Художественная литература как средство формирования социально-нравственного поведения детей дошкольного возраста
Конференция: Развитие детей дошкольного возраста
Автор: Галлямова Айгуль Хадиятовна
Организация: МАДОУ д/с №29
Населенный пункт: Республика Башкортостан, г.Белорецк
Умение правильно воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и элементы «нравственного урока» не приходит к ребенку само собой: его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста. В связи с этим очень важно формировать у детей способность активно слушать произведение, находить в нем мораль.
Формы работы по воспитанию социально – нравственного поведения посредством художественной литературы.
- Чтение художественных произведений.
- Беседа по прочитанному.
- Повторное чтение.
- Дискуссия по прочитанному.
- Проигрывание ситуаций.
- Выставки (книг, творческих работ, рисунков к прочитанному)
- Театрализация.
- Праздники, развлечения.
- Придумывание сказок, рассказов.
Используя художественную литературу как средство воспитания социально-нравственных норм поведения, мы обращаем особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям. Это позволяет нам проводить работу по воспитанию социально-нравственного поведения детей целенаправленно и комплексно. При этом используется повторное чтение, которое углубляет чувства и представления детей. Вследствие небольшого жизненного опыта ребенок не всегда может увидеть главное в содержании литературного произведения, поэтому необходимо проведение этической беседы о прочитанном. Готовясь к беседе, педагог продумывает, какой аспект культурного поведения будет раскрыт перед детьми с помощью данного художественного произведения, и в соответствии с этим подбирает вопросы.
Нецелесообразно ставить перед детьми слишком много вопросов - это мешает им осознать главную идею художественного произведения, снижает впечатление от прочитанного. Вопросы должны побуждать у дошкольников интерес к поступкам, мотивам поведения героев, их внутреннему миру, их переживаниям. Вопросы позволяют понять душевное состояние ребенка во время чтения, выявить способность воспитанников сравнивать и обобщать, стимулируют дискуссию в связи с прочитанным.
Чувства ребенка необходимо укреплять, развивать. Для этого воспитатель подбирает близкие по содержанию художественные произведения. На занятии со старшими дошкольниками целесообразно беседовать сразу о двух произведениях, формируя у детей сравнительную оценку образов, поступков героев. Постепенно ребенок научится сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а также поступки сверстников.
Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Художественная литература способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и к поступкам окружающих людей, своим собственным.
Совсем не обязательно читать детям много художественных произведений, но важно, чтобы они все были высоко художественными и содержали глубокую мысль. Критерии отбора книг таковы:
- идейная направленность книги (например, моральный облик героя);
- высокий художественный уровень, литературная ценность (критерием художественности является единство содержания произведения и его формы);
- доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей (при отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт);
- занимательность сюжета, простота и ясность композиции;
- конкретное педагогические задачи.
Использование художественной литературы в воспитании социально – нравственного поведения с учетом возрастных особенностей детей
Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Первое знакомство ребенка с художественным словом начинается в младшем дошкольном возрасте с малых фольклорных форм: колыбельных песен, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок- небылиц. Мы знакомим малышей с народными сказками «Колобок», «Теремок» и т.п., рассказами, стихами, сказками современных авторов, доступных детскому пониманию. В каждом из произведений мы выделяем нравственный аспект воспитания.
«Пальчик- мальчик». Дети воспринимают «пальчика- мальчика» как существо трудолюбивое, доброжелательное, заботящееся о своих младших братцах.
«Баю- бай». Потешка имеет назидательный оттенок, она учит заботиться о других. В процессе занятия или после него следует акцентировать на этом внимание малышей. Чтение сопровождается манипуляциями с игрушечными собачкой и куклой.
Баю- бай, баю – бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою Таню не буди.
В среднем дошкольном возрасте у ребенка возникают новые возможности для понимания литературного произведения. Они связаны с расширением детского жизненного опыта, круга конкретных представлений. Совершенствуется и обогащается читательский опыт детей. Дошкольники осознаннее воспринимают художественное произведение, легко устанавливают простые причинные связи в сюжете. Характеризуя героев книг, чаще всего высказывают правильные суждения об их поступках, опираясь на сложившиеся жизненные представления о нормах поведения. Эмоциональное отношение к героям и литературным фактам у детей имеет конкретный действенный характер. Целесообразно в этом возрасте дополнять художественные произведения «нравственным уроком», что позволяет усилить нравственно – воспитательное воздействие на ребенка.
«Теремок» - нравственный урок «В тесноте, да не в обиде». Обыгрывание хорошо известной детям сказки «Теремок» позволяет не только выделить нравственный смысл сказки, но и переиграть ее концовку: «Как можно исправить ситуацию?», «Кто в этом может помочь?».
Проект «Лисичка-сестричка и все, все, все»:
- чтение дома совместно с родителями русских народных сказок с главным героем- лисичкой;
- презентация детьми в группе сказки, которую они прочли, описание характерных особенностей поведения сказочных героев;
- оформление выставки по прочитанным книгам;
- анализ, сравнение и оценивание поступков сказочных героев, выбор совместно с детьми сказки для театрализованной постановки;
- показ театрализации сказки воспитанникам детского сада;
- создание совместно с родителями иллюстраций к наиболее понравившимся сказкам, изготовление творческих поделок «Мой любимый город».
У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Можно использовать для прочтения близкие по содержанию художественные произведения, например, рассказы В.Осеевой «Почему?» и Н.Носова «Карасик». В обоих рассказах описываются душевные переживания мальчиков, связанные с тем, что по их вине в одном случае собака, в другом – котенок должны понести незаслуженное наказание, и с тем, что они обманули мам. Мы организуем дискуссию сразу о двух произведениях, формируя у дошкольников сравнительную оценку образов, поступков героев. Это позволяет научить детей сравнивать не только поступки литературных героев, но и свои, а также поступки сверстников. Дискуссия позволяет выяснить умения сравнивать, воспринимать, в других ситуациях полученные ранее представления, дает возможность закрепить возникшие у детей чувства и понимание того, что переносить свою вину на другого несправедливо, нечестно. Данная форма работы позволяет проанализировать, насколько усвоены детьми социально – нравственные нормы поведения.
Изучение художественной литературы с морально-нравственной позиции позволяет разрабатывать и реализовывать социально-образовательные проекты.
«Волшебные подарки на Новый год» - на основе рассказа С.Козлова «Как ослик, ежик и медвежонок встречали Новый год».
«Мой родной край» - знакомство с художественными произведениями поэтов Красноярского края и поселка Березовки.
Нравственный урок «Человек без Родины что соловей без песни».
Данный проект решал следующие задачи:
- познакомить дошкольников с окружающим миром, помочь каждому осознать свое место в нем (на примере ближнего природного и социального окружения);
- способствовать нравственному развитию дошкольников : воспитывать чувство ответственности и гордости за достижения родного края, чувство собственного достоинства у ребенка- представителя своего города.
В результате проделанной работы у детей заложены основы формирования социально – нравственных мотивов поведения, имеются начальные представления о нормах и правилах поведения дошкольника со сверстниками, родителями, с другими знакомыми и незнакомыми людьми, что позволяет детям ориентироваться в общественной жизни и развивать позитивное общение.
Использованная литература:
- Буре С.Р. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Пособие для воспитателя детского сада / Р.С.Буре, А.М.Виноградова, Г.Н.Година; под редакцией А.М.Виноградовой.- М.: Просвещение, 1980.
- Курочкина И.Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений.- М.: Гуманит.изд.Центр ВЛАДОС, 2001.
- Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре: методическое пособие ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2004.
- Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста / Ил. З. А.Курбатовой, Н.М.Стариковой, Ю.А.Модлинского, М.Ф.Шевченко. – Харьков: Фолио;М.: ООО «Издательство АСТ»,2000.