Конспект занятия по аппликации в средней группе по теме: «Русская матрёшка»

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Мутаева Дина Ягафаровна

Организация: МДОУ «Детский сад «Родничок» г. Надыма»

Населенный пункт: ЯНАО, г. Надым

Цель: 
Закрепить знания  детей о предмете народно- прикладного искусства – матрёшке. 

Помочь матрешкам украсить фартучки.
Задачи: 
- создать у детей интерес к народной игрушке, стремление украсить фартучек матрешки узором, используя геометрические фигуры.

Продолжать упражнять разрезать квадрат по диагонали для - получения двух треугольников; прямоугольников по прямой -  для получения полос,  закрепляя приемы наклеивания и узорного оформления.

Закрепление навыков правильно работать с клеем, использовать при нанесении клея кисть, промакивать и убирать излишки клея салфеткой; работать аккуратно.

Продолжать формировать умения соблюдения правил безопасности  и приемов работы с ножницами.

- воспитывать у детей терпение, усидчивость, трудолюбие.
- воспитывать чувство любви и гордости за свою страну и свой народ. 
Материал: Матрешка, цветные полоски прямоугольной и квадратной формы, клеёночки – подставки, салфетки, клей, шаблоны матрёшек,  несколько разных игрушек, презентация с изображением деревянных игрушек - матрешек. 
Предварительная работа: рассматривание матрешки, игры с ними. 
Ход занятия. 

1.Дети стоят полукругом.

Приветствие: «Ладошки»

Поднимите все ладошки

И потрите их немножко,

Дружно хлопните раз пять (1,2,3,4,5)

Продолжайте потирать.

Мой сосед такой хороший –

Я ему пожму ладоши.

И другой сосед хороший,

И ему пожму ладоши.

Руки вверх поднять пора

Всех приветствуем! Ура!

Дети садятся на стульчики.

2. (Показать детям несколько игрушек, предложить их назвать, среди игрушек поставить матрёшку и обычные игрушки) . 

- А сейчас я загадаю вам загадку про одну из этих игрушек, а вы попробуйте её отгадать: 
Ростом разные подружки, 
Но похожи друг на дружку. 
Все они сидят друг в дружке, 
А всего одна игрушка. 
- Правильно, ребята. Это кукла матрёшка, она совсем необычная. Почему? (ответы детей) 
- Сделана из дерева, очень красиво расписана. Матрёшку можно собирать и разбирать. Когда её разберёшь, то получится несколько кукол- матрёшек. 
- А в какие ещё игрушки вы любите играть? (ответы детей) 
- Вот как много у вас игрушек! А когда-то давным–давно у детей не было так много разных игрушек. И родители им мастерили игрушки сами, в основном  из дерева. 

3. Презентация

- Вокруг было много леса, и игрушки делали из дерева (показать деревянные фигурки) . Придумали мастера занятную деревянную куклу. Похожа она была на простую деревенскую девочку (показать русскую матрешку). Одета в сарафан с ярким платком на голове и в руках держала Петушка. Это была первая русская матрешка. Один мастер вытачивал из дерева куклу, а другой красиво её разрисовывал. Дети любят играть с матрёшками, а взрослые украшают ими свои квартиры. Люди, которые приезжают в Россию из других стран, обязательно увезут на память о нашей стране русскую матрёшку. Ведь она является символом нашей страны – России! 

4. -(физминутка)

Мы, матрешки, вот такие крошки.
(Руки на поясе, дети выполняют приседания с поворотами вправо и влево)

Посмотрите, вот у нас красные сапожки.
(Руки на поясе, дети выставляют поочередно левую и правую ножку каблучком, показывая руками )

Мы, матрешки, вот такие крошки
(Руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)

Посмотрите, вот у нас розовые щечки
(Растирание руками щек)

Мы, матрешки, вот такие крошки
(Руки на поясе, приседания с поворотами вправо и влево)

Посмотрите, вот у нас яркие платочки.
(Повороты головы вправо-влево, взявшись за «кончики платочков»)

5. Ребята, матрёшки просят вас помочь украсить фартучки. Вы хотите им помочь? Тогда начнём!  Мы будем  украшать матрёшкам фартучки  из бумаги с помощью аппликации. Посмотрите  вот на такую матрешку (выставляю на фланелеграфе матрешку- аппликацию)
-  Я предлагаю вам  шаблоны матрёшек. А вы украсите им фартуки. Демонстрация последовательности вырезывания и составления узора на сарафане матрёшки.

6. Работа детей за столами (напомнить о правилах работы с ножницами, клеем и бумагой) . 

Если позволяет время, дети рассказывают стих.

7. Рассказать стихотворение про матрёшку. (Ангелина, Даша)

Мы матрёшки, мы сестрички. 
Мы игрушки – невелички. 
Как пойдем плясать и петь, 
Вам за нами не успеть.
 

8. Итог (дети со своими работами подходят к главной матрешке).

Матрёшка радуется и благодарит детей за помощь.
- Молодцы ребята, вы очень хорошо справились с этой работой.

Опубликовано: 07.01.2016