Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Конференция: Развитие детей дошкольного возраста

Автор: Максимова Ольга Владимировна

Организация: МБДОУ детский сад «Колокольчик»

Населенный пункт: Липецкая область, с. Тербуны

 «Любовь к Родине, преданность своему народу, готовность к любым подвигам во имя Отечества – это и есть патриотизм.…Но патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная  с самого раннего возраста».

                                                                                            А.Д. Жариков

        

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из  самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.     

Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания, именно в этом  основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственности поколений.  Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, я считаю, что формирование личности старшего дошкольника невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире, отсутствие концепции, теоретических и методических разработок (характерной особенностью многих исследований является обращение лишь к отдельным аспектам проблемы).

Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того, какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как организована предметно - развивающая среда в группе.

Цель патриотического воспитания  детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста  - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране. Патриотические чувства закладываются  в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.

Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей в детском саду осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в  игре и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, поселку.

В.В. Сухомлинский утверждал, что детство –  это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость. Реализация такой системы невозможна без  знания традиций своей Родины, своего края.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления детей о человеке, обществе и культуре. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине  является накопление ими  социального опыта жизни в своём поселке, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение  к миру его культуры.

Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и умение отражать все это в продуктивной деятельности, формирование эстетического отношения к окружающей действительности. Обучение основам труда и формирование представлений о социальных проблемах поселка, воспитание духовно-нравственных чувств ребенка,  воспитание уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям.

Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, культурным, национальным, географическим, природно-экологическим своеобразием своего района. Знакомясь с родным поселком, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Работу по патриотическому воспитанию, считаю, следует начинать с изучения методической литературы, которая сегодня позволяет с разных сторон подойти к вопросам патриотического воспитания, подобрать формы и метод работы, наиболее соответствующие конкретным условиям работы в нашем детском саду. 

Работы по нравственно-патриотическому воспитанию проводится мной в условиях детского сада с. Тербуны. Большая роль отводится тесной взаимосвязи с музеем, средней школой,  районным домом культуры, районной библиотекой, музеем, школой искусств. В своей работе с детьми я пытаюсь систематизировать работу по воспитанию чувства любви к родному селу и к своей стране у детей  старшего дошкольного возраста, объединить в единое целое все задачи всестороннего воспитания детей дошкольного возраста: нравственное, интеллектуальное, эстетическое, трудовое и физическое воспитание.

Формирование любви к Родине начинается с раннего детства, с картинки в букваре, песни мамы, того уголка, где дети живут. В.А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».               

В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников решаются следующие задачи:

1. Способствовать общему развитию детей на основе любви и интереса к настоящему и прошлому своего народа.

2. Воспитывать нравственно-патриотические качества: гуманизм, гордость желание сохранить и приумножить богатство своего родного края и страны.

3. Приобщать детей к традициям и обычаям своего народа.

4. Ориентировать родителей воспитанников на патриотическое воспитание детей в семье.

Также решаются  задачи эстетического воспитания дошкольников. Эмоционально воспринимать окружающее детям помогают яркое, живое слово, музыка, изобразительное искусство. Слушая песни и стихи о Родине, о подвигах, о труде, о природе родной страны, ребята могут радоваться или печалится, ощущать свою причастность к героическому. Искусство помогает воспринимать то, чего нельзя непосредственно наблюдать в окружающей жизни, а также по-новому представлять то, что хорошо знакомо; оно развивает и воспитывает чувства. Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Ребенка может взволновать только что услышанный рассказ о героическом поступке, но затем на эти впечатления накладываются другие, и возникшее первое чувство может угаснуть, поэтому, закрепляем это чувство в многократных переживаниях, специально создавая разнообразные ситуации.

Знакомство дошкольников с родным селом и родной страной – процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к случаю. Положительного результата можно достичь только систематической работой, и эта работа, в основном, проводится вне  занятий. Знакомство с материалом не требует дополнительных занятий, а включается в нашем детском саду в разные виды деятельности, предусмотренные общеобразовательной программой (речевую, музыкальную, физкультурную, изобразительную и т.д.).  На занятия выносятся темы сложные, требующие объяснения, толкования. Знания, полученные на занятиях, закрепляю в различных формах работы вне занятий. И в течение всего года считаю целесообразным возвращаться к тем темам, которые мы с детьми изучили ранее. Одна из главных задач, которую я ставлю перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного материала: это фотографии, репродукции картин, различные схемы, рисунки.

Работа вне занятий включает различные виды деятельности: наблюдения, беседы, игры, труд, изобразительную деятельность, общие  или групповые мероприятия,  экскурсии, походы.

Работу по патриотическому воспитанию  осуществляю по следующим разделам, с целью выполнения поставленных задач.

1. «Семья» - Цели: воспитывать чувство любви к близким родственникам, привязанность к своей семье, дому.

2. «Родное село» - Цели: знакомство детей с родным селом, историей его возникновения, достопримечательностями, людьми, прославившими родную землю.

3. «Природа родного края» - Цели: расширять представления детей о природных ресурсах родного края, воспитывать чувство ответственности, бережное отношение к природе.

4. «Наша Родина - Россия» - Цели: знакомство детей с государственной символикой России, области, района.

5. «Москва – столица нашей Родины» - Цели: знакомство с гербом Москвы, его происхождением и назначением, символикой образов и цветового сочетания в нём.

6. «Герои – защитники Отечества» - Цели: воспитывать чувство гордости за свой народ, свою армию; знакомство с особенностями военной службы.

7. «Мы все – жители планеты Земля» - Цели: знакомство с планетой Земля и жизнью людей на ней, воспитывать уважение к своему народу и людям разных национальностей и стран, к их деятельности и культуре, бережное отношения к природе и всему живому.

8. «Наши космонавты» - Цели: знакомство с днём космонавтики, космосом, первым космонавтом в России.

9. «Этот День Победы» - Цели: воспитывать чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызвать желание быть похожими на сильных смелых российских воинов.

Формирование национально патриотических ценностей начинаю с изучения особенностей возраста.  В дошкольный период происходит процесс осознания себя в окружающем мире. Данный отрезок жизни является наиболее благоприятным для эмоционально - психологического воздействия на ребенка, так как детские образы восприятия ярки и сильны, поэтому в памяти остаются надолго, иногда на всю жизнь. Каждое занятие проводится с использованием наглядного материала: это фотографии, репродукции картин, различные схемы, рисунки. Широко использую пейзажную лирику А. Пушкина «Уж небо осенью дышало», «Зима!.. Крестьянин торжествуя», С. Есенина «Береза» и т. д. Параллельно с беседами, рассматриванием картин, чтением художественных произведений планирую изобразительную деятельность («Семья», «Богатства края моего», «Моя Родина», «Моё село»).

Тематическое планирование составляю так, чтобы оно способствовало эффективному и системному усвоению детьми знаний.  Темы повторяются в каждой возрастной группе, изменяется только их содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательно, и длительность изучения.

В своей работе по формированию национально-патриотических ценностей у дошкольников использую методические пособия: Алешиной Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников», программу Князевой О.Л. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и др. 

С ранних лет формируются первые представления детей об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями своей социокультурной среды – местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями района. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Погружением ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен,  создается естественная среда для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни и  таким образом формирую любовь к малой и большой Родине.

Начиная  со второй младшей группы, патриотическое воспитание детей осуществляю с привития чувства любви к матери, к родным и близким, с ощущения сердечного тепла, внимания и заботы. Эти первые детские эмоции в дальнейшем становятся основой для возникновения более сложных социальных чувств. Происходит своеобразный перенос возникших в раннем детстве человеческих эмоций с близкого  на далекое. Они приобретают в ходе развития ребенка такой же глубокий личностный смысл, как и взаимоотношения с родителями, с родственниками: «любовь к матери – любовь к Родине-матери»,  «любовь к отцу – преданность Отчизне». С этой целью совместно с музыкальным руководителем провожу такие праздники, как «День Матери», посвященный Международному женскому дню 8 марта, совместные развлечения с родителями «Русские богатыри», «День победы», организую выставки рисунков, фотовыставки.

Специально организованная среда дает возможность детям познакомиться с городами России, с гимном, флагом и гербом Российской Федерации, Липецкой области и Тербунского  района, а также с известными людьми, героями войны. Среди таких занятий – «Символика России»

Приобщая детей к русской культуре, рассказываю русские народные сказки. Предлагаю послушать в аудиозаписи русские народные песни, заучиваем русские народные потешки, знакомлю детей с предметами народно-прикладного искусства - дымковской игрушкой, матрешкой, хохломскими изделиями. С произведениями народного фольклора знакомлю детей в основном вне занятий. Для каждой местности характерны свои песни, сказки, хороводы. Особое место отводится знакомству с пословицами и поговорками. Особенное внимание в русских пословицах уделялось теме  любви к родине и защите отечества:

«С родимой земли - умри не сходи».

«Русский ни  с мечом, ни с калачом не шутит»

«Один в поле не воин»

«Храбрость города берёт»

Эти пословицы любимы в народе и дошли до нашего времени.

Старшие дошкольники получают знания о том, что в нашей стране живут люди разных национальностей, они имеют свой язык, обычаи, фольклор. На данном возрастном этапе поддерживаю чувство дружелюбия и симпатии к людям других национальностей. Дружеское общение в быту, в труде, в различных играх является первоначальной ступенью воспитания доброжелательности ко всем людям.

Воспитывая ребёнка на традициях исторических событий и достопримечательностях малой Родины, помогаю ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самими собой. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребёнка с детства - одна из главных задач. Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, древним традициям, фольклору. Поэтому в своей работе  стараюсь ежегодно проводить сезонные музыкально-игровые праздники: «Рождество» и «Новый год», а также праздничные развлечения: «Масленица», «Наши защитники», «Никто не забыт и ничто не забыто».  Особое внимание уделяю самой подготовке праздника: знакомлю детей с особенностями праздника, устанавливаю его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с характером труда и отдыха человека. На наших праздниках, что характерно для народной традиции, нет просто зрителей. Дети, родители и сотрудники, -  все активные участники праздников.

Часто организую сюжетно-ролевые игры «Семья», «Дочки-матери», «Космонавты», «Военные», народные подвижные игры. Было проведено развлечение «Подвижные игры русского народа».

У детей седьмого года жизни возрастает интерес к природе родного края, разнообразию флоры и фауны на территории области. Знакомство детей с природой России происходит посредством демонстрации иллюстраций лесов, полей, рек, морей, гор. Большая роль отводится проведению экскурсий. Беседую с детьми о том, где они провели лето и обращаю их внимание на то, что  дети были в разных городах, сёлах и видели, какая красивая и огромная наша страна. На различных экскурсиях дети знакомятся с особенностями таких природных зон как луг, поле, лес; знакомятся с трудом человека в природе (посадка леса, полевые работы, устройство лесопитомника, теплицы).  Старшие дошкольники уже способны принимать активное участие в защите природы, им доступно многое: уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание цветов, овощей.  Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе сочеталось с воспитанием любви к родному краю, с желанием работать вместе со взрослыми по его благоустройству (озеленение, уборка территории).

Обращаю внимание детей на то, что и природу, и то, что создано руками людей, нужно беречь, сохранять, чтобы через много лет другие дети  могли посмотреть и полюбоваться.

Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Знакомя детей с трудом взрослых, воспитываю положительное отношение к труду, уважительное отношение к людям разных профессий, желание помогать взрослым, самостоятельно трудиться.  Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании трудиться и бережно относиться к его богатствам. Труд с общественной мотивацией  организовываю в детском саду систематически, а не от случая к случаю. Дети 5-7 лет могут выполнять постоянные трудовые поручения не только по самообслуживанию, но и на общую пользу. Причём очень важно, чтобы этот труд действительно имел реальную значимость для окружающих, не был надуманным. Внимательно наблюдаю за выполнением дошкольниками трудовых обязанностей, приучая их добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели. Знакомлю детей с тяжелым крестьянским трудом на земле. На экскурсиях дети видят, как работают их родители, видят результаты труда в поле.

Воспитывая будущих граждан страны, учу их радоваться труду на общественное благо, прививаю им чувство ответственности, а потому требую от них чёткого выполнения порученного дела, приучаю самостоятельно замечать и устранять непорядок, не надеяться на то, что работу сделает взрослый. Конечно, взрослый и поможет, и тактично подскажет, что ещё нужно сделать и как, но при этом он должен следить, чтобы не снизилась активность и инициатива самих детей. Действенным средством такого воспитания является похвала, поощрение. Периодически  обсуждаю с детьми, как выполняются поручения, все ли ответственно относятся к делу, вместе думаем, как помочь  тому, кто пока недостаточно активно и ответственно относится к общему делу.

В дошкольный период детства происходит становление личности ребенка, раскрываются его индивидуальные особенности. Нельзя забывать, что на этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша становятся воспитатели и родственники. В семье зарождаются симпатии, потребности, интересы ребенка, обозначается его характер, поэтому жизнь семьи, ее традиции, идеалы влияют на  его дальнейшую судьбу.  Через призму отношения ребенка к его близким  можно прививать детям   самые лучшие нравственно-патриотические качества характера. В  своей работе с семьёй опираюсь на родителей не только как на помощников детского сада, но и как на равноправных участников формирования детской личности.

Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В своей работе по патриотическому воспитанию использую различные формы и методы работы с родителями. В первую очередь провожу анкетирование родителей по вопросам семейного воспитания.  Организовываю совместную работу детей. Чувство гордости, добросердечности, дружелюбное отношение к своим родственникам возникает тогда, когда ребята рассматривают свои работы. С родителями также проводятся  тематические беседы, консультации по вопросам семейного воспитания («Воспитание трудолюбия», «Отношения детей и взрослых в семье», « Воспитание в семье любви к родному краю»).

Постепенно ребёнок понимает, что он - частица большого коллектива - детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Общественная направленность поступков постепенно становиться основой воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах, упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью нашей страны является ЧЕЛОВЕК.              

Библиографический список

  1. Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников «Мой родной дом» - М., 2005. – 136 с.
  2. Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий, авт.-сост. Е. Ю. Александрова и др. – Волгоград: Учитель, 2007. 203 с.
  3. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф.  Патриотическое воспитание детей 6-7 лет: Методическое пособие. – М.:ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.
  4. Алешина  Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. _ М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с.
  5. Алешина  Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М.:ТЦ Сфера, 1999. – 112 с.
  6. Алексеев Ю. А., Зуев М. Н., Ковалев В. Е. Государственные символы России. Моя Родина – Россия. – М.: «Триада-фарм», 2002. – 68 с.
  7. Голубев А. И. «Край родной» Липецк, 1999 г.
  8. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей./ Под ред. Т. С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 160 с.
  9. Программа  дошкольного образования и воспитания «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Под ред. О. Л. Князевой
  10. Полянский В. Ф., Марков Н. В., Мартынов А. Ф. «Путешествие по Липецкой области».
  11. Синова И. В. Серия Моя Родина – Россия «Конституция основной закон  России» Санкт-Петербург, 2007г.
  12. Шорыгина Т. А. Родные сказки: Нравственно-патриотическое воспитание. – М.: Прометей; Книголюб, 2004. – 128 с. (Развивающие сказки для детей.)
Опубликовано: 28.01.2016