни, дачи полезно малышу походить босиком. Это помогает правильному формированию стопы.

Родителей должно всегда настораживать нежелание малыша двигаться. Это может свидетельствовать о наличии заболевания у ребёнка или о неправильном воспитании его (частые запреты, подавление активности, самостоятельности).

В ДОУ есть консультационный пункт, я принимаю активное участие в жизни молодежи, пропагандирую здоровый образ жизни, и у родителей формирую положительное отношение к здоровому образу жизни, советую оставить вредные привычки ради своих детей.

  • в группе оборудование соответствует возрастным и психологическим особенностям детей;
  • каждый ребёнок двигается достаточное время в период бодрствования;
  • движения детей перестали быть хаотичными, они хорошо ориентируются в группе, на участке, справляются с программными задачами по развитию движений;
  • снизилась заболеваемость детей;
  • дети всегда заняты, эмоциональны.

Маленький ребенок достоин того, чтобы его развитие протекало полноценно, для этого взрослым надо знать особенности раннего возраста, уметь создать благоприятные условия для уникального самораскрытия возможностей каждого ребенка.

Опубликовано: 28.12.2015