Конспект занятия по аппликации в средней группе по теме: «Русская матрёшка»
Конференция: Развитие детей дошкольного возраста
Автор: Мутаева Дина Ягафаровна
Организация: МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»
Населенный пункт: ЯНАО, г. Надым
Цель:
Закрепить знания детей о предмете народно- прикладного искусства – матрёшке.
Помочь матрешкам украсить фартучки.
Задачи:
- создать у детей интерес к народной игрушке, стремление украсить фартучек матрешки узором, используя геометрические фигуры.
Продолжать упражнять разрезать квадрат по диагонали для - получения двух треугольников; прямоугольников по прямой - для получения полос, закрепляя приемы наклеивания и узорного оформления.
Закрепление навыков правильно работать с клеем, использовать при нанесении клея кисть, промакивать и убирать излишки клея салфеткой; работать аккуратно.
Продолжать формировать умения соблюдения правил безопасности и приемов работы с ножницами.
- воспитывать у детей терпение, усидчивость, трудолюбие.
- воспитывать чувство любви и гордости за свою страну и свой народ.
Материал: Матрешка, цветные полоски прямоугольной и квадратной формы, клеёночки – подставки, салфетки, клей, шаблоны матрёшек, несколько разных игрушек, презентация с изображением деревянных игрушек - матрешек.
Предварительная работа: рассматривание матрешки, игры с ними.
Ход занятия.
1.Дети стоят полукругом.
Приветствие: «Ладошки»
Поднимите все ладошки
И потрите их немножко,
Дружно хлопните раз пять (1,2,3,4,5)
Продолжайте потирать.
Мой сосед такой хороший –
Я ему пожму ладоши.
И другой сосед хороший,
И ему пожму ладоши.
Руки вверх поднять пора
Всех приветствуем! Ура!
Дети садятся на стульчики.
2. (Показать детям несколько игрушек, предложить их назвать, среди игрушек поставить матрёшку и обычные игрушки) .
- А сейчас я загадаю вам загадку про одну из этих игрушек, а вы попробуйте её отгадать:
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
- Правильно, ребята. Это кукла матрёшка, она совсем необычная. Почему? (ответы детей)
- Сделана из дерева, очень красиво расписана. Матрёшку можно собирать и разбирать. Когда её разберёшь, то получится несколько кукол- матрёшек.
- А в какие ещё игрушки вы любите играть? (ответы детей)
- Вот как много у вас игрушек! А когда-то давным–давно у детей не было так много разных игрушек. И родители им мастерили игрушки сами, в основном из дерева.
3. Презентация
- Вокруг было много леса, и игрушки делали из дерева (показать деревянные фигурки) . Придумали мастера занятную деревянную куклу. Похожа она была на простую деревенскую девочку (показать русскую матрешку). Одета в сарафан с ярким платком на голове и в руках держала Петушка. Это была первая русская матрешка. Один мастер вытачивал из дерева куклу, а другой красиво её разрисовывал. Дети любят играть с матрёшками, а взрослые украшают ими свои квартиры. Люди, которые приезжают в Россию из других стран, обязательно увезут на память о нашей стране русскую матрёшку. Ведь она является символом нашей страны – России!
4. -(физминутка)
Мы, матрешки, вот такие крошки.
(Руки на поясе, дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево)
Посмотрите, вот у нас красные сапожки.
(Руки на поясе, дети выставляют поочередно левую и правую ножку каблучком, показывая руками )
Мы, матрешки, вот такие крошки
(Руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)
Посмотрите, вот у нас розовые щечки
(Растирание руками щек)
Мы, матрешки, вот такие крошки
(Руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)
Посмотрите, вот у нас яркие платочки.
(Повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»)
5. Ребята, матрёшки просят вас помочь украсить фартучки. Вы хотите им помочь? Тогда начнём! Мы будем украшать матрёшкам фартучки из бумаги с помощью аппликации. Посмотрите вот на такую матрешку (выставляю на фланелеграфе матрешку- аппликацию)
- Я предлагаю вам шаблоны матрёшек. А вы украсите им фартуки. Демонстрация последовательности вырезывания и составления узора на сарафане матрёшки.
6. Работа детей за столами (напомнить о правилах работы с ножницами, клеем и бумагой) .
Если позволяет время, дети рассказывают стих.
7. Рассказать стихотворение про матрёшку. (Ангелина, Даша)
Мы матрёшки, мы сестрички.
Мы игрушки – невелички.
Как пойдем плясать и петь,
Вам за нами не успеть.
8. Итог (дети со своими работами подходят к главной матрешке).
Матрёшка радуется и благодарит детей за помощь.
- Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с этой работой.