Развитие экологической культуры в ДОУ в соответствие с ФГОС ДО

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Гудова Ильмира Рамильевна

Организация: МК ДОУ «дс №44 «Мозаика»

Населенный пункт: Новосибирская область, г. Новосибирск

Я, Гудова Ильмира Рамильевна, работаю в данном образовательном учреждении с февраля 2013г.  Образование высшее биологическое (эколог), в декабре 2014г. получила диплом о профессиональной переподготовке, квалификация воспитатель детей дошкольного возраста. Общий педагогический стаж 2 года 7 месяцев, в данной должности и в данном образовательном учреждении.

Моя педагогическая деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" и Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, который устанавливает систему норм и требований к содержанию воспитания и обучения, и овладению детьми ключевыми компетенциями в условиях детского сада, а также на основе основной общеобразовательной программы, принятой на педагогическом совете ДОУ и утвержденной приказом № 63 от 1.09.2014.

Своим педагогическим направлением, я выбрала экологию, так как считаю это делом своей жизни (я не только получила образование в этой сфере, но и являлась практикующим экологом на протяжении 5 лет).

Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно-правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её, а также к людям, созидающим на основе её богатств материальные или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. Это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с природой.

Актуальность так же просматривается в том, что многие люди перестают чувствовать природу, не контактируют с ней. Их отношение к окружающему миру носит лишь потребительский характер. Это диктует необходимость усиления внимания к природе в образовательных учреждениях любого уровня. Она должна стать для каждого человека родной, знакомой и понятной. В данных условиях единственным выходом из создавшегося положения я вижу организацию в каждом образовательном учреждении соответствующей развивающей среды, в которой находился бы человек с самого раннего детства. В этой среде он должен не просто жить, а наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней, задавать природе правильные  вопросы и получать на них ответы.

Вот почему уже в дошкольном возрасте необходимо делать упор на экологическое образование детей.

На момент когда я устроилась в ДОУ, сад только открылся. Это был период становления ДОУ отличавшийся напряженностью и важностью для его дальнейшего развития. Мы принимали детей в новые, еще необжитые группы. Основными задачами  на этом этапе являлись:  адаптация детей к условиям  детского сада и организация развивающей среды. Педагоги тоже адаптировались.

В результате анализа пространства образовательного учреждения на соответствие требованиям ФГОС к экологическому воспитанию детей были выявлены следующие проблемы: недостаточная укомплектованность или отсутствие центров «Наука  и природа», оснащение и озеленение зимнего сада «Полянка», холлов и территории детского сада; недостаточное количество методической литературы по данному направлению, а так же,  в результате анкетирования родителей было выявлено, что только 27% родителей считают необходимым развитие экологической культуры детей, 21% из опрошенных считают, что у детей достаточно сформирована экологическая культура и 59% опрошенных не считают экологическое воспитание ребенка важным. Следовательно, возникает потребность в организации экологического пространства ДОУ и развитие экологической культуры у всех участников образовательного процесса.

Поэтому на данном этапе целью моей педагогической деятельности является формирование экологического пространства в ДОУ направленное на  развитие экологической культуры у всех участников образовательного процесса.

В соответствии с поставленной целью мною были определены следующие задачи:

  1. Организация информационно-методической работы по экологическому воспитанию.
  2. Организация предметно-пространственной среды в ДОУ.
  3. Организация работы экологического кружка «Юннатики».
  4. Организация работы с родителями, направленной на формирование экологической культуры.

Для достижения поставленной цели мною изучены и используются методики и технологии следующих авторов: Николаевой С. Н. , Петровского В.А., Клариной Л.М., Смывиной Л.А., Рыжовой Н.А., Оберемок С.М., Дыбиной О.В.

Формирование экологического пространства в ДОУ невозможно без воздействия на факторы, обусловливающие развитие экологической культуры у всех участников образовательного процесса.

Изучив все комплексы возможных факторов, я определила план работы необходимый для достижения поставленной цели, это стало основой для написания педагогического проекта .

С 2013 - 2014 г. я работала в старшей группе «Фантазеры», 2014-2015 г. – в подготовительной к школе группе «Фантазеры».

Для выявления уровня сформированности экологической культуры детей мною были определены критерии. Согласно критериям проведена педагогическая диагностика в виде педагогических наблюдений, что помогло определить задачи по экологическому воспитанию как в целом на всю группу, так и отдельно на каждого ребёнка.

Согласно целевым ориентирам данной возрастной группы, установленным ФГОС ДО к социально-нормативным возрастным характеристикам возможных достижений ребенка в числе прочего является  любознательность, ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Исходя из этого мною была написана образовательная программа по экологии «Юннатики», за основу которой были взяты программы  Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа», С. Н. Николаевой «Юный эколог», а также  использовались технологии программы экологического образования дошкольников «Развитие» под редакцией А.И. Ивановой и технологии программы экологического образования детей «Мы» под редакцией Н.Н. Кондратьевой, как вариативная часть основной общеобразовательной программы.

Каждая тема программы раскрывается при помощи организации совместной и самостоятельной экспериментальной деятельности, с помощью которой дети смогли познавать окружающую среду не только теоретически, но и на практике, используя накопленный опыт и накапливая новый, как положительный, так и отрицательный.

Мы всё время экспериментировали, проводили как краткосрочные (н-р, эксперименты с водой, песком, воздухом, бытовыми предметами и пр.) так и долгосрочные эксперименты (воткнули палку в сугроб ранней весной и каждую прогулку отмечали на ней уровень снежного покрова, ставили емкости с водой на площадке и в группе и следили за загрязнением воздуха, или поздней осенью закопали в земле лист бумаги, палочку от мороженого и полиэтиленовый пакет, а спустя 2 года откопали и были поражены результатам и тд).

Мы устраивали у нас в саду экологические акции:

  •  «Чистый город»;
  • «Я не буду жить на свалке»;
  • «Берегите воду»;
  • «Эко дозор»;
  • «Накормите птиц зимой»;
  • «Мы посадим тут цветы небывалой красоты»;
  • «Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок»;
  • «Отломанная ветка к дереву не прирастёт».

Совместно с музыкальными руководителями были сыграны театральные постановки «Лесные уроки вежливости», «Альтруизм в мире животных».

Мною проведены анкетирования родителей на уровень экологической культуры, проводились экособрания «Руку дружбы природе протяни».

Совместно с другими педагогами ДОУ мы участвовали в экоконкурсах (областной смотр – конкурс «Экобэби-2014», Всероссийский конкурс “Территория образования”, Международный  конкурс по естествознанию «Человек и природа», Международный заочный конкурс "Надежда планеты»,) и занимали призовые места.

На методических неделях всегда представляю НОД по экологии.  Тем самым делюсь опытом с остальными педагогами ОУ.

Созданы и реализованы проекты по экологическому воспитанию в разных возрастных группах:

  • «Полезная еда»;
  • «Наша планета – Земля»;
  • «Дом, в котором мы живём»;
  • «Мы – земляне».

Мы ходили и ездили на экскурсии (экскурсии на кухню детского сада, в ДШИ №27, экскурсия в Автогородок, экскурсия по городу Новосибирску, экскурсия на шоколадную фабрику, ходили на парад Победы). Мы никогда не сидели на месте. В прошлом году я выпустила детей из подготовительной группы, на выпускном мы стали основателями традиции «Аллея выпускников», посадив два дерева на территории детского сада.

Благодаря общим усилиям родителей, детей и педагогов в группе созданы центры «Наука и природа», «Песок и вода», где организуется совместная и самостоятельная деятельность детей.

Считаю, что в результате проведения  вышеперечисленных мероприятий у детей формируются предпосылки экологически грамотного поведения в соответствии с их возрастными возможностями и с учетом их индивидуальных интересов. Что подтверждается результатами диагностики детей.

В результате проделанной работы в образовательном учреждении: созданы центры «Наука и природа» во всех возрастных группах ДОУ (проводился смотр-конкурс данных центров); организована образовательная деятельность по экологии «Юннатики» в старшей и подготовительной к школе группах; организована работа с родителями и педагогаминаправленная на формирование экологической культуры; Библиотека для дошкольников «Наш дом – природа», папки наглядных материалов.

Благодаря привлечению родителей к организации экологического пространства ДОУ ведется работа по благоустройству и озеленению территории, зимний сад «Полянка», холлы, группы. Совместно с родителями организованы выставки творческих работ («Лучший участок ДОУ», «Парад шляп», «Дары осени», «Здравствуй Новый год», «Весеннее настроение», «Светлая Пасха» и пр.) Создана копилка методических разработок, пособий, материалов и литературы по экологическому воспитанию дошкольников, библиотека для педагогов «Экологическое воспитание в ДОУ».

Я могу говорить о своем любимом деле бесконечно и поведать интересные рассказы и эксперименты спонтанно, не зависимо от планирования, а непосредственно от конкретной ситуации. Это ни с чем не сравнится, когда дети бросают свои шумные дела и вдруг замолкают, слушая тебя, как под гипнозом, когда они восторженно передают это своим родителям, а те благодарят за интересные знания. Я очень рада, что могу заинтересовывать, вести за собой, зажигать маленькие искорки внутри растущего сознания ещё маленького, но уже человека.

 

Список литературы

  1. Оберемок С.М. Общие основы проектирования. Новосибирск: НИПК и ПРО, 2004. - 48с.
  2. Николаева С. Н. Создание условий и для экологического воспитания детей, М., «Просвещение», 1993 г. – 11с.
  3. Николаева С. Н. Юный эколог. М., «Просвещение»,1998
  4. Новоселова С.  Развивающая предметная среда. Методические рекомендации. – М.: ДОМ Центр инноваций в педагогике, 1995.
  5. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А. Построение развивающей среды в ДОУ. – М.:
  6. Рыжкова Н.А. Экологическое воспитание в детском саду, М., «Карапуз», 2001г. - 83с.
  7. Рыжкова Н.А Развивающая среда дошкольных учреждение (Из опыта работы). М., ЛИНКА-ПРЕСС, 2003и др.

 

 

Опубликовано: 25.01.2016